Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Avatar

Автор gago 3

89

Третье рассуждение о хороших и плохих играх или О том, было ли раньше лучше, нужно ли кинцо, является ли искусством QTE и просто много слов и почти ни одной картинки.

Итак, дорчитатели, это третья серия классической ветки любого игрового форума, почему-то превратившаяся из ветки форума в несколько постов с кучей комментариев под каждый.

Краткое содержание предыдущих двух серий. Высказывается преположение о делении игр на два типа: игры-задачи и игры-развлечения. Первые делают игроку приятно, позволяя решать себя, как ребусы, вторые же используют более ортодоксальный метод, предлагая занимательную историю, т.е., позволяя изучать себя. Тут же было высказано рациональное контрпредложение - делить игры похожим способом, на рассказывающие историю, и на позволяющие эту историю делать. Автор первого предложения развил мысль в направлении того, что обе эти ветки в итоге скатились, соответственно, до одноклеточного гейплея а-ля "замочи пиксель точкой" и интерактивного кинца, которое раз в пять минут прерывается необходимостью нажать эни кей ту континум. Второй автор, напротив, не нашел в современных играх неустранимых недостатков и объяснил фрустрацию старых игроков пресыщенностью и общеизвестным фактом, что n лет назад трава "была" зеленее.

Что же произошло на самом деле? Давайте попробем подумать ещё раз.

На самом деле, индустрия просто стала индустрией. Если раньше игры делали, в первую очередь, энтузиасты, а слоганы вроде "By gamers for gamers" были истиной, то сейчас это действительно индустрия, всё ставится на поток. Например, бесконечных поток "каловдутиев" (которые поначалу были хорошими классическими шутерами, надо заметить), или достаточно новая тенденция распылять игры на кучу DLC, как полезных, так и тупо заменяющих шкурки оружия/персонажей. Можно сказать, что игры делаюся менеджерами, которые оценивают рыночные тенденции, продажи предшественников (снова вспомним вдутия) и вообще жанра, а потом нанимают команду программистов и художников. Конечно, лет 15-20 назад игры делались не исключительно ради любви к искусству, но всё-таки.

Отсюда и поток фальшивых елочных игрушек. Я думаю, многие здесь согласятся, что фильмы навроде "Трансформеров" или всяких там "Мстителей" по художественной ценности находятся где-то между рекламой банка "Империал" и бразильскими сериалами. И секрет успеха исключительно в том, что пипл хавает. Среднестатистический посетитель кинотеатра купит билет на тех же "Трансформеров", а не, скажем, на "Меланхолию" Триера, я уж молчу о каком-нибудь фестивале короткометражек.

Я сейчас не хочу сказать, мол, я такой весь интеллектуал, эстет и педант, а все тупые школьники и быдло, я констатирую факт, что этот самый среднестатистический человек имеет средние (да, уже просто средние) вкусы, во многом основанные на том, что человек - это биологическое существо, которое хочет провести время своей жизни с комфортом. А стратегические сражения с аналогом Скайнета или -цатая попытка изобразить пальцами Гудини - это не совсем вписывается в понятие развлечения для этого существа, в его наиболее распостраненной ипостаси.

Важно то, что этот средний человек ничего не придумывает, для этого в социуме есть своеобразные пионеры, девиации этого нашего среднего человека. Вот эти самые "пионеры" и придумывали первые игры, они же превратили Pong в Doom и King's Bounty. Соответственно, начали подтягиваться игроки, которыми изначально были близкие по духу, интересам и интеллектуальному развитию люди.

И ещё не стоит забывать, что развитие игр долгое время сдерживалось технологиями, как качественно, так и количественно, это хорошо можно проследить, например, на линейке HoMM или Doom/Quake. По сути, это одни и те же игры, но с каждой итерацией всё лучше: красивее, технологичнее, разнообразнее, богаче возможностями. Но и бюджеты росли вместе с этим, если аркаду уровня начала 90-х легко может написать один программист с каким-никаким чувством вкуса, работая над этим в качестве хобби, то для игры уровня современных RPG, RTS или FPS нужны художники, сценаристы, программисты (не один, а несколько: для сетевого кода, движков: графического, звукового), собственно геймдизайнер и т.д. И как раз этим частично и объясняется, откуда взялись менеджеры.

