Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Witcher_by_nekoyoukaii-d37yb1k

Wiedźminka Elle 75 *

169

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Всегда приятно вернуться в мир любимой игры, снова встретиться с ее персонажами и вместе с ними пережить очередную порцию увлекательных приключений, согласны? Вот и я искренне ждала выхода «Dishоnоrеd: Death of the Outsider». Правда, меня несколько смущал подзаголовок – перспектива убивать Чужого совсем не радовала, – но разве это могло стать поводом отказаться от знакомства с новой историей во вселенной Островной Империи! Пусть и не сразу после релиза, но аддон был пройден и... ну... эм... как бы сказать... Нет, не все уж так плохо, но и аплодировать разработчикам стоя что-то не тянет. На сей раз Arkane Studios явно не дотянули до ими же самими установленной планки, и это печально. Впрочем, oбo всeм по порядку.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

События дополнения происходят спустя сколько-то месяцев после окончания «Dishonored 2» и представляют собой заключительную часть истории, начавшейся в романе Адама Кристофера «Порченный». Эта история лишь косвенно связана с членами императорской семьи Колдуинов – Корво и Эмили. Гораздо теснее она связана с Даудом, который неожиданно возвращается после пятнадцатилетнего пребывания невесть где, дабы поквитаться с главным, как он считает, виновником всех бед, его собственных и всего остального мира – с Чужим. Однако играть в «Death of the Outsider» мы будем не за легендарного Клинка (Ножа) Дануолла, а за его бывшую подопечную Билли Лёрк. Самому же Дауду в аддоне отводится роль мотиватора и советника главного героя, снабжающего его, то есть, простите, ее, вводной информацией перед началом очередной миссии. Сюжет незамысловат, линеен почти до самой развязки, когда у игрока появляется хоть какая-то возможность выбора, и в случае новеллизации его не составило бы труда уложить в коротенький драбблик. Обе интриги, которые могли бы реально заинтересовать поклонников серии, были откровенно проспойлерены еще в анонсном трейлере – появление Дауда и предстоящее путешествие в Бездну ради разборок с Чужим. Иных же, не отраженных в трейлерах, сюжетных поворотов и откровений от «Death of the Outsider» ждать не стоит. Их там попросту нет.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Слабый сюжет «органично» дополняется (ой, не удержалась от сарказма) бездарно слитыми персонажами (лучшими в серии, на мой взгляд), затянутостью сценария, отягощенного заимствованиями и самокопированиями, и противоречивыми поступками нашей протагонистки, которую разработчики порой заставляют вести себя так, будто бедная женщина страдает диссоциативным расстройством идентичности и одна ее личность не властна над другой. Дауд и Чужой – наиболее интересные и неоднозначные герои вселенной Dishоnоrеd, крутые (каждый по-своему) и харизматичные, в аддоне превращаются в каких-то, извините за резкость, размазней, целиком и полностью зависящих от благосклонности всесильной мисс Лёрк. Первый вдруг оказывается немощным стариком, одной ногой стоящим в могиле, хотя еще недавно он рвал всех в пух и прах на подпольной бойцовской арене. Второй, словно напрочь позабыв, кто он есть и на что способен, невозбранно позволяет Билли разговаривать с ним с позиции силы. Трикстер, веками искушавший людей своим магическим даром и игравший их судьбами, к середине повествования исчезает, уступив место жертве на заклание. Возможно, учитывая любую из концовок, подобная метаморфоза оправдана и осмысленна. Однако тут же возникает другой вопрос: сама идея разволшебствования и десакрализации Чужого – а именно это и происходит вне зависимости от принятого нами в финале решения – не обернется ли гвоздем в крышку гроба франшизы в целом? Ведь без него мир Островной Империи уже не сможет быть прежним.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Впрочем, до финальной встречи с Чужим еще надо дойти, и добираться до нее мы будем на протяжении пяти долгих глав, действие коих разворачивается в Карнаке и окрестностях, при этом уникальных локаций нам покажут только три. Сработаны они в лучших традициях серии – многоуровневые, с массой обходных путей и секретов. Исследовать их интересно, и все было бы замечательно, если бы не парочка «но»: глав больше, чем локаций, и значит, локации повторяются, а которые не повторяются, все равно на поверку оказываются однотипными. В течение второй и третьей глав нам приходится навивать круги практически по одному и тому же району города, что, согласитесь, несколько скучно. Четвертая же глава и вовсе забрасывает нас в уже известные по основной игре Сады Кирии и Королевскую Кунсткамеру. Для игравших в «Dishonored 2» стойкое чувство дежавю обеспечено. Правда, лично мне оно в данном конкретном случае не показалось приятным – для ностальгии слишком мало времени прошло между релизами сиквела и дополнения, меньше года.