Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Conquer_pay

Автор LootHunter 60 *

140

О том, как сложно найти игру своей мечты

На самом деле я начал писать этот пост почти месяц назад, всё ещё недовольный системой обзоров Steam. Однако теперь решил докончить. Ведь подсчёт рейтинга обзоров — лишь верхушка проблемы. И сама проблема отнюдь не ограничена Стимом.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

У вас когда-нибудь возникало подобное ощущение? Что цифровой магазин, куда вы зашли, буквально переполнен новыми проектами и в этом потоке вы не в состоянии найти то, что вам нужно. Если вы хоть раз подыскивали игру себе по вкусу или просто просматривали каталог — то наверняка.

Шутка ли — по данным EEDAR, только в Steam за прошлый год вышло почти 3,500 наименований игр и другой цифровой продукции. Три с половиной тысячи игр и программ за год. Это значит, что в среднем за один день появлялось 9-10 игр! Много? А согласно статьям на Gamasutra в AppStore за 2015 выходило до 500 игр в день!!!

Да, часть игр имеет релиз на нескольких платформах и какие-то версии посчитаны не один раз, но всё равно это огромные цифры. Как вообще можно сориентироваться в таком потоке игр? Даже для опытных игроков и профессиональных игровых журналистов это проблема. Что уж говорить о большинстве людей, которые вообще говоря работают, содержат семью или учатся — мало кто из них может и готов тратить по нескольку часов в день на ознакомление хотя бы с десятой частью всего доступного многообразия игр.

Не спорю, что 90% этого многообразия — мусор, либо тупое клонирование. Но как отличить одно от другого? Скриншоты и описания от самих разработчиков давно не внушают доверия. Видео? Трейлеры от разработчиков тоже не всегда правдивы, а летсплееры… Дело даже не в том, что многие выложенные на youtube видео снабжены ужаснейшими комментариями. Далеко не для всех игр, особенно не разрекламированных и не набравших серьёзной аудитории видеопрохождение вообще есть.

Здесь, кстати, могла бы и помочь система обзоров. Однако если говорить о Steam, то проблема уже в самих обзорщиках — большинство «ревью» представляют из себя одно-два предложения. В лучшем случае «ЭТО ШЕДЕВР!!!» или «Мне не нра», в худшем — просто тупые шутки, даже не всегда связанные с самой игрой. Это значит, что не только процент положительных обзоров — вещь достаточно абстрактная, но и перейдя к самим обзорам найти что-то по существу не так-то просто.

Но довольно об обзорах. Прежде чем дойти до них — игру ещё надо найти. А это тоже не просто. То есть если вы знаете название игры, то проблем нет… Почти — помнится просил я как-то DaSmallEldarа шутер Call of Cthulthu в качестве приза, а он чуть не купил совсем другую игру с тем же названием (хорошо хоть он уточнил перед покупкой).

А представьте, что вы не знаете названия. Это вполне обыденная ситуация — вы могли услышать что-то об интересном проекте краем уха, или увидеть фрагмент видео. В конце-концов вы могли просто не запомнить название точно — а вы попробуйте, просмотрев какой-нибудь рейтинг «50 величайших...»! И вот вы пытаетесь отыскать в недрах Стим нужную вам вещь…

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Первое, с чем вы столкнётесь — отсутствие многих параметров для ограничения поиска. Помните статистику, собранную EEDAR? Угадайте, почему мне пришлось искать такую статистику в Google? Вместо того, чтобы просто посмотреть количество результатов в самом Стиме. Правильно — в поиске Steam нет возможности ограничить поиск по дате выхода. А так же по цене, Metascore и всему остальному. Есть только ограничения по жанрам и некоторым категориям (вроде наличия кооперативного режима или поддержки контроллера) и меткам.

Метки, пожалуй, наиболее полезный инструмент. Особенно после того, как была добавлена возможность поиска самих меток. Вводите, допустим «сюжет» и видите, что нет меток «Интересный сюжет» или «Закрученный сюжет», но есть «Глубокий сюжет» — то есть именно эту метку нужно использовать, а не гадать, кому что в голову пришло. Правда в результатах поиска вы на первой же странице глубоких сюжетов вы увидите Call of Duty: Black Ops III… Ну да ладно, может её сюжет действительно не менее глубок, чем у игр про Шерлока Холмса примостившихся рядом.

Хуже, если нужной вам метки вообще нет. Вы конечно можете попробовать скомбинировать «экшен» и «гонки», чтобы получить список боевых гонок в Стиме. Вот только GRIP, обзор которого вы можете прочесть у нас на портале, там будет только на третьей странице. После головоломки-платформера iO и раннера (на одного человека раннера!) TRON RUN/r.

Кто сказал, надо добавить категорию «для нескольких игроков»?! Невежды! Мультиплеер в GRIP ещё не готов, так что в поиск она вообще не попадёт.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Ну и что, что на скриншоте сплит-скрин режим. Сказано, не готов мультиплеер!

А ведь я буквально этим летом шерстил каталог на предмет боевых гонок. И нашёл… правильно, Distance. Потому что режим Reverse Tag считается экшеном, не иначе. Причём искал я не только через поисковую строку, а по «похожим играм». Логично ведь, что в списке похожих игр будут хотя бы представители похожих жанров?

Ничего подобного! Среди игр, «похожих» на сеговскую аркаду Ecco the Dolphin числятся Fallout, Blood, System Shock… Всё, что угодно, только не остальные игры серии Ecco.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Вероятно сходство в размере пикселей...

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Или вот HALF DEAD – игра, создатели которой вдохновлялись фильмом «Куб». И Citadel – тоже игра, основанная на «Кубе», «Неизвестных лицах» и других подобных вещах. Конечно же в списках обеих игр отсутствуют ссылки на сестёр.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Зато на Цитадель оказывается похожа Rocket League!

