Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
%d0%9b%d0%b5%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%b0%d1%81

Геймер Sajlador 26

33

VR Oculus Rift CV1. Опыт домашнего использования

Уже шестой месяц являюсь обладателем очков виртуальной реальности Oculus Rift CV1. Вещь не простая, сырая, стоимость у нас в России раза в три больше чем на родине и это мало чем оправдано. Я также знал, что игр почти нет, но загорелся идеей приобретения как только опробовал версию DK2, еще в поза-прошлом году. А загорелся собственно потому, что впервые надев очки на демонстрационном стенде, я был просто сражен! Никак не ожидал на столько сильного сцепления с виртуальной реальностью. У меня более чем десятилетний «геймерский стаж», сотни игр пройдены на самых разных настройках, с разными мониторами, контроллерами, а такого как в VR нигде и близко похожего не видел. Об этом «невероятном погружении» все твердят, знаю, но иначе и сказать сложно, это было действительно круто. Это будущее. :)

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

Думаю, стоит описать этот свой первый опыт. Просто представьте: сначала идет погружение во тьму и тишину. У DK2 была практически полная светоизоляция, я не мог даже подсмотреть за происходящим вокруг в маленькую щелочку, на сколько помню. Слышать окружение тоже не мог - наушники дали подходящие. Это было похоже на момент, когда в зале шикарного кинотеатра выключается свет, все затихают, и ожидаешь, что вот-вот загорится экран и звук проберет до костей. И вот - ослепительная вспышка света, и я в Виртуальной реальности! Простая демка. Сижу на аттракционе, слева и справа со мной на качелях сидят какие-то низкополигональные страшненькие девушки — такие, что я поспешил увести взгляд вперед и начал осматривать чуть менее страшненькие окрестности... ничего выдающегося в самой демке не было, но ощущение объема всего вокруг было потрясающим! Никакого сравнения с 3D-телевизорами. Настоящее 3D в VR - оно было кругом! Даже фокусировка зрения меняется, когда смотришь поочередно на отдаленные и близкие объекты, как в реальности - и все они воспринимаются в десять раз реальнее, чем на плоском экране, даже с тем ужасным качеством моделей и текстур, которое предлагала демка. Не говоря уже о том, что в VR осматриваешься вокруг как в реальном мире, крутя головой. Когда качели начали двигаться, честно говоря, вдруг стало даже немного страшно. Хотя на экране монитора я во что только ни играл и чего только ни видел, даже постоянное изменение ориентации в пространстве не были для меня в диковинку (Prey, Alien vs Predator). Но в вирте погружение было слишком мощным. Я начал сопротивляться... и буквально через 20-30 секунд, ни смотря ни на что, эти очки полностью обманули мой мозг — земля под ногами начала уходить!

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

И вот целый год я высматривал новости про VR, представлял как с этим можно играть в RPG и шутеры. Даже в стратегии (и такие игры ожидаются). Скопил денег, дождался новогодних праздников, придушил жабу, которая пыталась сделать тоже самое со мной - и взял себе Oculus Rift CV1. Правда, пока без мнипуляторов, которые добавили бы к стоимости еще 25% Но благо в комплекте идет геймпад от Xbox и его пока хватает. Так что я наконец могу поделиться домашним опытом использования очков в течении нескольких месяцев.

Вы уже наверняка видели «Анбоксинги» и обзоры этих очков, представляете внешний вид и их официальный магазин, я расскажу каков Oculus Rift при продолжительном использовании.

