Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Vault_boy_playing_card_by_edrayton-d

Автор Textoplet 61 *

162

Игрожур вчера и сегодня

Самые разные области интересов и человеческой деятельности порождают вокруг себя много побочных сущностей. Например, сами участники этой области производят какую-то продукцию или обеспечивают своих клиентов услугами, в свою очереди им нужны поставщики ресурсов или инструментов, а также им нужен некий "рупор", чтобы заявить о себе и своей работе и привлечь покупателей.

С другой стороны клиенты заинтересованы в выборе для себя качественного и удовлетворяющего их запросам и пожеланиям товара, и вот уже для них появляются знатоки данной области, которые разберут очередные новые изделия и выскажут своё мнение на их счёт.

Взять для примера кино. Упрощенно. Зрители могут смотреть новости (в журналах, по телевидению, в настоящее время, конечно, наиболее актуален интернет), заранее узнавать о начале съёмок какого-либо фильма. Потом при желании они могут почитать мнения каких-нибудь кинокритиков, которые успели оценить новинку на фестивалях. Словоохотливые и общительные же зрители могут ещё и сами написать отзывы после личного похода в кинотеатр, и вот уже человек может почитать более доступный своему пониманию текст такого же обывателя как и он. И выбрать на какой сеанс купить билет.

Обильно разрослась информационная область!

***

По подобной аналогии можно взглянуть и на мир интерактивных продуктов. И это ещё не будем вспоминать строго специализированные информационные ресурсы, с обменом опытом между разработчиками и издателями - оставим это для других постов.

По сути как только появились игры - ещё во времена расцвета американских игровых приставок, до прихода японского господства (см. Второе Поколение Игровых Консолей. Добавим Звук И Цвет.) - было сформировано и первое подобие игрожура. То ещё было больше с позиций рекламы: освещать в виде каталогов ассортимент игрушек. Но похоже напрасно не хватало и более жёсткой критики - она бы могла предупредить последовавший вскоре крах игровой индустрии, к которому привело перенасыщение низкопробными изделиями, которыми издатели наивно полагали продолжать кормить публику, не заботясь о развитии жанров и новых концепций игр.

На рынок пришли японцы. Они привнесли в игры не только сложность и уроки методом проб и ошибок - вспомнить Марио: что надо делать? Можем бежать, а что это за черепаха?.. ой! переиграем. Прыгнем на черепаху! Ага, вот как надо. А что с кирпичами над нами делать?.. Ого - гриб появился!.. Убежал... В другой раз - гриб поймал, сам Марио вырос. Теперь кирпич ломать можно...

Итак, игра несёт в себе постоянное открытие чего-то нового, а ведь кроме базовых основ игры есть ещё и уникальные секреты. И узнавать о секретах как раз стала помогать игровая пресса, публикуя не только обзоры на игрушки, но и коды к ним и инструкции по прохождению.

Игрожур вчера и сегодня
Обо всем - Игрожур вчера и сегодняИгрожур вчера и сегодня

Переместимся в компьютерные пенаты.

На рубеже 1980-90-хх годов персональные компьютеры стали весьма доступными, но среди них ещё не существовало категории игровых. Компьютер был в первую очередь инструментом, за которым в качестве приятного бонуса можно скоротать досуг во время перекура. Будучи в основном технически грамотными и подкованными пользователями, компьютерщики практиковали и другой сорт игр. Приставки хороши своими геймпадами, благодаря которым интуитивно быстро осваивается управление, и дальше ломаешь голову уже над загадками игрового мира. А вот компьютерщикам ещё предстоит научиться управлять той или иной игрой, с другой стороны геймеры вознаграждались тем, что как правило компьютерные игры имели больше возможностей и были многофункциональнее приставочных. (Для примера, любовь к стратегиям всех видов у автора этих строк зародилась именно на ПК: на приставках не сыскать таких подробных, как UFO: Enemy Unknown братьев Голлоп (хотя не совсем верно - на первой Playstation был свой порт, пусть в чем-то упростили, но не до такой степени, как ремейк), серия Settlers, Transport Tycoon, Homeworld и многие другие, особенно глобальных масштабов и реального времени).

В таких условиях очень кстати находятся энтузиасты виртуальных пера и чернильницы, готовые расписать советы по осваиванию тех или других игр. Впоследствии, конечно, создание руководств пользователей стало обязанностью самих разработчиков - раз уж они делают программный продукт, то логично снабжать его по всем правилам и инструкцией. Но затронув уж разбор управления, как не поделиться заодно и своим опытом игры: подсказать несколько советов по построению эффективных тактик управления войсками, описать решения загадок, процесс нахождения сюрпризов и вообще, войдя во вкус писательства - выдать полное прохождение до финальных титров игры.

Застрявшие где-то игроки только рады будут наличию таких текстов.

***

Игровая индустрия набирает обороты. Проводятся уже выставки, их посещают не только рядовые посетители, но и представители игровой прессы. Периодические издания имеют пока два основных направления: первое - освещение событий игровой индустрии и публикация обзоров на свежие игры. Второе - более специфичное: написание советов по прохождению, публикация кодов и секретов. Полезным дополнением являются и дисковые приложения - пока ещё интернет не столь скоростной и доступный, эти диски становятся кладом с ценным содержимым: патчи, демо-версии, видео, и многое другое.

