Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Vault_boy_playing_card_by_edrayton-d

Автор Textoplet 61 *

171

Нуар

Нуар
Про кино - НуарНуар

Продолжаю знакомиться с фильмами прошлого.

Ещё серия Fallout зацепила темой ретро-футуризма и всего связанного с эпохой джаза, виниловых пластинок, ламповой электроники, больших ЭВМ, фетровых шляп, больших надежд на ядерную энергетику (автомобили на ядерном топливе, реактор в каждый дом) и прочего антуража 40-50-хх. Которые принято называть сытой эпохой США.

Выход игры L. A. Noire добавил впечатлений по любимой эстетике. К тому же там много отсылок к известным фильмам было.

И вот спустя некоторое время, перемежая досуг чтением и другими фильмами, я собрал также и небольшую копилку впечатлений от фильмов жанра нуар. Которые большей частью снимались в 40-50-е годы, идеально укладываются в любимую по эстетике и стилю эпоху.

Ниже поделюсь мыслями о просмотре нескольких таких лент. По совместительству могу их сразу рекомендовать к просмотру.

Основная проблема с восприятием данных фильмов может возникнуть из-за изменившихся технологий съёмки. В частности разумеется то, что они черно-белые. Зато как хорошо прописаны истории, диалоги, и как они сыграны - повесть захватывает, как и со старыми играми уже не обращаешь внимания на технические параметры произведения. К тому же интересно узнать чем вдохновлялись актёры и режиссёры следующих поколений, где и как впервые были опробованы приёмы съёмки.

Пару слов о собственно жанре.
В нуаре часто главные персонажи - антигерои. Это не такие люди, кого можно занести в образцы для подражания: они бывают циничны, настроены к жизни пессимистично. Присущ и фатализм - нечего терять, айда к чёрту на рога! Поэтому часто такими персонажами становятся какие-либо наёмники или частные детективы. Но это самый общий пример нуара - детективов-нуар.

Термин пришел от французских кинокритиков, подметивших в американском кино новую манеру съёмки, сочетания контрастов и преобладания тёмного, что создавало определенное угнетающее настроение. Да и сами фильмы были исполнены духом уныния: сказывались недавняя Великая Депрессия, а также лихорадка всемирной политики, катившейся к развязыванию Второй Мировой.

Сюжеты в этих фильмах любят делать сальто, шокировать неожиданными поворотами или эффектными концовками. Герои данных фильмов поговорить. Разговоры получаются самыми разными, и кое-что расходится на цитаты.

В фильмах ниже всё это представлено в той или иной мере.

Особым препятствием нуару, с его вроде мрачностью, цинизмом и жестокостью, служил кодекс морали американского кинематографа - так называемый кодекс Хейса. По нему всегда должны были преступники получать по заслугам, не должно было показываться со смакованием подробностей само преступление или убийство, чтобы не вызвать у зрителей соблазна повторить их. Контролировалась брань, распитие алкоголя и курение должны были быть по минимуму и уместными. Словом, проволочек было много. Отказались от него только в 60-е, окончательно упразднив в 1967.






Объезд / Detour (1945)

Нуар
Про кино - НуарНуар

Деньги - это бумажки, на которых бесчисленное количество микробов.

Показательный пример ещё той поры, как можно сотворить достойное произведение не обладая большими средствами. Бюджет 30 000$, съёмки в течение 6 дней, незатейливый сценарий... а в результате - культовый статус и звание одного из эталонов нуара.

Нуар
Про кино - НуарНуар

Тут присутствует и типичный зрелый мужчина, с не самым приятным в силу обстоятельств настроением. И роковая красавица, по-своему норовистая и с характером, которой пальца в рот не клади. А ещё внутренний монолог героя, который собственно и рассказывает свою историю, перемежая её некоторыми афоризмами о жизни. И хорошо поставленные диалоги, с взаимными подколками.

Сама съёмка также незамысловата. Видимо тот случай, когда простыми, но верно использованными, средствами удаётся достичь наилучшего эффекта. Как говорится, дайте точку опоры и я переверну Землю.