Вышло затянуто, но теперь всё идеально стыкуется друг с другом: бюджеты выросли, следовательно, появилась необходимость увеличивать тиражи. А зачем рисковать и экспериментировать в попытках привлечь ещё один некоторое количество взыскательной публики, если намного проще упростить и привлечь больше невзыскательной?

Поэтому правильнее было бы делить игры не на "задачи" и "развлечения", а, как бы это ни было банально, на сложные и примитивные. Понятно, что не строго на две группы, скорее, это будет что-то вроде черно-белой палитры, где между черным и белым есть множество оттенков серого (как верно заметила Elle). Сложная игра - это не только игра с комплексной механикой или сильным ИИ, это может быть интересный сюжет, это может быть упор на геймплей в ущерб сюжету и/или графике. Примитивная же игра... Так и хочется сказать - примитивна во всем. Нет, не во всем, графика там как раз обычно хороша, ведь встречают обычно по одежке. Ярко, броско, цветасто, всё горит, взрывается. В плане геймплея, опять же - среднестатистический игрок не хочет вывихивать пальцы и мозг, он хочет после работы "нагнуть раков под пивас". Общий порог вхождения снижается, снижаются и запросы игроков, компании идут на поводу продаж (читай: запросов игроков), круг замкнулся.

Глупо отрицать, что игроков (как и любителей фильмов, книг, музыки) нельзя ранжировать по качеству и глубине их запросов и интересов. Можно начать с гнусавых ужастиков и дойти до Линча, можно начать с Арии и КиШа и дойти до дроуна или EBM, можно начать с юмористического фэнтези и дойти до Харлана Элиссона, точно так же и с играми. Конечно, примеры субъективны и, надеюсь, не станут предметом дискуссии. Дело в том, что кто-то начинает с чего-то простого и популярного (что может быть, а может и не быть, попсой и примитивом) и расширяет свои интересы вглубь и вширь, а кто-то так и остается на точке входа ( вагон тех же дотеров, интересно, много из них вообще знает о том, что игры бывают и сингловые?). Конечно же, нельзя сказать, что второй человек однозначно даун и дебил, но всё зависит от того, как он себя позиционирует - если его энтри-левел остается хитом на все времена, единственным и неповторимым, то очевидна зашоренность и ограниченность этого человека. Я сам не люблю многие жанры, не только в играх, но и вообще в искусстве, но если я не люблю, к примеру, слэшеры и гонки, я ж не буду утверждать, что это поголовно фигня? Очевидно, что там есть свои "герои и злодеи", и опытный любитель слэшеров сможет назвать их.

Хочу сказать, что я почти полностью согласен с Textoplet, поэтому возразить или ответить мне ему нечего. Elle же я хотел ответить как обычно - по пунктам, но вижу, что частично и так это сделал, но всё же один пункт затрону, а именно два примера с двумя игроками разных эпох. Первый игрок, весьма вероятно, подпадает как раз под два утверждения - о синдроме утенка и, что менее вероятно, о сниженных запросах большинства. Второй пример, на мой взгляд, вообще неудачен - человек попросту не смог адаптироваться к новой системе управления, и поэтому что-то говорить о его оценке игры неуместно. Кстати говоря, в свое время тоже считал, что третьи герои - самые лучшие, теперь же считаю, что и вторые, и четвертые ненамного хуже, к пятым есть претензии (дурацкое квадратное поле и субъективно очень слабый визуальный дизайн), но при этом там есть и интересные нововведения (система развития героя).

В который раз повторюсь, что претензия к новым играм обычно заключается не в том, что они другие, а в том, что они примитивнее. Тут и будет единственная картинка, кстати.

Третье рассуждение о хороших и плохих играх или О том, было ли раньше лучше, нужно ли кинцо, является ли искусством QTE и просто много слов и почти ни одной картинки.
Обо всем - Третье рассуждение о хороших и плохих играх или О том, было ли раньше лучше, нужно ли кинцо, является ли искусством QTE и просто много слов и почти ни одной картинки.Третье рассуждение о хороших и плохих играх или О том, было ли раньше лучше, нужно ли кинцо, является ли искусством QTE и просто много слов и почти ни одной картинки.

