Ассасины в воздухе, или Взлетит ли машина Леонардо?
Многие игроки ждут выхода Assassin's Creed III. В связи с этим кому-то хочется перепройти предыдущие части, освежить память, а кто-то будет играть АСII первый раз. Помимо великолепной боёвки, в игре есть много увлекательных исторических вещей. Один из самых интересных моментов в игре Assassin's Creed II – полет на планере, придуманном Леонардо да Винчи. В игре он называется «летающая машина Леонардо».
Про Леонардо и его творения можно сказать многое. В блоге уже есть хороший пост про Леонардо да Винчи и его изобретения, но меня лично заинтересовала именно история летающей машины. «А может ли она вообще взлететь?» - спросила я себя, и полезла гуглить.
Парить как птица... пинаться как ишак
Впервые Эцио видит машину в фургончике, на котором Леонардо перевозит в Венецию свою мастерскую. Художник с восторгом пытается объяснить другу, что это машина, которая даст возможность человеку летать, но Эцио только иронично отмахивается. И впрямь, подобная мысль с трудом укладывалась в голове человека до Эпохи Возрождения, и большинству христиан даже казалась крамольной.
Позже, уже в Венеции, мы сталкиваемся с квестом, в котором Эцио необходимо быстро попасть в хорошо охраняемый со всех сторон дворец дожа. Побегав вокруг дворца и поняв, что никаких быстрых подходов найти нельзя, он вдруг вспоминает о виденных в фургончике крыльях и со всех ног мчится в мастерскую к Леонардо.
Здесь мы встречаемся с некоторыми натяжками в игре. Например, во дворец следует попасть очень быстро и желательно скрытно, но машина не испытана, плохо управляема, да и размах ее крыльев не велик (мне кажется, дизайнеры явно преуменьшили площадь крыла в игре). Сперва Эцио отправляется на испытание машины. Пролетев всего ничего, мы вместе с Эцио терпим небольшое крушение – планер летит недалеко, а в Венеции слишком много высоких домов и слишком мало восходящих потоков.
Леонардо пытается исправить машину, но, быстро проглядев чертежи, понимает, что за такое короткое время это невозможно. Модель нужно переделывать принципиально.! В досаде он бросает в камин смятый листок бумаги, и вдруг видит, как в восходящем потоке теплого воздуха тот рывками поднимается вверх. «Эврикa!», восклицает наш Леонардо, и быстро намечает на карте города схему, где необходимо разжечь гигантские костры. В игре-то всё выглядит просто – сперва Эцио расчищает отмеченные места от стражи Венеции, затем там располагаются воры и разжигают костры, и далее наш ассасин планирует по лиHии костров до самого дворца дожа.
Я специально записала ролик полета, очень мне понравилось летать :) Обратите внимание на игровые подсказки, например, указание на то, что стражников на крыше можно пнуть ногой :)
Тяни на себя!
Управление машиной осуществляется также, как во всех авиасимуляторах, то есть когда хочешь лететь вверх, жмешь ВНИЗ, а когда нужно пикировать – жмешь ВВЕРХ. Подобный принцип управления сбивает с толку тех, кто не играл в авиасимуляторы. Надо сказать, что основан он на реальных принципах управления самолетом, которые сложились еще в первую мировую войну. Поперечное управление самолета осуществлялось элеронами, приводимыми в действие отклонением влево или вправо ручки управления (или вращением штурвального колеса). «Руль направления» обеспечивал путевое управление и отклонялся нажатием на соответствующую педаль. А за продольное управление как раз и отвечали так называемые «рули высоты», управляемые движением рычага (колеса) на/от себя.
По идее, к машине Леонардо да Винчи такая схема управления не имеет отношения. Леонардо даже наставляет друга, что при полете машина управляется исключительно переносом веса тела вправо-влево. Однако, видимо, разработчики просто последовали классической схеме управления авиасимуляторов.
"Стреляйте, стреляйте в крылатого демона!.."
Известно, что судьба большинства изобретений Леонардо была плачевна, однако вполне вероятно, что некоторые открытия он специально скрывал от своих воинственных современников. Его имя даже связывают с мифическим «Союзом Девяти Неизвестных», созданным легендарным индийским царем Ашокой.
Тайное общество Девяти Неизвестных - это анонимные хранители древней мудрости и знаний, задачей которого было следить за тем, чтобы прогрессивные знания не попали в руки злоумышленников и чрезмерно амбициозных личностей. В частности, широко известны истории о том, как они множество раз изымали в очередной раз изобретенный порох.
К Союзу Девяти Неизвестных различные источники причисляют папу римского Сильвестра II, известного также под именем Герберта из Орийака, Акбара — падишаха Индии из династии Великих Моголов, Леонардо да Винчи, Роджера Бэкона и Парацельса.
Также Союз Девяти Неизвестных часто упоминается в связи с историей тамплиеров, масонов и других тайных обществ, поэтому и в игре можно поискать кое-какие намеки.