Начну с плохого. В основном потому, что именно с проблемами сталкивается пользователь таких VR-очков, когда заканчивается достаточно простая настройка и всевозможные официальные демонстрации. Прежде всего становится заметно, что изображение все-таки далеко от идеала. У очков низкое разрешение экранов. Я точно знаю, что в CV1 и HTC Vive самое лучшее качество изображения, какое сейчас можно увидеть в пользовательских VR-шлемах, но даже его не хватает. Не для всех это происходит сразу, но начинает бросаться в глаза «сеточка» из пикселей. Особенно недостает четкости прорисовки на отдаленных объектах. В некоторых играх это может быть критично. Например для меня это стало критичным в Elite Dangerous - именно в этой игре недостаток сильно заметен из-за огромного количества интерфейса и тонких линий (условных обозначений орбит например), а также из-за больших расстояний. Чтобы понять, как примерно это выглядит - вы можете просто попробовать запустить Elite Dangerous на современном FullHD-мониторе, диагональю скажем 27”, выставив ополовиненное разрешение 960на540 в полноэкранном режиме. Таким образом картинка получается либо слишком пестрой и рябой (с алиасингом), либо слишком мутной, замыленной (с кривыми технологиями сглаживания). По той же причине сложно было бы играть к примеру в ArmA – где нужно выцеливать противника за километр, когда тот даже на хорошем мониторе порой выглядит как кучка пикселей. Эту ситуацию можно поправить качественным сглаживанием, либо с помощью DSR-технологии от Nvidia, увеличив разрешение до 200%, но тогда многие современные игры затребуют что-нибудь типа GTX 1080 в системном блоке (проблема производительности тоже есть).

Качественное сглаживание в этих многих современных играх просто не поддерживается — если на мониторе это замыливание еще можно воспринимать нормально, то в VR точно нет. А разработчики привыкли использовать не слишком требовательные, но визуально совершенно убогие (ИМХО) технологии типа FXAA и TAA.

И, к сожалению, эта проблема пока не решаема — в дальнейшем придется покупать новые VR-очки, с другими экранами, где будет большая плотность пикселей (есть небольшая вероятность, что позволят обновить старые, но вряд ли у нас в России это будет просто). Приходится только смириться и получать удовольствие от того, что есть сейчас — но на самом деле это совсем не сложно. Я просто никак не мог не написать про низкое разрешение, но отбраковывать все доступные версии VR-очков только из-за недостатка разрешения было бы совсем не правильно. Ведь играли же мы как-то раньше на квадратных мониторах с разрешением ниже HD — и ничего, было здорово. ; ) Так же и с очками. К тому же в играх, которые изначально делаются под VR, дела обстоят лучше. Их разработчики стараются сделать картинку максимально четкой именно для VR. Эта проблема не сильно мешает играть в большинство игр (выше описаны скорее исключения). Не сильно мешает даже смотреть кино! Мешает другая. По-началу...

Временно опустим сарказм хейтеров VR о том, что «Конечно же мешает не разрешение - мешает скорее отсутствие самих игр!» - есть более реальная проблема, которая сейчас всех отпугивает. Расскажу об укачивании. Да, это ужасно. Ощущение повышенной температуры, тяжести и головокружения... в общем, если вас когда-нибудь сильно укачивало на корабле или на машине — вы знаете. Если нет — узнаете в VR-очках, потому как они видимо ломают вестибулярный аппарат даже тех людей, которые никогда с подобным не сталкивались. Тут уже не понадобится ждать новой версии устройства (сомневаюсь, что там что-нибудь серьезно улучшат в этом плане). Укачивание - это серьезная отдельная проблема VR-очков вообще (любых и даже в 60fps). Но, на сколько я могу судить, в итоге полностью дело привычки. :)

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

Кажется, меня начало в целом гораздо меньше укачивать когда я один единственный раз принял таблетку драмины (Можете посмеяться, конечно, но это то же самое укачивание, что на корабле или в машине — лекарство таки помогает! :Р ) Я тогда просидел в окулусе чуть больше часа в War Thunder и The Vanishing of Ethan Carter, перемещаясь, само собой, не телепортацией, а привычным способом. Заметил также, что гораздо меньше укачивает, когда сидишь, держа руки на клавиатуре и мыши (и, собственно, играя с их помощью).

Со временем укачивать перестало совсем, безо всяких больше таблеток и даже стоя и без клава-мыши. Последний раз я без какого-либо дискомфорта просидел в Окулусе полтора часа, проходя Метро 2033 (об этом ниже) с геймпадом от Xbox. Также уже никакого дискомфорта не ощущаю, когда отстреливаю врагов, с дикой скоростью носясь по уровням таких шутеров как Serios Sam, Quake и Doom. То есть просто привык! Привычка пришла спустя примерно 10 часов, проведенных в окулусе. Частично за просмотром фильмов. Так или иначе эта проблема — проблема первого опыта, непривычки, не более.

Ну и последние технические недостатки очков — плохо вентилируемое пространство внутри, между глазами и линзами (очки, между прочим, нагреваются и линзы иногда запотевают). И провод (У Окулус он один). Впрочем, последнее все-таки уже совсем терпимо.