Нуар
Про кино - НуарНуар

Жил-был пианист и работал вместе с любимой, певицей, в одном клубе Нью-Йорка. Много не хватали с неба звёзд, но вроде жениться собирались. Да вот невеста захотела в Голливуд податься и уехала. А нашему герою стало грустно. Но в конечном счёте он решил отправиться вслед за ней, чтобы наконец построить своё счастье. Средств немного, а добираться от одного до другого побережья США он решил автостопом. Вы ему не поверите, но то что с ним случилось было случайностью.

«Вы когда-нибудь путешествовали автостопом? Это не поездка, это целая школа жизни. Но я предпочитаю обучение в колледже или по почте»

Нуар
Про кино - НуарНуар






Туз в рукаве / Ace in the Hole (1951)

Нуар
Про кино - НуарНуар

А тут образчик уникального "светлого" нуара. Против обычного преобладания тёмных контрастов картинки, здесь история проходит в основном на свету. Но кое-какой тёмный уголок припасён. И вот это сочетание и соседство двух миров света и тьмы играют одну из сильных ролей в воздействии на зрителя.

В главных ролях отмечен не абы кто, а сам Кирк Дуглас - тот самый Спартак из фильма Стенли Кубрика. Здесь он прекрасно исполнил охочего до сенсаций журналиста. Из его уст прозвучит актуальная пожалуй и поныне циничная сентенция, которой похоже держится некоторая категория СМИ: не просто нести новости, а превратить их в шоу, ходовой товар.

Итак, трудности жизни приводят журналиста в захолустье - Альбукерке, работать в местную мелкую газету. Тут он и пытается нащупать потенциальную сенсацию. И вот - свершилось! - археолог попал под завал в пещере, где искал артефакты индейцев. Поговаривают, что на пещеру проклятье индейцев наложено - как дополнительная приправа к этому происшествию, отличный материал! Организуют спасательные работы, журналист начинает писать статьи и освещать это событие в прессе, даже вроде помогать организации спасательной операции, но в то же время - намеренно притормаживая процесс, чтобы растянуть событие и больше статей наклепать.

Знакомо?..

Удивительно - критики в 50-е годы назвали фильм неправдоподобным. Может и впрямь раньше честнее жили и такого не допустили бы?.. Есть повод подумать, а фильм даёт неплохой повод поразмышлять о морали и человечности.

- Ты знаешь, а из этого может получиться неплохая история, Чак. Не стоит ее недооценивать. Это же просто здорово: 1000 змей в поросшей кустами местности, и толпа людей, выкуривающих их оттуда, бьющих их по головам.

- Просто здорово, 1000 змей в кустах. Дай мне 50 этих тварей, которые расползлись по Альбукерке. Прямо как леопард в Оклахома Сити. Весь город охвачен паникой. Пустынные улицы. Забаррикадированные дома. Эвакуация детей. Каждый человек вооружен.

Пятьдесят убийц ползут в поисках жертв. Пятьдесят! Одного за другим, их начнут выслеживать. Вот уже убито 10, 20. Число жертв растет. Вот уже 40, 45. 49! Где же последняя тварь? В детском саду? В церкви? В заполненном людьми лифте? Где?

- Я сдаюсь. Где?

- В ящике моего стола, дружище. Припрятана, чтоб никто её не мог найти, понимаешь? История будет отлично расходиться еще дня 3. И когда я буду готов, мы выпустим её продолжение. "Репортер "Сан Бюллетень" схватил Номер 50".

Нуар
Про кино - НуарНуар






Мальтийский сокол / The Maltese Falcon (1941)

Нуар
Про кино - НуарНуар

- Тяжелая. Из чего она сделана?

- Из того же, из чего сделаны мечты.

Собственно это фактически - родоначальник кино-жанра нуар.

Здесь снимался легенда кино - Хэмфри Богарт. Смотреть довелось в том числе с советским дубляжом, и как обычно высокий уровень традиции нашей актёрской школы даёт себя знать - русский голос Хэмфри Богарта не хуже его собственного, и так же саркастичен и вызывающ в разговоре с оппонентами.

Нуар
Про кино - НуарНуар

В отличие от предыдущих фильмов с их нюансами и экспериментами по жанру, это вполне типичный нуар-детектив, филигранно исполненный и увлекающий безо всяких CG-эффектов. Сразу отмечу, что фильм снят по одноименной книге Дэшила Хэммета, так что по совместительству это ещё и хорошая экранизация.