Игрожур вчера и сегодня
Обо всем - Игрожур вчера и сегодняИгрожур вчера и сегодня

В наших краях также появились свои издания. Их было много, самых разных, по-своему интересных. Чего только насквозь авторский и необычный Game.EXE стоит!.. Очень любили у нас и писать советы по прохождению игр, находить сюрпризы - получившие название easter-eggs, пасхальных яиц (по зарубежной традиции на Пасху принято прятать и потом находить раскрашенные яйца - такая вот игра).

Но прогресс вскоре начал привносить серьёзные перемены.

Всеохватывающая сеть интернета низвела ценность содержимого дисков практически до нуля. Да и явление демо-версий себя как будто изжило. Значение ещё пока имеют рецензии и новостные ленты.

Развитие же самих игр можно сказать "убило" явление пристального изучения игры с написанием по ней руководства. Будучи когда-то увлечением не слишком большой группы людей, игры могли позволить себе скрывать много тайн, лепиться по старым правилам, к которым игроки привычны. Но привлечение новой аудитории побудило разработчиков давать больше прозрачных намёков на спрятанные секреты, делать игровой процесс более поверхностным, не говоря уж о том, что стараться выставить напоказ всё самое вкусное за раз!

Взять не самый умный жанр - экшен. Первый Call of Duty предлагал оформленные зрелищными скриптовыми сценками баталии театров Второй Мировой Войны, при этом уровни довольно прямолинейны, и игрок точно увидит всё самое вкусное. Хотя в первой части по сравнению со второй - и некоторыми другими стрелялками - ещё хотя бы были предусмотрены даже какие-то побочные маршруты для простых тактических маневров. И сравнить это с лабиринтами старых экшенов (Quake, Unreal, Shadow Warrior, Half-Life,.. много их!), подразумевающих поиски ключа-кнопки для открытия двери и продвижения дальше. Понятно, что массовый игрок не готов столько времени отдать игре, и раз уж заплатил - будьте добры провести от старта до финиша и показать всё причитающееся по сюжету и интересное.

Жанр РПГ также пострадал от подобной заботы. Как уж тут писать советы к Skyrim, если тебе заботливо покажут маркером куда надо идти?..

Похоже в этот период неоднозначной оценки нужности - надобности? - трат средств для написания советов по прохождению, излишнего копошения в игре, и попала заморозка по-моему последнего издания, ещё публикующего тактику по играм - Лучшие компьютерные игры. Их последние готовые материалы по Skyrim были размещены на сайте Игромании. Но, как я замечал выше, Скайрим не слишком нуждается в гиде - он слишком прозрачен.

К счастью с расцветом инди-сектора разработки похоже наметилась тенденция некоторого разделения сфер игровых интересов и предпочтений. Энтузиасты, готовые преодолевать трудности и изучать неизведанное нового виртуального мира, уже получили такие традиционные, консервативно исполненные проекты как Shadowrun Returns, Wasteland 2, Pillars of Eternity, ожидаются Torment: Tides of Numenera, Armikrog и другие. Вот эти-то проекты несут в себе вновь тот клад секретов и возможностей, которые к тому же многовариантны. И каждый может описать свой тактический подход к созданию снайпера в мире Wasteland 2, или описать, как совершить подвиг - пройти одним героем Pillars of Eternity?.. А непростой квест Armikrog обещает задать жару, как когда-то было с The Neverhood.

Но всё это теперь ложится на плечи не профессиональных авторов, а собравшихся на тематических сайтах энтузиастов. История повторяется по спирали, как на рубеже 1980-90. И возьму смелость предположить, что вскоре инди-разработчики будут плотнее сотрудничать с такими авторами в целях своей рекламы, а значит нынешние любители сочинений рискуют вскоре подхватить звёздную болезнь и проверку на неподкупность.

***

Что же касается нынешних профессиональных журналистов, помимо своей деятельности в качестве игровых критиков - эта деятельность не всегда понятна по выставляемым оценкам, как и в случае с пресловутыми кинокритиками - эти авторы пробуют иногда писать аналитику, давать спецматериалы на сопричастные играм темы, пробуют проводить ликбез среди игроков-неофитов на именитые игровые серии. У кого-то это точно получается.

Но такое творчество уже не их основная работа - это больше плоды досуга. Основа кормежки изданий - стать чьим-то информационным партнером. В таком случае читателю по отношению к некоторым проектам уж вряд ли стоит ждать беспристрастных обзоров.

Специальная пресса идёт бок о бок с игровой индустрией и чутко реагирует на тамошние изменения, подстраиваясь под них. Время покажет, какой станет игровая журналистика в абстрактном "завтра".

Спасибо, что одолели этот поток сознания.

Какие ваши воспоминания о прошлом игрожуре и мысли о настоящем будущем - приглашаю к беседе дальше в комментарии.

162
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

24 комментария к «Игрожур вчера и сегодня»

    Загружается
Чат