Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Pc.mech.hitler

Геймер Puffan 4

105

История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям

Современные компьютерные игры настолько сложны технологически, что люди зачастую забывают о том, что основы механики нынешних блокбастеров были заложены еще в далекие 1960е. Не исключение и жанр Massive Multiplayer Online Role-Playing Game (MMORPG). Его появлению способствовало множество старых и уже подзабытых игрушек. Итак, начнем по порядку...

История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям
Обо всем - История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельямИстория MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям

Первый кирпич в будущий фундамент MMORPG заложила игра Spacewar!. Она появилась в далёком 1962 году для компьютера PDP-1 компании Digital Equipment Corporation (DEC), расположенного в Массачусетском технологическом институте. На одной машине могли играть 2 человека: один управлял кораблем «Игла», другой - космолетом «Клин». На первый взгляд цель была проста - подбить аппарат противника. Но количество доступных торпед и топлива было ограниченно, к тому же в центре экрана была звезда, которая притягивала к себе объекты. Игра оказалась настолько увлекательной, что DEC даже включила Spacewar! в комплектацию своих компьютеров - с ее помощью можно было быстро проверить работоспособность машины.

Кстати Spacewar! является так же одной из первых видеоигр. Более подробно о ней уже писал Final.

Через несколько лет появилось сразу несколько версий Spacewar! - изменялась физика, добавлялись новые возможности и новые типы кораблей. Наконец, в 1969 году появилась версия для компьютера PLATO, который в те времена казался настоящим чудом техники - монохромный дисплей 512х512 точек и системные требования, одинаковые для всех машин. Кроме того, PLATO позволял играть по сети - надобность собираться вместе и сидеть за одной клавиатурой отпала. Правда, никакого интернета тогда не было и в помине, а главная компьютерная сеть Америки ARPANet появилась меньше года назад и объединяла лишь военные организации и научные институты.

История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям
Обо всем - История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельямИстория MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям

На долгие годы PLATO стал ведущей игровой системой того времени. Уже в 1973 году на ней появился первый онлайновый хит - космическая стратегия Empire, в которую могли одновременно играть 32 человека. Геймеры командовали целой космической империей, собирая ресурсы, строя корабли и расширяя свою территорию. У стратегов был шанс наткнуться на владения других игроков и объявить им войну, но расстояние между империями было таким большим, что многие теряли терпение раньше и просто прекращали играть. Через год вышла обновленная версия, где события развивались куда стремительнее. Вселенная сократилась до 60 квадратных секторов, каждый из которых можно было преодолеть за 10 секунд. Стартовые системы с тремя планетами и солнцем развели по углам карты, а упор теперь делался на командную игру.

В 1974 годы на PLATO вышла и чат-программа Talkomatic. Онлайновый чат произвел фурор: программа выводила текст не так, как это делают теперешние мессенджеры (строками), а прямо по буквам, мгновенно. Одновременно в чате могли сидеть пять человек, при этом наблюдать за беседой (то есть просто читать, а не печатать) - бесконечное количество народа. Любимым трюком завсегдатаев было залогиниться и назвать себя именем того, кто уже общался онлайн, остальным оставалось лишь гадать какой из Джонов настоящий.

История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям
Обо всем - История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельямИстория MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям

История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям
Обо всем - История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельямИстория MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям

В тот же год появился первый 3D-шутер Maze War (называют ее по-разному - и The Maze Game, и Maze Wars, и Mazewar, и просто Maze). Игроки блуждали по трехмерному лабиринту и пытались подстрелить соперников. Конечно, до прицельной пальбы и хедшотов было далеко. Стрелять можно было только в ту сторону, куда смотрел персонаж, причем, пока пуля летела, оппонент мог запросто свернуть за угол. Для нас самой главной особенностью игры является то, что в ней впервые появился мультиплеер. Изначально играть можно было исключительно на соединенных кабелем компьютерах, но в 1977 году вышла версия, работающая по технологии клиент-сервер, которая используется в сфере ММО до сих пор. Так же именно Maze War дала начало внутриигровым чатам. Персонажей в первой версии игры не было вовсе, своего героя игрок не видел, а распознать противника можно было только по парящему над глазом имени.