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

-Не бойтесь попасть в такую ситуацию! В наших квартирах вас раньше остановит предмет мебели или окно. )

Нет, правда, этот один провод не так уж сильно мешает, я спокойно крутился стоя на месте, осматриваясь в вирте как мне было угодно. Просто стоит помнить, что если прокрутился на месте на 360 в одну сторону - второй раз стоит крутиться уже в обратную...

Перейдем к главному — таки вернусь к проблеме нехватки игр. Вы, скорее всего, читали, что игр под VR до сих пор очень мало. Это почти правда. В официальном магазине Oculus среди игр с родной поддержкой VR - в основном одни демонстрации. Красивые, впечатляющие, но это не игры. В официальном магазине вообще нет чуть ли ни одной настоящей игры, разве что аркада Lucky’s Tale (очень милая игрушка с отличной заточкой под VR, раздаваемая бесплатно при покупке очков). Игр, предназначенных для отдельных манипуляторов Oculus Tuch или контроллеров HTC Vive возможно чуть побольше, но мне пришлось искать исключительно такие, которые работают с мышью, клавиатурой и геймпадом.

И искал я их в основном в стиме, поскольку магазин Окулуса может вытащить из вас больше денег, чем вы выложили за сами очки. В магазине стима игры найти можно. В основном такие как The Solus Project или ADRIFT. Красиво и удобно в VR, но для большинства людей скучно. Просто бродишь и осматриваешься, решаешь какие-то головоломки с минимальной интерактивностью в виртуальном мире. Могу также отметить The Vanishing of Ethan Carter (В VR она смотрится определенно впечатляюще, но игровой процесс это не улучшает). Беда в том, что если в игре есть только красивые пейзажи — со временем начинаешь всё больше обращать внимание на низкое разрешение самого Окулуса. Вот когда есть игровой процесс — он отвлекает от качества картинки и VR работает на все 100, с его полным погружением в 3D, когда высматриваешь цели, крутя головой. Но VR-игр с геймплеем, как ни парадоксально, как раз-таки не хватает. Тем не менее, они постепенно появляются и уже можно купить например Subnautica и Ark Survival — обе в раннем доступе, но обе эти игры изначально разрабатывались как игры с геймплеем, а поддержка VR была добавлена потом. Совсем недавно, пока я лениво пишу эту статью, в стиме появился Serious Sam VR – и это почти что шедевр от жанра шутеров!

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

Просто взять в руки Окулус и сразу окунуться в бесконечный виртуальный мир не получается — просто готового контента для этого сейчас мало, качество у него как у обычных техно-демок, и всё дорого. Но не смотря на все эти недостатки, я продолжил пользоваться очками - и сейчас могу сказать, что я очень доволен покупкой и Oculus полюбил!

- Зачем нужен спутниковый телефон, если он почти никогда не работает?! Не могу дозвониться, в чем дело?

- Ну, всякое могло случиться. Вспышки на солнце, неполадки со спутником, а может, она просто его выключила.

[Грубо стучит спутниковым телефоном по стенке кузова]

- Прекрати! Нежнее... Полюби его!

- Зазвонит — полюблю!

- Не полюбишь — не зазвонит.

//Малькольм нервно пытается дозвониться до Сары, тайно уехавшей в парк Юрского периода. Небольшой диалог о технологиях.

После того как все демки у меня кончились (они тоже не мусор, а очень даже впечатляют и дают надежду на будущее), первым делом я попробовал смотреть фильмы в 3D, в режиме виртуального кинотеатра. Этот режим не обязательно означает, что вокруг вас будет какое-то окружение, кинозал и тому подобное — главное, что перед вами висит огромный, гибко настраиваемый экран и на нем воспроизводится фильм с потрясающим 3D-эффектом! Звук в наушниках версии Oculus CV1 оказался даже лучше чем в моих обычных (не самых дешевых). Пожалуй даже лучше чем я вообще в каких-либо наушниках слышал (сейчас налетят меломаны и знатоки звука и скажут, что я не прав), но я говорю честно.

