Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
3

Админ на пенсии Флегматикс 53

161

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Когда все играли в Civilization IV, я играл в Medieval 2: Total War. Пока народ с упоением обустраивал государства в Sid Meier's Civilization V, я бойко гонял французские армии по всей Европе в Napoleon: Total War. В ожидании Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings все переигрывали пятую часть вместе со всеми дополнениями, а я в это время забросил Total War: Shogun 2 и начал бороться со злом в Warlock: The Master of Arcane. Наверное, это и стало главной причиной моего желания вернуться в мир Civilization – схожесть этих двух игр в геймплейном плане была весьма существенной. Стоит отметить, что я всегда с некоторой прохладцей относился к проектам Сида Мейера, поэтому с новыми играми в серии Civilization знакомился лишь для галочки. Тем не менее, после The Master of the Arcane я начал подспудно ждать выхода Gods & Kings, надеясь на то, что в этот раз точно “попрет”.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Разработчики грозились, что в игре появятся новые властители и повелители. Собственно, так и получилось. Девять уникальных героев заняли почетное место в общем перечне сильных мира сего. Кельты во главе с рыжей и немного кривоногой Боудиккой безмерно гордятся своей “вождицей” за тотальный геноцид римских легионов, майя под предводительством Пакаля Великого успешно строят цивилизацию в ожидании бородатых колонизаторов, эфиопы с духовным лидером растафарианства Хайле Селассие страдают от недостатка внимания и стремятся всеми руками и ногами попасть в Организацию Объединенных Наций, а голландцы жаждут завоевать еще больше колоний во славу Вильгельма Оранского.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Каждая нация обладает определенными бонусами и эксклюзивными юнитами. Например, все прибрежные города Карфагена автоматически получают гавани, а войска государства умеют преодолевать самые высокие горы. Боевые слонятки Дидоны с легкостью разносят лагеря варваров и давят захожих пехотинцев, но только до того времени, пока не появятся более-менее серьезные противники. Боудикка, в свою очередь, похвастаться слоновой кавалерией не может, зато в ее активе имеются суровые и мощные воины-пикты. Благодаря своему лесному происхождению кельты получают дополнительные очки веры, если их города стоят рядом с лесными массивами.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Кстати, о вере. Введение религии и всевозможных верований в Gods & Kings – одна из ключевых фишек дополнения. Сначала цивилизации развиваются в соответствии с канонами атеистического общества, но чуть позже приходят к решению, что нужно и о высших ценностях подумать. Не все же в грязи копаться да камни обтесывать, надо кумира Всевышнего сотворить. Так появляются пантеоны языческих богов, и игрок сам волен решать, какому кумиру поклоняться – богу войны или богине любви. Каждый выбор дает игроку определенный бонус, который сохраняется до самого конца игры.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Религия нисходит на грешную землю после накопления определенного количества очков веры. В столице империи возникает пророк-мессия в окружении своих учеников, готовый разродиться новым всемирным учением. Нажимаем на кнопку и вуаля, религия практически создана, остается лишь выбрать символику и распределить бонусы, которые даются империи за переход к новым религиозным ценностям. Дополнительные верования в рамках учения можно выбрать после достижения очередного "очковерного" рубежа. Самое забавное, что свою веру можно назвать как угодно, хоть культом сферического коня в вакууме, но значок религии останется неизменным.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Строя различные религиозные сооружения (собор может соседствовать с мечетью и пантеонами языческих богов), игрок получает дополнительные очки веры, на которые приобретаются новые пророки, миссионеры и инквизиторы. После укрепления религии игрока роль пророков снижается, но их вместе с миссионерами можно отправлять в сторону поселений, где люди еще придерживаются старых мировоззрений. В одних городах вашу веру принимают сразу, но в других начинаются конфликты и бурления народных масс. Как так, в лесу родились, пням молились, а тут пришел какой-то бородатый выскочка и порядки свои устанавливает. Исправить положение можно благодаря троекратному использованию спецспособности пророка, но тогда мессия пропадает, и нужно ждать следующего через энное количество ходов. Если в ближайших окрестностях все приняли вашу религию и особой надобности в пророке не имеется, можно заставить его основать памятник самому себе и своей вере, который привнесет дополнительное количество очков.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Отношения с городами нейтральных цивилизаций после вливаний очередной дозы веры постепенно улучшаются, позволяя игроку получить определенные преимущества в дипломатии и торговле. Кроме того, государства-единоверцы становятся самыми лучшими и верными союзниками. Тем не менее, некоторые соседи могут заартачиться, так как у них и вера своя есть, и боги свои, и вообще у них все хорошо. В данном случае помогают инквизиторы, чей обряд очищения от ереси постепенно изгоняет демонов снижает веру несговорчивого населения до нуля. Игроку остается лишь подсуетиться с пророками и миссионерами.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Еще одно немаловажное нововведение, привнесенное в дополнении, предлагает игроку раскинуть агентурную сеть на территории вражеских и нейтральных государств. Да, речь идет о шпионаже. Возможность закинуть шпиона в стан соседней страны появляется в Эпоху Возрождения, до этого периода панель управления агентами попросту не работает. Отдельных юнитов-шпионов нет (настолько они законспирированы), все манипуляции с ними проводятся в специальной менюшке. Не стоит забывать и о том, что соседи тоже не лыком шиты, поэтому одной из главных задач агентов на первых порах является режим контрразведки. Количество шпионов на раннем этапе ограничено, но можно заслать их хотя бы в столицу и приграничные города. Если выявляется вражеский “крот”, с игроком связывается глава напортачившего государства и скорбно просит позабыть об этом недоразумении. Можно закрыть глаза на проделки соседа или же подать ноту протеста, но это приведет к ухудшению отношений. Особенно жалко терять доверие союзника, так что нужно несколько раз подумать, прежде чем разражаться гневной тирадой. Политика – штука тонкая.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Задачи агентов в чужих государствах разнятся. Если доселе нейтральная страна стала неожиданно скапливать мощные силы у ваших границ, стоит направить в столицу потенциального агрессора шпиона - с целью сбора разведданных. Если соседнее государство развивается семимильными шагами и дразнит своим уровнем развития, туда просто необходимо заслать агента с важным заданием по выявлению и экспроприации той или иной технологии. Кроме того, в несговорчивой стране можно подтасовать результаты выборов или подготовить благодатную почву для возникновения народного бунта. Успех задачи зависит от ранга шпиона – чем он опытнее, тем меньше у него шансов провалиться или быть схваченным контрразведкой. В случае неудачи следует подготовиться к потоку злобы и ненависти со стороны прощупываемого вами государства.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

В Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings можно найти три дополнительных сценария, посвященных разным историческим периодам – Средневековью, времени Поздней Римской империи и эпохе открытия парового двигателя. Даты фиксированы, религии жестко привязаны к исторической действительности, а очков веры нет вовсе. Сценарии в меру интересны и могут занять игрока на пару десятков часов, особенно если учитывать гигантские размеры карт. Начав игру с викторианской эпохи, можно разом перескочить через большую часть этапов развития и приблизиться к эпохе атома и информационной эре, но сначала надо покататься на наземных броненосцах, полетать на паропланах и пострелять из гаубиц. В этом сценарии имеются свои герои – дядечки в котелках, с пенсне и окладистыми бородками. Цель все та же – побыстрее развиться, заполучить мощное оружие (до ядерной бомбы рукой подать) и подвергнуть сэров экстерминатусу. Проще говоря, это сценарий для тех, кому надоело в сотый раз начинать развитие своего государства с изучения колеса и палки-копалки.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

До выхода дополнения в свет велось много разговоров, что Gods & Kings предложит игрокам усовершенствованный искусственный интеллект с рациональным подходом к ситуации на карте и многоходовым планированием действий. Исходя из своих наблюдений, можно сказать, что определенная доля правды в этом заявлении есть. Да, компьютерный противник не слишком хорошо реагирует на войну на два фронта и подчас глупит, но в остальных случаях действует адекватно. Если приблизить к границам соседнего государства небольшую группу юнитов, там не начнется какой-либо паники, но парочка дальнобойных орудий как бы ненароком передвинется в вашу сторону. В случае же появления большой армейской группировки произойдет мгновенная мобилизация всех юнитов, которые окопаются на предполагаемом участке прорыва по всем правилам воинской тактики – юниты ближнего боя на острие атаки, стрелки позади, авиация в ближайшем городе (если эпоха соответствует), катапульты и пушки в тылу. Вот только в условиях морского сражения я не заметил какой-либо излишней активности искусственных мозгов. Кораблики плавают туда-сюда, стреляют издалека по вашему флоту, но идти “в штыковую” как-то не рискуют. Появившаяся в аддоне флотилия ближнего боя компьютерным противником практически не используется, а если и используется, то крайне редко.

Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings
Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings - Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings

Из Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings получилось весьма крепкое дополнение со множеством нововведений. Новые властители, юниты и сценарии – это приятно, конечно, но ключевыми фигурантами все же являются религия и шпионаж. По сути, это два столпа, на которых и держится Gods & Kings. Приятно, что разработчики прислушались к мнению фанатов, и сделали то, что должны были сделать еще полтора года назад. Играть стало гораздо интереснее.

Рейтинг: 8,5/10

161
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

14 комментариев к «Веруем и шпионим. Обзор Sid Meier’s Civilization V: Gods and Kings »

    Загружается
Чат