История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям
Обо всем - История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельямИстория MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям

История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям
Обо всем - История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельямИстория MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям

В январе 1974 года на прилавках появилась коробка с изображением всадника и магической надписью - Dungeons & Dragons. Внутри счастливый покупатель мог найти три плохо отпечатанные брошюрки и пакетик с фигурками. Правила игры были отлично знакомы любителям варгеймов, только вместо танков приходилось управлять героями средневековья и исследовать подземелья, кишащие чудищами. D&D быстро возвели в культ, авторы не справлялись с волной заказов. Компьютерные игры по мотивам вселенной не заставили себя долго ждать. В тот же год на PLATO появилась синглплеерная игра pedit5, вдохновленная созданием настольной системы Dungeons and Dragons. Потом была m199h, клон pedit5 и наконец в 1975 году в свет выходит dnd. Pedit5 была стерта через несколько месяцев после создания, m199h была создана на учебном компьютере, зарезервированном для служебных целей и вскоре так же была удалена. А вот dnd стала успешной на гребне популярности настольной системы.

Мы видим, что на PLATO были мультиплеерные игры и был dnd. И, естественно, две эти прекрасные вещи не могли не объединиться. Так в 1977 была выпущена Oubliette(в переводе с французского - подземная тюрьма), завоевавшая большое игровое комьюнити. Как и в Maze War, в игре была примитивная графика: стены подземелий, монстры, эффекты заклинаний - все это состояло из векторных линий. Но тут, в отличие от Maze War, недостаточно было просто нажать кнопку на клавиатуре, чтобы атаковать. Игроку приходилось каждый раз печатать название заклинания, и для победы над монстром приходилось перебирать пальцами со скоростью звука. Для нас она интересна тем, что впервые показала мультиплеер в DnD-играх. Она была настолько трудна, что выжить одному было практически нереально. В итоге геймера приходилось объединятся в партии.

История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям
Обо всем - История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельямИстория MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям

В 1979 году несколько программистов создали Oubliette-киллер - игру, которая надолго превзойдет все остальные. За основу взяли, разумеется, ролевую систему D&D. Через несколько месяцев Avatar был готов. На этот раз игроки могли видеть своего персонажа: корявый человечек с мечом и щитом блуждал по квадратным локациям, большинство из которых были пустыми, но кое-где встречались монстры и даже попадались сокровища. Как и в настольной игре, у героя имелось несколько характеристик, очки жизни, набор заклинаний, инвентарь. На фоне огромной популярности D&D Avatar была просто обречена на успех.

Другая «кассовая» игра того времени, Adventure, тоже давала возможность прогуляться по подземельям, однако в ней совсем не было графики. Программист Уильям Кроутер решил, что воображение само нарисует все картинки, главное - интересно описать приключение. Интерфейса, конечно, тоже не было - все команды набирались с клавиатуры. Чтобы отправиться на север, достаточно было напечатать north, на юг - south. Adventure шла нарасхват, однако в нее невозможно было играть компанией, и вскоре у Уильяма появилась масса последователей - всем хотелось добавить в игру мультиплеер.

Рылся в архивах и ворошил прошлое Puffan.

Специально для gamer.ru

З.Ы. В следующей части все самое интересное... так же ожидаются плюшки :)

З.З.Ы. Огромную роль во всей этой истории играло так-же появление компьютерной сети ARPANet (от англ. Advanced Research Projects Agency Network). Она была созданная в 1969 году в США компанией ARPA и явилась прообразом сети Интернет. В то время Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Это была первая в мире сеть, перешедшая на маршрутизацию пакетов данных (1 января 1983 года). ARPANET прекратила своё существование в июне 1990 года.

___________________________________________________

Приготовлено в BFG редакторе

105
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

8 комментариев к «История MMORPG. Глава первая. От бескрайнего космоса к опасным подземельям»

    Загружается
Чат