Майкл Мосли, продюсер научного цикла ВВС об изобретениях да Винчи, считает, что Леонардо не довел свою машину до ума потому, что не хотел, чтобы его изобретения использовались в военных целях. «Создавая машины, которые он спроектировал, и обнаруживая ошибки, мы чувствовали: они были сделаны неспроста. Наша гипотеза заключается в том, что Леонардо - пацифист, которому приходилось работать на военачальников той эпохи, - специально вносил в свои проекты ошибочную информацию».
Указанием на то,что такие мысли точно посещали художника, служит пометка, сделанная на обороте чертежа шлема для подводного погружения: «Зная о том, как работает сердце человека, они могут научиться убивать людей под водой». Отсюда недалеко и до связи да Винчи с "Девятью Неизвестными"...
Так или иначе, но нам ничего не известно о реальных испытаниях многих машин, придуманных Леонардо, в его время.
Модель планера по чертежам Леонардо да Винчи
Рожденный ходить - летать может!
Наброски летающей машины можно увидеть на полях «Мадридского кодекса» Леонардо да Винчи (это рукописный фолиант 1510 года, случайно обнаруженный в 1996 году). С тех пор идея воспроизвести в реале этот аппарат бередила умы различных изобретателей и дельтапланеристов. И таки машина успешно поднялась в воздух, доказав тем самым, что известнейший гений Ренессанса имел возможность открыть эру полетов на аппаратах тяжелее воздуха задолго до исторического эксперимента братьев Райт.
Первые два летающих аппарата Леонардо были изготовленs в Англии в рамках специального телевизионного проекта ВВС, в ходе которого строились и испытывались самые знаменитые конструкции Леонардо. Для воссоздания обеих моделей постарались использовать материалы, которые могли бы быть в распоряжении изобретателя эпохи Возрождения - итальянский тополь, тростник, сухожилия животных и лен, обработанный глазурью, полученной на основе выделений каких-то жуков.
Первый аппарат был создан для программы BBC по одному из рисунков Леонардо; он наиболее точно соответствовал чертежам. Этот аппарат поднялся в воздух и продержался всего несколько секунд.
При создании второго дельтаплана к чертежу 1487 года (год полета Эцио в игре) были добавлены штурвал управления и трапеция, которые Леонардо изобрел позднее. Испытательные полеты провела англичанка Джуди Лиден, дважды чемпион мира по дельтапланеризму. Она смогла подняться на высоту 10 м и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы разработчики и зрители теле-проекта постановили, что аппарат на самом деле работает!
Правда, сама Джуди Лиден отозвалась о конструкции машины так: «Я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля». Не правда ли, мы чувствовали себя примерно также, когда летели с Эцио ко дворцу дожа?..
Модель летающей машины с системой взмаха крыла
Также проект по созданию и испытанию подобного аппарата осуществлял известный итальянский спортсмен и путешественник Анджело Д’Арриго. В этом случае машина была усовершенствована еще больше и строилась из современных материалов вроде алюминиевых трубок и синтетической ткани. К тому же модель предварительно обсчитывалась на компьютере, а сама конструкция перед запуском подвергалась испытаниям в аэродинамической трубе. В результате машина Леонардо оказалась вполне управляемой и более-менее сравнимой с конструкциями современных дельтапланов.
Но говорить о том, что «сегодня точно воспроизведена летающая машину Леонардо» и «испытания доказали, что она летает» – неправильно. Если вы заметили, у Леонардо изображен набросок скорее махолета, чем дельтаплана. И та машина, которую конкретно набрасывал Леонардо до 1487 года, не смогла бы поднять и удержать человека в воздухе, хоть с кострами, хоть без. Я сомневаюсь, что в реальности в то время был возможен подобный полет Эцио. Испытать машину, врезаться в какую-то крышу, подправить неизбежные поломки машины, организовать расчистку площадок, костры, и с первого раза долететь через половину города, не имея никаких навыков планирования и ловя восходящие от костров потоки, и все это фактически за один вечер?.. Даже не вдаваясь в инженерные подробности функциональности машины, подобный сюжетный ход вызывает сомнения.
Как бы ни пытались разработчики сделать игру максимально насыщенной «исторической правдой», с настоящей историей они обращаются весьма вольно во имя сюжета, главной идеи игры и игровых условностей. Думаю, что в Assassin's Creed III нас ждут такие же «вольности».
Тем не менее, полет Эцио остается одним из прекраснейших и увлекательных моментов игры, и чисто ради «исторической правды» никто бы не захотел лишиться такого замечательного квеста.
PS. Кстати, после прохождения Assassin's Creed II можно в любое время летать на машине Леонардо в любую точку Форли. Мы также встречаемся с машиной позже, в Assassin's creed: Brotherhood.
При моральной поддержке клана [clan]Два балла по шкале Апгар[/clan].
В качестве иллюсстрации использованы арты:
by doubleleaf, clonuxY и sunsetagain
Спасибо за помощь и вычитку: Magrat
Использованы источники: