Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
X_f445bc45

Плюсатор wondervill 32

86

Ширпотреб Джеймса Кэмерона. Ужасно запоздавшая рецензия на "Аватар".

Здравствуй, геймер. Мне немного не по себе от того культа поклонения, который сложился вокруг Джеймса Кэмерона. И вокруг фильма «Аватар». И вокруг того, что это внезапный сенсационный фильм, который перевернет кинематографическое искусство.

Я возьму голые факты. И постараюсь оценить: так ли красив черт, как его малюет мировая общественность, настругавшая в копилку картины вот уже больше 1 200 000 000$

Ширпотреб Джеймса Кэмерона. Ужасно запоздавшая рецензия на "Аватар".
Про кино - Ширпотреб Джеймса Кэмерона. Ужасно запоздавшая рецензия на "Аватар".Ширпотреб Джеймса Кэмерона. Ужасно запоздавшая рецензия на "Аватар".

Однако, сюжет. Ладно, 2154 год. Претензии коммунистов? Мир сперт у Стругацких? Вряд ли. Романы Стругацких учитывались, да. Это все же не плагиат.

Но идея как минимум не нова. Название «Пандора» - избито и затасканно. Греческая мифология, Рэй Брэдберри, Ефремов, братья Стругацкие, да Borderlands, в конце-то концов… Ладно. Что мы получаем дальше?

В мире – полный гешефт. Но гешефт приятный для США, с откровенным политическим подтекстом – Дядя Сэм протянул свои длинные руки уже и за пределы столь популярного Ближнего Востока. Венесуэла и прилежащие регионы, судя по всему, уже сполна откушали бьющей через край американской демократии.

Вы, конечно, знаете, что операция по усмирению На’Ви называлась не иначе, как Shock and Awe. Название американской военной доктрины на Ближнем Востоке. Недурно.

Скажете, Кэмерон так ловко подшутил над американскими аппетитами? В любом случае, если в неполитический изначально проект мешают политику, качество обычно уходит в пике. Потому что однажды «невинно намекнув», режиссер все никак не может успокоиться и отчаянно унаваживает проект. Однако Джеймс Кэмерон этого скорее избежал, чем нет.

После того, как грозные южноамериканские «герильяс» и «барбудос» приложили руку к лишению бравого Джейка Салли нижних конечностей, того отправляют в космос.

Внезапно. Не знаю, как в 2154, но пока что у нас людей с малейшими физическими недостатками на пушечный выстрел не подпускают к межзвездному пространству. Ни физически, ни мысленно.

В конце концов, любой порядочный медик намекнет вам, что человек, проживший какое-то время в инвалидной коляске должен по выздоровлению пройти мощнейший курс реабилитации. Моторика нарушается, ага. А тут – в трехметрового синего инопланетянина, размялся и побежал.

Дальше. Элементарная, азбучная претензия. Человек встает с инвалидной коляски, понимаете? Он снова обретает мечту. О чем-нибудь. О небе, черт подери. Да вспомните Форреста Гампа, в конце-то концов. «Беги, Форрест, беги!» «Лейтенант Дэн, у вас выросли ноги!». Никакой мечты о небе в «Аватаре» нет. То есть она как бы есть, но на деле – пустоцвет. Не сумел Джеймс Кэмерон показать мечту. Скажете, фильм не о том? «Форрест Гамп» тоже не о том.

Дальше. Беспросветная, пробочная скучность характеров. Хороший десантник-инвалид. Плохой военный, воевавший в Венесуэле и Нигерии. Злобный делец, зацикленный на себе и деньгах. Парочка антропологов а-ля доктор Мортимер в «Собаке Баскервиллей». Любовь главного героя. Народ, смешанным гулом выражающий свое одобрение или неодобрение. Печаль.

Актеры. Ну почти нету там актеров. Кэмерон снова демонстрирует свою любовь отдавать главные роли людям, грамотно умеющим изображать «крутых парней». Но если у столь любимого режиссером «Аватара» Арнольда Шварцнеггера кроме мускул и сурового взгляда была еще и харизма, то у Уоррингтона оная бесконечно близка к абсциссе.

И актерской игры почему-то почти нет. Он словно отдает себя на откуп окружающим персонажам. Когда я вспоминаю все того же Сэма Уоррингтона (капитана Гудри) в «Войне Харта», мне кажется, что во всем «Аватаре» меньше его, чем в крошечном эпизоде из фильма Грегори Хоблита.