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Я не знаю, возможно всё дело в алгоритме, рассчитывающем «похожесть». Видимо он связан с игровой статистикой и по единичным покупкам просто не может сделать правильных выводов. В списке Скайрима же, например, присутствуют только трёхмерные RPG!

Но в том-то и соль! Распиаренным проектам вроде Ведьмака и TES приход пользователей через поиск и «похожие игры» — это лишь считанные проценты покупок. Основная аудитория уже окучена рекламной кампанией. Именно инди-проектам, таким как HALF DEAD, нужно внимание игроков. А их-то найти в Steam из-за всего перечисленного сложнее всего.

Вот и получается, что инди-команды должны заниматься маркетингом и PR точно так же, как это делают крупные компании. И большая часть сил и средств, которая могла бы пойти на разработку оказывается вложенной в рекламные акции, ютуберов (которые вовсе не хотят ничего делать за бесплатно) и тому подобные вещи. Впрочем, что там мелкие инди — CDProjektRED потратили на рекламу Ведьмака 3 едва ли не столько же, сколько на разработку всей игры вместе с дополнениями. То есть PR по сути сожрал как минимум одно масштабное дополнение про Иорвета и Саскию.

Тут пожалуй стоит упомянуть GOG – цифровой магазин, являющийся конкурентом Steam и одновременно подразделением CDProjekt. Думаю, что благодаря рекомендациям своей игры на «витрине» магазина, Проджекты привлекли к себе достаточно большое количество пользователей без серьёзных затрат. И вообще, я вот всё ругаю Стим, может я просто придираюсь?

В ГОГ действительно придраться не к чему. Но не потому, что там всё идеально. Просто реально — придраться не к чему. У ГОГ нет ни системы обзоров, ни раздела персональных рекомендаций, а с параметрами поиска дело обстоит ещё хуже чем в Steam. Правда на ГОГ всего около 1700 игр, так что если что-то нужно, можно и вручную найти.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Да, обзоры в ГОГ есть. Но назвать это системой язык не поворачивается.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

GOG Mix’ы могли бы стать неплохим аналогом системы кураторов, но на ГОГ нет даже просто возможности просмотреть полный список Миксов, не говоря уж о сортировке или поиске.

Надежда есть?

Есть, хотя и небольшая. Основана она в первую очередь на финансовых соображениях.

Все компании, продающие игры в Steam отчисляют Valve проценты с продаж. Каждый, не нашедший игру по душе пользователь, как я уже говорил — это потеря игрока. И пусть аудитория каждой инди-игры невелика, самих игр и разработчиков немало. А значит и потенциальные потери с их отчислений должны заставить Valve задуматься. Вот только скоро ли это произойдёт? Ведь все описанные проблемы упоминались ещё в выпусках Extra Credits двухлетней давности.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Так что пока нам остаётся только самим продираться сквозь массу неинтересных нам игр, а также внимательно следить за обзорами и статьями на разных сайтах. Кстати, в Steam есть своя система кураторов — игроков и сообществ, рекомендующих игры определённого типа. Но для начала надо ещё найти куратора, который заслуживает доверия и рекомендует то, что интересно именно вам.

Вот только не надо предлагать, мол удалить все плохие игры из Steam и проблема будет решена. Как вы поймёте, какая игра хорошая, какая — нет? Качество и красота картинки?

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Например Achron – стратегия реального времени с убогой графикой и тонной багов. Но единственная в своём роде игра с путешествиями во времени в мультиплеере. И вы уверены, что среди недоделок, попавших в Early Access нет столь же революционных инноваций или чего-то ещё, что интересно лишь небольшой группе игроков (найти которых и должно помочь присутствие игры в цифровом магазине)?

Разумеется, я понимаю, что ни одна система не сможет сортировать и выбирать хорошие игры среди потока… всего остального. Никакой алгоритм не застрахован от ошибок, ни один нанятый цифровым магазином «эксперт» не сможет оперативно вывешивать на «витрину» все стоящие новинки. И именно поэтому так необходимы удобные и гибкие инструменты для поиска и сортировки игр. Возможность просмотреть игры одной серии или объединённые одним сеттингом определённо бы сняла бы часть нагрузки со списка «похожих игр».

Но вместо этого сегодня Steam и другие магазины полагаются на составленные ими же списки рекомендаций, которые вывешиваются на первой странице. Либо на рекомендации сделанные неизвестно по какому принципу (неужели нельзя просто отобразить параметры, по которым отбираются игры?!). И увы, здесь есть своя логика — на «витрине» продвигаются товары, которые Steam считает потенциально выгодными. То есть те, которые интересны большинству, а не узкой аудитории.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Они ничему не учатся

Они так и не поняли в чём дело

Поэтому на мой взгляд если что-то и стоит на пути оригинальных и нишевых проектов, так это не объективные законы рынка, а именно плохие инструменты поиска и сортировки игр. Да, бывают очень специфические игры, интересные лишь немногим. Но даже этих немногих могло бы хватить для финансовой поддержки разработчиков, если бы из-за кривизны системы часть из них не оставалась бы в неведении относительно проекта, который мог бы оказаться «игрой мечты».

Когда ситуация изменится? Изменится ли? Поживём — увидим. Сейчас же всё, что мы можем — находить необычные проекты сами и рассказывать о них другим.

О том, как сложно найти игру своей мечты
Обо всем - О том, как сложно найти игру своей мечтыО том, как сложно найти игру своей мечты

Дополнительно по теме (на английском):

Тот самый выпуск Extra Credits по теме.

Статья на Гамасутре про новую систему обзоров Steam.

140
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

10 комментариев к «О том, как сложно найти игру своей мечты»

    Загружается
Чат