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Еще менее приятными показались мне сценарные и прочие заимствования из основной игры и, как это ни удивительно, из «Thief» (2014). В последнем была миссия в борделе, где Гаррету предоставлялся шанс усыпить всех его обитателей и посетителей с помощью паров опиума и тем самым здорово облегчить себе жизнь. Билли предлагают провернуть похожий фокус, только для этого ей потребуется маковое молочко и проникать она будет в банк, ограбление коего, правда, снова заставляет вспомнить о «Воре» трехлетней давности. Что касается самокопирования, то спасение Дауда и последующее его пребывание на борту «Падшего дома» уж очень напоминают ситуацию с Антоном Соколовым из основной игры. Про повторное попадание в Сады Кирии и Кунсткамеру я уже упомянула, хотя, справедливости ради надо признать, сия локация все же была немного переработана в плане расположения потайных ходов и лазеек. Враги почти поголовно перекочевали в «Death of the Outsider» из других частей серии – набившие оскомину стражники, смотрители, бандиты. Сестры-оракулы – это, по сути, те же ведьмы, только без суперспособностей. Часовые солдаты из аддона примитивнее своих аналогов из «Dishonored 2», ибо умеют смотреть только вперед. Лишь Провидцы из Бездны представляют некий интерес и, возможно, челлендж, но их мало, они запросто обходятся по широкой дуге, а при должной сноровке оказываются вполне себе убиваемыми. И да, прикиньте, у Билли тоже есть сердце. И оно даже почти разговаривает. Точнее, позволяет своей хозяйке слышать разговоры крыс, а те, коли к ним обратиться, не преминут намекнуть на скрывающийся поблизости секретик или мини-квестик.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Пока Дауд кряхтит, сотрясается от кашля в кают-компании «Падшего дома», строчит дневники и повторяет на разные лады: «Карфаген должен быть разрушен Чужой должен быть убит», Билли с рвением выполняет порученную ей работу по устранению «черноглазого ублюдка». Это ни разу не ее бой, ибо никаких личных претензий к властелину Бездны у нее нет и быть не может, но она слишком многим обязана своему бывшему патрону и потому не в состоянии ему отказать. В перерывах между вылазками в город Билли много рефлексирует на тему предательства, пощады, прощения, ответственности за содеянное, милосердия, снова и снова возвращается мыслями к событиям пятнадцатилетней давности (DLC «Клинок Дануолла»), когда Дауд, имея возможность и полное право ее убить, все же сохранил ей жизнь и тем самым даровал шанс начать все с чистого листа, стать кем-то другим, лучшим. Он, вспоминает Билли, здорово изменился после убийства императрицы, и то, что она тогда по молодости принимала за слабость, было на самом деле чем-то иным, достойным не презрения, но уважения, чем-то, смысл чего она поняла лишь годы спустя. Казалось бы, такая Билли Лёрк, научившаяся ценить человеческую жизнь, преданность, дружбу и осуждающая себя прежнюю, вполне соответствует тому, какой мы увидели ее в «Dishonored 2». И, наверное, у меня не было бы особых претензий к личности и мотивации героини... если бы не контракты – особая разновидность побочных заданий, для успешного выполнения которых нам приходится в том числе и убивать, порой даже многих, вплоть до полной зачистки локации от всего, что движется. Разумеется, мисс Лёрк не привыкать резать глотки, и опыт у нее в данном деле имеется немалый, однако предлагаемое в иных контрактах смертоубийство плохо согласуется с предваряющими чуть ли не каждую главу ее собственными рассуждениями о прощении и великодушии. Создается впечатление, будто монологи протагонистки писал один человек, дополнительные задания придумывал второй, а сводил все это вместе третий, и каждый из них не ведал, что творили двое других. В итоге целостный, непротиворечивый образ главной героини никак не складывается: или тирады о прощении и милосердии приобретают вид пафосно-показушной лжи, или контракты на убийства воспринимаются как вставная челюсть.