Что же, дорчитатели, на этом я заканчиваю свою мысль. Здесь есть субъективизм, здесь есть некие, для многих спорные утверждения, есть авангардный юмор и занудные, банальные рассуждения. В любом случае, мир в моём представлении не является однородно-кисельным, кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то умнее, кто-то тупее.

"Ну и чо?" - спросите вы. "Дрочичо." - отвечу я...

89
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

13 комментариев к «Третье рассуждение о хороших и плохих играх или О том, было ли раньше лучше, нужно ли кинцо, является ли искусством QTE и просто много слов и почти ни одной картинки.»

  • gago писал:

    Сложная игра - это не только игра с комплексной механикой или сильным ИИ, это может быть интересный сюжет, это может быть упор на геймплей в ущерб сюжету и/или графике.

    The Bridge тому пример. Визуальный стиль у игры есть, но графика чёрно-белая. Лишь в одном из моментов становится цветной.

    gago писал:

    среднестатистический человек имеет средние (да, уже просто средние) вкусы, во многом основанные на том, что человек - это биологическое существо, которое хочет провести время своей жизни с комфортом

    Да, хлеба и зрелищ.

    gago писал:

    Вот эти самые "пионеры" и придумывали первые игры, они же превратили Pong в Doom и King's Bounty.

    Эх, а Канегем сейчас ударился в мобилки.

    gago писал:

    Важно то, что этот средний человек ничего не придумывает, для этого в социуме есть своеобразные пионеры, девиации этого нашего среднего человека.

    Разница между потребителем и творцом действительно большая.

    gago писал:

    теперь же считаю, что и вторые, и четвертые ненамного хуже.

    Вторая шикарна своей сказочной атмосферой.



    Avatar

    Геймер Гомер 59


  • Обо всем - Третье рассуждение о хороших и плохих играх или О том, было ли раньше лучше, нужно ли кинцо, является ли искусством QTE и просто много слов и почти ни одной картинки.

    Omnik писал:

    Эх, а Канегем сейчас ударился в мобилки.

    Кто только не ударился, Сид Мейер туда же.



    Punk12

    Геймер Arjuno 44


  • undefined писал:

    Сложная игра - это не только игра с комплексной механикой или сильным ИИ, это может быть интересный сюжет...

    дойти до Линча

    Вот у меня небольшой уточняющий вопрос. Если, скажем взять фильм Дэвида Линча или другое кино с глубоким сюжетом и порезать на пятимянутные отрывки. А затем сделат игру, где эти отрывки будут показываться в качестве истории, но для того чтобы "дойти" до следующей порции сюжета надо, скажем, собрать пасьянс или решить головоломку 3-в-ряд. Это будет сложная игра или примитивная?

    Осторожно! Моё мнение! (вас может бомабнуть)



    Conquer_pay

    Автор LootHunter 68


  • LootHunter писал:

    Вот у меня небольшой уточняющий вопрос.

    Мну не бомбануло.

    В качестве примера культовой (российской!) игры с великолепным сюжетом и довольно корявым (и местами, и в целом) геймплеем могу привести Мор.Утопию.

    Но если отвечать на конкретный вопрос, то получится довольно-таки ерунда - сидишь, смотришь кино, тут тебе бац! нажми кнопку, а то будешь пересматривать предыдущие пять минут. Ни в кино не погрузишься, ни в игру (которой и нет-то почти). Меня лично это очень бесило в Clive Barker's Jericho: откинулся ролик посмотреть - нна нах ёпта.



    Avatar

    Автор gago 3


  • LootHunter писал:

    Более того, скажем, BioShock Infinite, как бы странно это не звучало, из этой же категории. Потому что хотя сюжет там невероятно наворочен (я написал два поста, но далеко не полностью раскрыл тему) в смысле геймплея игра недалеко ушла от "каловдутий".

    Вся солечка Infinite, на мой взгляд, в том, как там сюжет привязан к интерактивности - не к геймплею, который на самом деле родом из среднего шутерка, а именно к осознанному участию в истории. То есть чисто драматургически, не касаясь сюжетных майндфаков, там все идеально подогнано. Все эти подвязки к насилию, которое игрок совершает своими руками, отсутствие выбора при видимой его возможности, связанная с этими вещами эволюция характеров и всегда очень точно заданная мотивация персонажей, филигранно созданное чувство привязанности - как с помощью "литературных" методов истории, так и внутригровых. Интересных нарративных приемов, сопоставимых по уровню с более растиражированным "would you kindly", тут побольше, чем в первой части. Так что Infinite, мне кажется, все-таки сложнее нарезанного и перемешанного с головоломками Линча.