Ладно, даже неудавшиеся главные роли нередко вытягиваются блестящей игрой актеров «на подтанцовке». Но они тоже провалились с треском. Почти все, кроме начальника станции (которому, правда, и не нужно было ничего особенно рисовать – простого военного рубаку) и большеглазой инопланетной подружки Салли – Нейтири. Она и красива (красиво обработана, да и сама по себе актриса не обделена данными), и логично сыграла свою роль, и «вписалась» в фильм. Луч света в темном царстве.

Что у нас еще есть? Тема революции. Да. Она есть и, как ни странно, она предстает перед нами во всей красе. Она патетична. Она эффектна. Эффектна так, как все показываемые в кино революции. Воздеваемые вверх руки, глаза, устремленные в небо…Цепляет.

Но однажды внезапно перестает цеплять. Не на десятом просмотре, нет. Минут через двадцать, даже вне революционных сцен ты вдруг осознаешь, что все это - сладкая и приятная на вкус картинка. Патетические фразы в духе «Мы докажем, что это наша земля!» сразу оказываются сырыми и пресными, явно рассчитанными на умиротворенного и падкого на публичность американского зрителя. Приходит понимание, что весь этот бунтарский глянец ты видел, хотя бы в кино, но там это были люди. И люди воевали с людьми, и это было ясно и понятно. Но когда нелюди воюют против людей… Извините.

Ширпотреб Джеймса Кэмерона. Ужасно запоздавшая рецензия на "Аватар".
Про кино - Ширпотреб Джеймса Кэмерона. Ужасно запоздавшая рецензия на "Аватар".Ширпотреб Джеймса Кэмерона. Ужасно запоздавшая рецензия на "Аватар".

Моллюск на заднем плане смотрит на тебя как на захватчика.

Да, есть в этом и какой-то приятный людской шовинизм. Приятное самобичевание. Как в «Неукротимой планете» Гарри Гаррисона с его «корчевниками», атомными бомбами и Язонами. Но он слишком слаб. Кино – не литература, да и красота картинки оттеняет эту и без того едва заметную тему.

Но так или иначе, с «революцией» Кэмерон не сильно промахнулся.

А вот где он снова попал в зеро – так это в диалогах. Снова – потому что это стандартная, почти штамповая претензия фильмам Кэмерона. Что в «Титанике», что в «Правдивой лжи», что в «Терминаторе» (местами) диалоги скучны, тяжелы, топорны. Там где Роберт Родригес скажет два слова, Кэмерон – двести. Он словно разжевывает каждое предложение, чтобы зритель уж точно понял абсолютно все. А заодно, пока герои несут тяжеловесную муть – еще пара эффектных панорамочек. Это так, к слову.

Про сюжет говорить даже не буду. Все с ним ясно. Без претензии на что-либо сюжетик. Бла-бла-бла, лавстори, злобный смех за кадром, бла-бла-бла, бэнг, бла-бла-бла, бэнг, ура-ура, лавстори. Просто, банально до ужаса и до ужаса же предсказуемо.

Впрочем, на кой размашистому 3D-байопику сложный сюжет?

Графика. Да. Она великолепна, чудесна, восхитительна. Она безумна. А что вы хотели от Кэмерона? Если он говорит «прорыв» - будет Прорыв. С большой буквы.

Логично прозвучала бы фраза, что «графика оттеняет общую унылость фильма». Как ни глупо, но так оно и есть. Тут уж заговоришь штампами.

Но то, что графика закрывает и оттеняет сюжет... Закрывает логичность, закрывает истинную красоту и «душу» фильма... В «Аватаре» нет настоящей трагедии, нет силы, нет морального размаха. Всю эстетику там грубо, по-хамски задушила глянцевая графика. И это - отвратно.

Снимите ваши «розовые» 3D-очки, бога ради. Посмотрите на фильм так, как он того стоит.

86
Еще в блоге
130x80_stub

Про кино

130x80_stub

Про кино

Интересное на Gamer.ru

129 комментариев к «Ширпотреб Джеймса Кэмерона. Ужасно запоздавшая рецензия на "Аватар".»

    Загружается
Чат