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Диссонируют контракты и с геймплейными основами серии, ибо, навязывая определенный стиль прохождения, фактически ограничивают нашу тактическую свободу. Как хочешь, так и проходи, убей всех или не пролей ни капли крови – в этом заключалась одна из наиболее привлекательных особенностей серии «Dishоnоrеd», на которой контракты, если их прилежно выполнять, ставят большой и жирный крест. Желаете прошмыгнуть тихой мышкой, никого не задев и не спугнув? Тогда откажитесь вырезать всех и вся на локации, как того пожелал очередной заказчик. Нравится задорно кромсать врагов и чтоб непременно красные брызги на пол-экрана? О'кей, дело ваше, но учтите, вознаграждения за стелс проникновение с кражей вы не получите. И такая ерунда сплошь и рядом, господа. То заказчик велит выкрасть бармена из заведения, где тусуется еще несколько недоброжелателей, то совершить двойное убийство на глазах у топчущихся поблизости стражников и простых зевак, то сотворить еще что-нибудь, что идет в разрез с конкретно вашим стилем прохождения и/или видением героини. В предыдущих частях и DLC игрок был свободен в выборе тактики без риска лишиться части контента. Теперь же ранее поощрявшаяся свобода становится наказуемой. Игра будто ставит нам ультиматум: следуй оговоренным условиям, засунув подальше свое «хочу», и тебе засчитают все задания или, если ты такой своевольный, заранее смирись с рядом слитых побочек, ведь берутся контракты исключительно оптом на всю главу. Причем самое обидное в этой ситуации то, что сами по себе такого рода квесты неплохи, не сводятся к банальному «иди-убей/укради» и до определенной степени разнообразны. Они могли бы стать украшением аддона (особенно если выполнять их с отключенными маркерами целей, ориентируясь лишь на описания во внутриигровом Журнале), однако их концепция не была как следует продумана. В результате контракты конфликтуют с тактическими предпочтениями игрока и рвут в клочья чуть ли ни любой из возможных хэдканонов героини, кроме циничной наемной убийцы, готовой на все ради денег.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Помимо контрактов, в аддоне присутствуют и другие геймплейные отличия от основной игры. Во-первых, разработчики, по сути, свели на нет фирменную фишку серии с изменением уровня хаоса в зависимости от стиля прохождения. Номинально она вроде бы присутствует, статистика убиенных врагов/обнаруженных трупов/поднятых тревог в конце глав на экран по-прежнему выводится, но на деле никаких видимых последствий наши действия за собой не влекут. Будет ли Билли незаметным призраком или кровавым мясником – состояние мира от этого не меняется. Способ нейтрализации промежуточных боссов тоже больше не имеет значения. Останутся ли они в живых или погибнут – это никак не отразится на полученной в итоге концовке, которая целиком и полностью зависит от достижения дополнительных целей в последней главе и принятого перед самым ее финалом решения. Во-вторых, у Билли гораздо меньше магических суперспособностей, чем у героев предыдущих частей – всего три. И так как она не обладает меткой Чужого, а черпает силу напрямую из Бездны, для восполнения потраченной маны ей не требуется принимать специальные бальзамы или микстуры – ее запас автоматически восстанавливается спустя непродолжительное время. Возможности развивать свои способности мисс Лёрк лишена, а значит, в аддоне нет рун. Прокачка протагонистки (если это вообще можно назвать прокачкой) осуществляется исключительно с помощью амулетов, коих у нас теперь чуть ли не больше, чем во всем «Dishonored 2». Разнообразных технических приспособлений для нейтрализации и сведения на конус врагов имеется предостаточно, и новых, и позаимствованных из других частей, но среди них нет самых востребованных при скрытых нелетальных прохождениях штуковин – усыпляющих дротиков. Пришедшие им на смену электроразрядные болты все равно оказываются «громче». Чертежи в «Death of the Outsider» тоже отсутствуют – все улучшения для экипировки и боеприпасов покупаются непосредственно у торговцев. Из привычных забав остались грабежи подпольных лавочек, сбор картин и вскрытие сейфов, хотя и здесь не обошлось без упрощений, поскольку шифры к большинству несгораемых шкафов и кодовых замков оказываются постоянными, а не рандомно генерируемыми для каждого прохождения.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Честно говоря, «Dishоnоrеd: Death of the Outsider» производит не совсем то впечатление, которое ожидаешь получить от игр Arkane Studios. С одной стороны, аддон изо всех сил старается соответствовать предыдущим частям серии. К его плюсам можно отнести:

  • возможность снова окунуться в полюбившуюся вселенную и пережить в ней новую порцию приключений;
  • возвращение Дауда – одного из самых харизматичных и неоднозначных героев серии (точнее, сам факт его появления, а не то, как оно было реализовано);
  • хитроумно устроенные локации, изобилующие скрытыми ходами и иными секретами;
  • разнообразные девайсы, облегчающие выпиливание и нейтрализацию врагов;
  • интересные (сами по себе, безотносительно к основной истории) квесты-контракты, вносящие разнообразие в геймплей.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

С другой стороны, кажется, будто делалось дополнение второпях и силами специалистов не самой высокой квалификации. Отсюда и ощутимый перевес недочетов, касающихся прежде всего нарративного и геймдизайна, над положительными моментами:

  • сюжет незамысловат, линеен и больше похож на фанфик, чем на историю, рассказанную создателями вселенной;
  • поиск альтернативного способа устранения цели с последующим выбором присутствует только в последней, пятой главе;
  • образ и мотивация главной героини противоречивы и не продуманы до конца;
  • решение сценаристов превратить Билли Лёрк, по сути второстепенного и плохо проработанного персонажа, в вершительницу судеб мира воспринимается не как интересный сюжетный ход, а как политический реверанс в сторону феминисток;
  • Дауд и Чужой – два ключевых и наиболее интересных, неоднозначных героя вселенной – низведены до уровня беспомощных лузеров и бездарно слиты;
  • фирменная геймплейная фишка «Dishonored» – изменяемый в зависимости от действий игрока уровень хаоса, в свою очередь влияющий на состояние внутриигрового мира, – фактически сведена на нет;
  • однотипные локации без изюминок, хотя и интересные в плане исследования, и скучные, заурядные враги;
  • избыточное количество амулетов в относительно небольшом аддоне;
  • отсутствие системы прокачки протагониста, не считая амулетов;
  • квесты-контракты, особенно сопряженные с убийством, плохо согласуются с этическим нарративом дополнения, делающим упор на прощении, милосердии, ответственности за свои поступки и прочих возвышенных вещах.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Пожалуй, «Смерть Чужого» – это самая неудачная на сегодняшний день часть серии, и мне сложно рекомендовать ее кому-то, кроме самых преданных поклонников данной вселенной, которым любая новая возможность соприкоснуться с ней уже в радость. Всем же остальным могу посоветовать литературную трилогию Адама Кристофера. Первый роман, «Порченный», уже издан по-русски, и найти его в магазинах не проблема. Выход в свет англоязычного оригинала второго, «Возвращение Дауда», намечен на 28 марта 2018 г. Думаю, его перевод на наш великий и могучий не заставит себя долго ждать, а там, глядишь, и третий подоспеет. В любом случае, герои «Dishоnоrеd» не прощаются с вами и еще не раз напомнят о себе.

Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider
Dishonored 2 - Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the OutsiderЧем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider

Благодарность. За ключик к «Dishоnоrеd: Death of the Outsider» огромное спасибо администрации Gamer.ru.

169
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

16 комментариев к «Чем выше стоишь, тем больнее падать. Рецензия на Dishonored: Death of the Outsider»

    Загружается
Чат