Два европейских фильма, снятых в 2000-х годах (№2)

Я расскажу о паре европейских фильмов, хотя, возможно, их никто смотреть и не будет. Один фильм странно-мистический, другой приземленный и реалистичный. Странная парочка, показывающая, что жизнь в Европе разнообразная. Европа остается кипящим котлом народов, традиций и, наверно, надежд и чаяний.

В принципе об этих фильмах можно почитать на КиноПоиске по данным ниже ссылкам, я же просто дополню их своими впечатлениями.

Первый фильм – это мистически-странноватая картина «Далеко по соседству». Мне кажется, название подходит этому фильму. Порой близкие люди, живущие рядом с тобой, оказывается, живут в своих мечтах далеко от тебя.

Аннотация:

К пятидесяти годам у Томаса за спиной престижная работа, счет в банке, жена и дети. А впереди — серая и неинтересная жизнь. Однажды Томас по ошибке садится не на тот поезд и оказывается в городе своего детства. Именно здесь сорок лет назад случилась страшная трагедия, от которой мать так и не смогла оправиться.

Чудесное превращение дает Томасу возможность вернуться в прошлое. Оказавшись в собственном теле в четырнадцатилетнем возрасте, но с опытом пятидесятилетней жизни, он вновь встречает первую школьную любовь, старых друзей, любимую сестру и верного пса. Встречает и отца, который пока еще не ушел из семьи. Возможно, весь смысл удивительного путешествия в том и состоит, чтобы предотвратить трагедию?..

Это европейская экранизация известной японской манги Дзиро Танигути (который, кстати, исполнил в фильме эпизодическую роль попутчика в вагоне).

То, что он снят по манге, выдает странный, довольно необычный финал в духе манги, да и в самом сюжете много не-европейского. И ещё тут эмбиентно-электронная музыка от группы AIR. Фильм погружает в необычную историю, в которой сын, вернувшись в своё детство, пытается предотвратить уход отца и последующие трагедии в своей жизни и в жизни своей семьи. Герой переживает заново где-то месяц своей юности, зная, чем всё закончится. Он делает многое, чего не сделал в юности, пытаясь изменить ход событий, но...

Главный герой, Томас, повзрослев, становится известным художником комиксов, о чем говорится в начале фильма (что, возможно, описывает жизнь самого Дзиро Танигути), и поэтому построение сюжета и, наверно, некоторых сцен похоже на ожившие комиксы.

Мне этот фильм напомнил «Девствениц-самоубийц» (несмотря на нескромное название, это семейная история про сестер) своей музыкой от AIR и семейственностью и «Эффект бабочки»(??) скорее всего попыткой перестроить своё настоящее и в какой-то мере будущее другими выборами в прошлом, неким путешествием в прошлое.

Это европейский, французский фильм, но все же странный, не совсем оптимистичный финал сбил меня немного с пути-панталыку. Финал комиксовый, анимешный, неопределенный...

Чтобы отвлечься мыслями, задуматься о неправильных выборах в юности и последующей жизни, о последствия этих выборов для себя и других людей, фильм стоит посмотреть.

____________________________________________________________________________________

Второй фильм – «Это свободный мир» от британского режиссера Кена Лоуча, снятый интернациональной европейской командой.

Мать-одиночка Энджи начинает карьеру бизнес-леди в собственном агентстве по найму рабочих-иммигрантов, которое организовала вместе со своей подругой Розой. В центре «Этого свободного мира» — приятная, щедрая, постепенно становящаяся отвратной женщина в расцвете лет и с бешеной волей. Она торопится жить, спешит за своими клиентами, чтобы их рекрутировать на временную работу, а за всем этим — вопрос о растлевающей власти одного человека над другими…

Этот фильм 2007 года про эмигрантов, ищущих в сытой Европе работу и кров, наверно, был злободневен в те времена. Сейчас же в Европу, в частности в Великобританию, совершенно другой наплыв, не желающих найти работу, а желающих найти халяву и покой от войны. Наверно.

Внешне сюжет фильма прост: тетка, работающая в агентстве по найму эмигрантов, решила начать собственное дело в этой сфере. И, кажется, добилась успеха не очень законными методами. Но эта работа, это занятие, желание добиться финансовой состоятельности для себя и сына извратило её душу.

Я знаю, что в наших больших городах прямо на вокзале приехавших узбеков, таджиков, туркменов (про молдаван и украинцев ничего сказать не могу, т.к. в нашем веселом городке они мало встречаются) собирают подъехавшие добродетели, причем той же национальности, строят в шеренгу, что-то объясняют, сажают в газельки-пазики и куда-то увозят.

Так и в этом фильме, подошедших к самозваной бирже труда эмигрантов утром выбирают, распределяют по двум микроавтобусам и везут на временную работу. И так же, наверно, обирают, порой не платя ничего.

ИМХО, но все же для нас выходцы из Средней Азии являются своими людьми, некоторые из них очень хорошо говорят на русском (общее когда-то государство), и так или иначе их не очень обижают на улице... и все же есть русское гостеприимство, какая-нибудь бабуля может покормить какого-нибудь темненького паренька, устроить его где-нибудь.

В Европе же... оей-ёй... таких разношерстных эмигрантов из Бразилии-Ирана-Польши-Украины... или какого-нибудь Суринама-Индонезии гнобят по полной. Нет пачпорта – иди отсюда, ищи сам себе работу и кров. И живут они в трейлерах или гаражах, перебиваясь случайными заработками, а может, и кражами и не только.. Если вспомнить недавнее нашумевшее дело об убийстве полковника Гошта у нас в Самаре (? не помню точно), то я не удивился.

Ну, я не очень знаком с этой сферой жизни, но живя в частном секторе, часто вечером вижу проходящих мимо дома в глубину частного сектора пареньков и мужчин темной внешности, видимо, где-то все же они находят себе жильё.

Фильм тягостный и жестокий, наблюдать, как милая женщина превращается в волчицу-бизнесменшу, это ужасно. За свои неблаговидные дела, попытку построить своё благополучие на крови и поте других, бесправных эмигрантов, она даже попадает в неприятную историю. Обман других ради успеха и обеспечения собственного благополучия ожесточает её сердце и душу.

И название фильма действительно хорошо подходит ему. «Это свободный мир», и каждый вправе свободно строить свою жизнь на жизни, радостях и страданиях других. Это капитализм, детка. Крутись-вертись, если хочешь быть успешной. Но становится грустно, нет, даже страшно от такого свободного мира, хотя здесь показан только лишь срез этой жизни.

В конце фильма почему-то было приятно видеть знакомые славянские-советские лица и слушать русскую речь, когда героиня приезжает на (или в) Украину, расширяя свою контору-империю.

Фильм смотреть не обязательно, но он неплох.