Для просмотра использовал программу Simple VR Video Player или Virtual Desktop. Последний, как мне показалось, давал лучший 3D эффект, при просмотре с обычного MPC-HC в полноэкранном режиме, но Simple VR Video Player гораздо удобнее интерфейсом. Обе программы развиваются и обновляются к лучшему. Virtual Desktop изначально позволяет не просто смотреть фильмы, а выводит в VR-очки рабочий стол, со всеми его возможностями (проводник, серфинг в интернете... правда, не вижу в этом никакого смысла, с текущим разрешением очков).

Я посмотрел Аватар, первый Парк Юрского периода (не понимаю как, но его действительно не плохо адаптировали под 3D), несколько мультфильмов — и все выглядело очень здорово. Низкое разрешение по-началу заметно, но все же оказывается довольно просто забыть о нем, когда начинаешь смотреть фильм. Или играть в полноценную игру (с оговорками). Разрешение очков накладывает на качество картинки определенные ограничения, но если в игре есть качественный антиалиасинг, или если компьютер может потянуть картинку с двойным разрешением (DSR) – изображение получается очень достойное.

Жаль, конечно, что хороших игр до сих пор так мало, а родную поддержку в старые игры их разработчики добавлять не спешат. Но даже там, где совсем никак не поиграть в VR можно найти интересное для этой темы. Больше всего на свете я бы наверное хотел бы поиграть в VR в Ведьмака 3. Там самая потрясающая графика, пейзажи и виды в целом на данный момент. Но если и прикрутят какую-нибудь поддержку VR на костылях - камера в этой игре совершенно несовместима с VR, к сожалению. НО. В Ведьмаке 3 работает замечательная технология, NVIDIA Ansel, которая позволяет снимать любые скриншоты. Перехватывается управление камерой, можно выбрать любой удачный вид, взлететь под небо, настроить уйму фильтров и сделать скриншот даже на повышенных настройках графики, хоть в 8К разрешении! А также стерео-скриншот в 360 градусов! В 8К разрешении! Я сделал небольшую галерею таких скриншотов и в Окулусе это выглядит феноменально! Правда, после еще больше хочется Ведьмака 3 в VR, а нету...

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования
Обо всем - VR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использованияVR Oculus Rift CV1 Опыт домашнего использования

-Скачать галерею можно по ссылке (архив). Просмотреть должно быть можно в любых VR очках, включая дешевые аналоги.

На этом бы положительные эмоции могли закончиться, и оставалось бы только ждать официальной поддержки VR в настоящих играх (Fallout 4 вот обещают к примеру). Но я набрел в интернете на развивающийся платный проект VorpX.

Это драйвера и ПО, которое позволяет использовать очки виртуальной реальности в старых 3D-играх. Список «Supported Games» на сайте этого проекта, скажу сразу, не вполне честный, поскольку там обозначены вообще все игры, которые хотя бы просто запускаются в какой-либо версии VR-очков. Игр с полноценной поддержкой Oculus Rift CV1 там не много. Интерфейс ведь к примеру никто не делал с расчетом на VR.

Кто-то может сказать, что старые игры уже не так интересны, но, по-моему они стоят всей этой эпопеи и всех трат!

...Старые игры — они штуки загадочные. — Загадочные, — не стал спорить программист. — Вроде слабоалкогольных напитков. На вкус — компот компотом, а потом ноги разъезжаются и на приключения тянет…

Призрак «Бета-тестеры»

Metro 2033 и Last Light, оригинальные, в режиме DX9. Oblivion, Fallout New Vegas. BioShock Infinite. Black Mesa и Half Life 2. Это те игры, которые поддерживают VR почти идеально, на 9 из 10, если считать за 10/10 нормальную официальную поддержку, как в каком-нибудь The Vanishing of Ethan Carter VR, The Solus Project или ADRIFT, где всё действительно здорово, кроме геймплея.

Вообще, с VorpX все игры Bethesda хорошо работают — даже Морровинд, но ему нужны пляски с бубном, причем особенно сложные, исходящие из древних ритуалов Эшлендеров. Конкретнее говоря, ему нужен рендер DirectX 9 с кучкой модов.

