Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Anuriel

Автор Anuriel 17

83

Обзор Frostpunk: The Last Autumn

В Frostpunk вернуться – как в дом родной. Жаль только, поводы вернуться в замерзающий стимпанковый мир выпадают не так часто. Несмотря на дополнительные режимы и карты, Frostpunk как «песочница» – не очень. Строить город без всякой цели, заранее зная, будет дефицит ресурсов или наоборот? Совершенно не тот опыт.

Обзор Frostpunk: The Last Autumn
Frostpunk - Обзор Frostpunk: The Last AutumnОбзор Frostpunk: The Last Autumn

Той самой культовой игрой Frostpunk делают именно сюжеты, сложные выборы и последствия, повороты обстоятельств с ног на голову – в общем, элементы адвенчуры. Дополнение The Last Autumn – именно что первоклассная адвенчурная надстройка на знакомые стратегические правила. Но вот сама стратегичность «Последней осени» оставила двоякое чувство.

По сюжету, команда рабочих и инженеров под руководством нашего невидимого протагониста прибывает из Ливерпуля в некую отдаленную французскую провинцию, чтобы в тайне возвести один из первых генераторов – очагов тепла в замерзающем мире. На термометре пока +10, и снег пойдёт нескоро, так что главная сложность – в самой стройке века. И то ведь: соорудить сарумановскую печь, чтобы обогрела целый город, не то же самое, что лепить бараки из досок.

Обзор Frostpunk: The Last Autumn
Frostpunk - Обзор Frostpunk: The Last AutumnОбзор Frostpunk: The Last Autumn

Поначалу The Last Autumn хочется назвать чуть ли не Frostpunk 2. Дополнение не только снова обращается к механикам, которые не очень работали в оригинальной игре, но и вводит множество новых цепочек производства, а также ресурсов и опасностей. Пополняет наши склады теперь портовый район, куда приходят суда из метрополии, и где швартуются рыбаки. Однако пищу можно добывать и в пустошах, лес – вырубать, а уголь получать из древесины. То есть мы варьируем, какие ресурсы получать из гавани, а Frostpunk ежечасно заставляет менять приоритеты: вчера вам не хватало угля, завтра – стали, а потом – еды.

Сложнее стало и с рабочей силой. Мы сами определяем, рабочие или инженеры приедут в нашу глушь ближайшим кораблем, однако инженеры теперь не заменяют рабочих, годятся только для узкого круга задач. Вдобавок, назад отправить людей нельзя, и всегда думаешь: обойтись теми руками, что есть, или запросить подмогу, которую потом нужно будет кормить, лечить и обогревать.

Обзор Frostpunk: The Last Autumn
Frostpunk - Обзор Frostpunk: The Last AutumnОбзор Frostpunk: The Last Autumn

Над жизнью города довлеет его величество План: этапы стройки генератора должны сдаваться в срок – хоть разорвись. Ускориться можно известным способом – нарушая технику безопасности и «заколхозив» поломки, наплевав на исходные чертежи. Опасность производства в The Last Autumn заменяет тепловые зоны, причем не только влияет на здоровье людей, но и на последствия аварий, и на шанс забастовки. Хотите быть образцовым начальником – сокращайте рабочий день, сжигайте уголь в вентиляционных системах и производите с запасом детали генератора – для них есть специальные заводы. Все это дополнительные постройки, ресурсы и человекочасы, так что оптимизировать экономику в The Last Autumn надо значительно точнее, хотя это не значит, что пройти дополнение сложно. Сложно пройти его этично.

Нас опять искушают простыми решениями человеческих проблем. Люди – толпа: дайте им просторные палатки, кормите усиленными пайками, постройте бар, церковь и баню, сведите болезни в ноль – все равно найдутся недовольные и попробуют устроить поджог. Введете надзор, тюрьму – и вы уже деспот, комендант каторги. Последствия вы точно заметите, но «открутить гайки» назад нельзя – только грузить очень старые сохранения.

Обзор Frostpunk: The Last Autumn
Frostpunk - Обзор Frostpunk: The Last AutumnОбзор Frostpunk: The Last Autumn

К тому же законы полностью переработаны. Теперь мы выбираем не между светской и религиозной коммуной, а между диктатурой рабочих или инженеров. Законы стали более неоднозначными, ситуационными, они чаще исключают друг друга. Вместе с большей реалистичностью (нет автоматонов, дирижаблей, земные температуры воздуха) «Последняя осень» стала еще больше напоминать роман о производственных буднях и классовой боробе.

При этом, однако, потерялось чувство глобальной катастрофы, которой противостоит город как единое целое. Похолодание в финале – пустяк после сюжетки оригинальной Frostpunk; в остальном забудьте про менеджмент пространства, про необходимость быть во всех концах города сразу. Большинство зданий работают без нашего вмешательства, и отслеживать нужно только баланс ресурсов. В итоге легко представить себе The Last Autumn с видом от третьего лица, с NPC и озвученными диалогами – это пошло бы проекту только в плюс. Притом, что наблюдать город сверху надоедает: панорама почти не меняется – как то было раньше, когда от цифры на термометре совершенно преображался вид каждого домика. Круто только в конце, когда хмуро-зеленую осень сменяет зима, и море замерзает.

Обзор Frostpunk: The Last Autumn
Frostpunk - Обзор Frostpunk: The Last AutumnОбзор Frostpunk: The Last Autumn

Неприятно еще, что сама 11 bit не везде отследила изменения правил. Пообещаете не повышать рабочие смены – не сможете их и сократить, вас просто выкинет из игры. Кое-где остались старые описания, например, «надежду» не заменили на «мотивацию». Конечно, патчи что-то поправили, но полгода-год полноценной работы превратили бы The Last Autumn в настоящий Frostpunk 2 – и за игру можно было бы смело просить полный ценник. Наработок тут – на зависть многим сиквелам.

Радости:

  • Очень много нововведений
  • Динамичный сюжет
  • Меньше фантастики, больше социальности
Гадости:

  • Застраивать город слишком легко.
  • Баги.
  • Реиграбельности все равно мало.
Оценка: 8,5
Вывод:
При всех оговорках аддон The Last Autumn – событие для каждого поклонника Frostpunk. Не пропускайте ни в коем случае!

83
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

Нет комментариев к «Обзор Frostpunk: The Last Autumn»

Чат