    X_9fe20b08

    Геймер Recron 35


  • дальше заголовка не читал... с ума сошел? многа букфф. Чё бы вам просто не играть в игры? рассуждатели.



    Ein_walking_05

    Инди-катор vladforn 73


  • В сравнительной таблице несколько неточностей.

    На мой взгляд на сегодняшний день хватает хороших шутеров.



    Avatar

    Плюсатор Lost_Lethal 47


  • Recron писал:

    Так что Infinite, мне кажется, все-таки сложнее нарезанного и перемешанного с головоломками Линча.

    Ну да, вот в этом-то и часть сути "сложных" игр: сюжет умело вплетен в геймплей, а не по-франкенштейновски впихнут между головоломками или QTE. То есть ты не следишь за историей от третьего лица, а, в идеале, сам её пишешь. Пусть основной скелет будет неизменным, но плоть и кровь истории ты создашь сам, и в конце ты можешь оглянуться на пройденный путь, и это будет твоё уникальное приключение, а не полоса препятствий в районной спартакиаде.

    Lost_Lethal писал:

    В сравнительной таблице несколько неточностей.

    На мой взгляд на сегодняшний день хватает хороших шутеров.

    Возможно и даже наверняка. По-крайней мере, я себе находил желаемое. :) Но хотелось бы уточнений, т.к. засилие "вдутиев" и огнестрельных оргий - для меня факт.



    Avatar

    Автор gago 3


  • gago писал:

    Но хотелось бы уточнений

    Вот, пожалуйста:

    Crysis,

    серия Bioshock,

    серия F.E.A.R.,

    Far Cry 2,

    GTA 4 и 5,

    Sleeping Dogs,

    Mafia 2,

    Deus Ex: Human Revolution,

    Serious Sam 3,

    Rage.

    Call of Duty II: Black Ops - понравился сингл и фишка с разветвлениями сюжета.



    Avatar

    Плюсатор Lost_Lethal 47


  • Lost_Lethal писал:

    Вот, пожалуйста:

    Crysis,

    серия Bioshock,

    серия F.E.A.R.,

    Far Cry 2,

    GTA 4 и 5,

    Sleeping Dogs,

    Mafia 2,

    Deus Ex: Human Revolution,

    Serious Sam 3,

    Rage.

    Call of Duty II: Black Ops - понравился сингл и фишка с разветвлениями сюжета.

    Крузису и F.E.A.R. уже 10 лет, GTA, Mafia и Sleeping Dogs вообще не шутеры, как таковые. Про вдутия я раза три уже сказал. А так да, в сухой выжимке только и остается BioShock да Serious Sam III (который больше всего похож на классический FPS).

    Само собой, это из названного. :)



    Avatar

    Автор gago 3


  • В тексте не очерчены рамки, что считать "шутеры раньше", а что "шутеры сейчас" ), поэтому замечание

    gago писал:

    Крузису и F.E.A.R. уже 10 лет

    не принимается.

    F.E.A.R. 3 вышел в 2011 году.

    gago писал:

    GTA, Mafia и Sleeping Dogs вообще не шутеры

    А что это?

    И даже, если отбросить варианты, которые Вас gago не устраивают из немногих предложенных, то

    gago писал:

    остается BioShock да Serious Sam III

    А если поискать получше, то и найдётся побольше.

    Вывод:

    и в прошлом были хорошие игры, и сейчас есть хорошие;

    и в прошлом были горы отстойных игр, но из-за времени про них уже забыли, и в настоящем горы отстойных игр, но времени прошло мало и о них ещё помнят.

    Такой вот шокирующий вывод )))



    Avatar

    Плюсатор Lost_Lethal 47


  • А мне просто понравилось, как написано.

    Помню свои эмоции, когда году наверное в 1999-2000 начал играть в Duke Nukem 3D. Это был просто фонтан эмоций, который как-то ни одна современная игра у меня вызвать де-факто не смогла.



    Astartes_017_ico

    Геймер AlexanderKuralimov 13


  • Автор, пиши ещё =)



    Bcak2ey

    Плюсатор Agasfer 46


Чат