Согласитесь, этот список игр (он не полный, это только то, что лично я успел опробовать и пройти дальше пролога) — уже гораздо больше впечатляет, нежели демки из официального магазина и пустые бродилки с красивыми пейзажами, не правда ли? На данный момент я прошел по крайней мере на одну треть игры Black Mesa, Half Life 2 и Metro 2033 в VR – эти игры работают отлично. Так что официально заявляю (и ставлю пафосную печать своей скромной персоны), что игры для VR есть! И их даже больше чем для Nintendo Switch и иных консолей на старте. :p

VorpX позволяет запускать старые 3D-игры в VR-очках, предоставляя несколько режимов стереоскопии и управление взглядом через отслеживание позиции очков, вместо мыши. Полноценная поддержка VR получается только тогда, когда драйверами в игре поддерживается режим Geometry 3D и Positional Headtracking. Первое — единственный режим, позволяющий рендерить настоящее, честное 3D изображение с двух камер и настраивать в игре FOV. Второе — отслеживание не только вращения очков, но и горизонтальной позиции, что позволяет не просто осматриваться вокруг, а еще и, к примеру, свеситься за перила или с моста, чтобы посмотреть вниз, или просто осмотреть со всех сторон объект стоя на месте. Прекрасно работает во всех играх Bethesda, начиная с Oblivion. Список игр, который я привел выше — поддерживает по крайней мере Geometry 3D и Rotational Headtracking, Positional Headtracking встречается реже всего.

К сожалению, остаются две большие проблемы:

-Некорректная работа теней и отражений (не везде, но часто тени и отражения зависят от положения камеры и от того сильно деформируются и прыгают при рендере сразу двух камер).

-Не оптимизированный под VR интерфейс, обрезающийся в VR. Тоже не везде, поскольку в Метро например изначально в игре есть режим без интерфейса и разработчики предполагали, что кто-то будет играть пользуясь только часами на руке главного героя и дневником — все это игровые объекты, а не двумерный интерфейс, такие штуки работают в 3D исправно. А в BioShock Infinite интерфейс можно подвинуть в нужное место и в VR его тоже будет хорошо видно.

Сколько я ни бился, но на 10 из 10 поддержки VR от какой-либо старой игры с VorpX добиться не получилось. Просто так запустить игру с VorPX и играть как на консолях не получиться — ПК-гейминг он весь в настройках! Как минимум часто приходится отключать тени и настраивать под себя FOV, ставить моды. Но то, что есть, уже впечатляет и это именно то, чего я хотел от Окулуса. :)

В итоге не смогу рекомендовать версию CV1 к покупке, без множества оговорок — но так, если вы готовы потратиться еще и на сторонние драйвера (стоимость обычной современной ААА-игры, не более), а самое главное, перейти через укачивание и возиться часами с настройкой — Oculus Rift, скажу вам, это вещь! Драйвера для адаптации старых игр заметно развиваются, на горизонте маячат полноценные VR-версии Fallout 4, The Long Dark, Project Cars 2 и Gran Turismo Sport, Star Citizen, Xplane 11 (симулятор гражданской авиации) и другие.

Анонсировали мод VR для Half Life 2, который позволит играть с совсем уж идеальной поддержкой VR и уже доступен мод на DOOM3, который в VR тоже выглядит великолепно. Вообще забавно, что как на заре 3D-игр правили Quake, Doom, Half Life, Serios Sam – так и сейчас именно эти игры энтузиасты охотнее всего адаптируют под VR, с полноценной поддержкой.

Так что с будущим VR у нас все довольно не плохо. Но учтите, что если купите очки - использовать их будете гораздо реже, чем просто играть в игры, как раньше. На дальнюю полку они не откладываются, но вот в выдвижном ящичке у меня в компьютерном столе томятся, показываясь на свет где-то пару раз в неделю. (В основном по выходным, вечером после работы глаза устают. Впрочем, это моя проблема, вероятно).

В любом случае, не злоупотребляйте.

Человек, весь день проторчавший в виртуалке, представляет собой довольно жалкое, даже пугающее зрелище. Воспаленные, широко распахнутые глаза диковато мечутся из стороны в сторону, машинально вычисляя противника, под глазами мешки, волосы взъерошены, лицо бледное. Добавьте к этому легкое нарушение координации, вялость и головокружение.

Призрак «Бета-тестеры» Очень прикольные рассказы, описывающие приключения вымышленных героев в виртуальной реальности

33
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

9 комментариев к «VR Oculus Rift CV1. Опыт домашнего использования»

    Загружается
Чат