В этом фильме продуман каждый ракурс камеры и элемент в кадре. Тут есть и своя символика с намеками на натуры и будущее персонажей, и удачно показанное развитие событий, просто диву даешься сколько понадобилось выдумки и репетиций. Все эти усилия не пропали зря - кино породило новый жанр, и при этом осталось уникальным. Проблемы были и с кодексом Хейнса. Персонаж Богарта с характером и миндальничать не привык, а вот пришлось сглаживать углы его речи.

У Стругацких была суета вокруг дивана. Здесь в центре событий тот самый "Мальтийский сокол" - фигурка, вроде не просто статуэтка, а овеянная легендами о связанной с ней властью и богатствами. Понятно, что кусочек лакомый. Но для героя Богарта, частного детектива, расследование и поиски сокола только работа и повод отомстить за друга.

Этот фильм позднее был зачем-то перекрашен в цвете. Причем бездумно - убивая продуманность съёмки, хотя сделать нуар в цвете можно - смотреть "Китайский квартал" как пример. Здесь не тот случай, так что если и смотреть "Мальтийский сокол" - то только каноничное черно-белое.






Двойная страховка / Double Indemnity (1944)

Нуар
Про кино - НуарНуар

"Я никогда не знал, что убийство может пахнуть жимолостью."

И снова виновата женщина!

В страховых компаниях есть неприятный для них пункт - обещание выплаты в двойном размере в случае маловероятного несчастного случая. И вот однажды страховой агент Уолтер Нефф - и сам мужчина видный - встречает красавицу Филлис Дитрихсон, искра зажигает страсть... Хотя она и сама себе на уме. Будучи замужней она предлагает подсунуть соответствующий полис мужу, затем избавиться от него и зажить после этого как короли!

Предложение заманчивое.

Нуар
Про кино - НуарНуар

Как видно, персонажи не вызывают осбой симпатии. Но не всё так просто. Антигерои на то и анти, но всё же герои: они все с характером, волей, обаянием. Они цепляют. Да и личности непростые. Ведь всем людям присуще раскаяние, угрызение совести и прочее?. Кого-то можно и пожалеть. Однако эе, ни разу не раскрываю карт сюжета.

Впрочем вполне положительный герой тут есть - Бартон Киз, друг Уолтера, тоже работает в страховой компании. И ему интуиция подсказывает, что назревает афера, он начинает параллельно своё расследование, пока алчная парочка готовит исполнение своего плана.

Это так же качественная работа, как и "Мальтийский сокол", без экспериментов и уникальных фишек. Но с продуманным сценарием и постановкой ленты.






Итак, кратко поделился мнением о жанре нуар. Это определенный этап в кинематографе, и он оказал своё влияние не только на кино. Изначально раскрыл себя в полной мере среди черно-белого окружения, но затем нашлось место нуару и среди цветных фильмов. Это и упомянутый выше "Китайский квартал", и "Водитель" (1978), и "Разговор" (1974) и другие фильмы, эпохи уже нео-нуара.

Также жанр влился в кибер-панк: тут вам и угрюмость мира, и циничные герои, и мотивы дождя - которые характерны для нуара, забыл их упомянуть выше, так как в освещенных фильмах обошлось без свинцовых туч.

Эпоха кино-нуара стала хорошей площадкой для экспериментов операторов, создания новых приемов съёмки, актёрской игры. Всё это вошло в фонд кинематографа, способствовало его развитию.

В итоге это пришло и в игры. Главная игра-нуар конечно же Max Payne. Кроме него был ещё и Post Mortem, забытый видимо в тени мастодонтов. В конце концов тот же L.A. Noir и Discworld Noir, чьи названия прямо говорят о своей принадлежности.

Но в основном в играх присутствует нео-нуар или просто какие-то стилистические элементы позаимствованные из нуара. Пожалуй на эту тему следует завести отдельный разговор.

А с кино - пока что всё.

Спасибо за внимание.

171
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

10 комментариев к «Нуар»

    Загружается
Чат