Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Avatar

Геймер Гомер 59

181

Хватаясь за реальность. Социальные задачи игры Hellblade: Senua's Sacrifice

Хватаясь за реальность. Задачи игры
Hellblade: Senua's Sacrifice - Хватаясь за реальность. Задачи игрыХватаясь за реальность. Задачи игры

Вкратце об игре. Автор – Джефф Корк (GameInformer)

Новая игра Ninja Theory – смелый, авторский эксперимент по ряду причин. Hellblade не только инди-игра AAA-класса, но и довольно необычный для индустрии игровой проект. Главная героиня игры Сенуа, увы, больна психическим расстройством.

Поскольку одни из главных элементов игры, визуальные и голосовые галлюцинации, должны быть изображены и переданы относительно верно, разработчики организовывали встречи с людьми, которым не повезло в жизни, с людьми, испытавшими психоз.

Также разработчики из Ninja Theory консультировались с Полом Флетчером, профессором нейронауки из Клэр-колледжа, для того чтобы понять психоз с медицинской точки зрения. Джефф Корк побеседовал с ним и может сказать, что в массовой культуре душевные заболевания изображаются несколько неверно.

Флетчер впервые заинтересовался пациентами с психозом, когда был студентом-медиком. Именно тогда один из больных сказал ему, что он получает сообщения из ТВ. Флетчер был поражён тем, как может отличаться восприятие реальности у здорового человека и человека больного. Пол всю свою профессиональную жизнь потратил на исследование психозов, обучая студентов тому, что может исказить все человеческие чувства.

Когда в вашем уме звучит слово «психоз», невольно возникают ассоциации с пациентами на вязках, с полузаброшенными диспансерами, но в большинстве случаев это неверные ассоциации. Поп-культура, как всегда, отобразила лишь самые экстремальные и даже гротескные случаи того, какой бывает жизнь душевнобольного человека. В наше время никто из больных не считает себя Наполеоном. У каждого своё место в мире, и редко когда случается, что одна личность подменяется другой. Другая ошибка – полагать, что психически больной скорее опасен, нежели наоборот. Согласно Флетчеру, скорее больной подвергнется насилию, чем здоровые вокруг него, которым надоели его вскрикивания и нелепая болтовня.

Психоз – это явление, при котором сознание человека как бы пребывает отдельно от мира: он или она видит и/или слышит то, что недоступно органам чувств здоровых людей. Согласно Флетчеру, посылаемые анализаторами сигналы в мозг каким-то образом обрабатываются комплексно у здоровых личностей, образуя целостную картину мира.

Человек же, переживающий психоз, начинает по-другому истолковывать события, происходящие вокруг него. Внезапно человек начинает видеть совпадения повсюду. Деревья качнулись, когда вы повернули голову в их сторону – больной может посчитать эти события связанными друг с другом. Игра Hellblade: Senua's Sacrifice именно об этом.

Хватаясь за реальность. Задачи игры
Hellblade: Senua's Sacrifice - Хватаясь за реальность. Задачи игрыХватаясь за реальность. Задачи игры

Подробнее о задумке. Автор – Тамим Антониадес (креативный директор)

Обожаю фэнтези, этот жанр может с помощью иносказаний объяснить непостижимое. Фэнтези – это продукт ума. И я подумал, почему бы не отправиться прямиком к источнику, породившему прекрасное? Hellblade задумывалась как нестандартное фэнтези. Hellblade должна была стать игрой-путешествием о страданиях в фэнтезийном мире, в мире, созданным необычным умом Сенуа.

Сумасшествие всё ещё табу, необсуждаемое в обществе, нечасто кинематограф освещает проблемы психбольных, чего уж говорить об играх. Обычно кино с душевнобольными это хоррор, развязка которого такова – ничто не реально, всё было страшным сном, иллюзией.

Мы (я и команда) были невежественны в этом плане, мало что знали из-за табуированности темы. Но сотрудничество с Полом Флетчером на протяжении двух лет, а также поддержка Welcome Trust и беседы с профессором Чарльзом Фернихоу дали свои плоды – изменилось моё восприятие разума как такового.

Нам нравится полагать, что мы реальны, что мы видим мир таким, какой он есть. Интеллектуально мы можем понимать, что это наше, пусть и ограниченное чувствами, восприятие мира. Но мир, созданный нашим мозгом, есть иллюзия, на самом деле, мир всегда за пределами нашего восприятия.

Хватаясь за реальность. Задачи игры
Hellblade: Senua's Sacrifice - Хватаясь за реальность. Задачи игрыХватаясь за реальность. Задачи игры

Вселенную можно описать математически. Математика универсальна, может оперировать даже такими понятиями как «бесконечность», в теории. Мы можем описать математическими законами нашу материальную вселенную. Без математики большинство точных наук было бы словно слепые котятки. Наше сознание существует в материальной вселенной, оно очень сложное и до конца не изученное. Сознание часть материальной вселенной, которая, в свою очередь, часть математической вселенной, которая знакома с понятиями «бесконечность», «вечность» и т.д. С позиции этого знания можно рассуждать, что мы, как субъекты реальности, находимся, по сути, в «пещере Платона». Наша «объективная» реальность ограничена нашими чувствами, сознанием.

Хватаясь за реальность. Задачи игры
Hellblade: Senua's Sacrifice - Хватаясь за реальность. Задачи игрыХватаясь за реальность. Задачи игры

И если вы когда-либо задумывались, является ли наша реальность симуляцией, то ответ – «да». Симуляцией нашего хрупкого, относительно медлительного, влажного, полного извилин мозга. Мы не воспринимаем мир без, собственно, нас. Мозг создаёт модель мира изнутри, мы воспринимаем то, что создал мозг. Симуляция мира мозгом, которую мы воспринимаем как реальность, постоянно им меняется. Редко бывает так, но порой можно заметить, что все мы пребываем в состоянии постоянного галлюцинирования. Так функционирует здоровый мозг в этом полном звуков и образов мире.

Наука помогает нам выйти из «пещеры Платона». Компьютеры, космические программы, медицина, поэзия, искусство, видеоигры – существуют для того, чтобы более продвинутые индивиды смогли поделиться своим, возможно, более высоким уровнем видения очень малой части вселенной, симулируемой мозгом, с другими. У нас всех разный геном и разные мозги. Очевидно, что разнообразие всего способствует выживанию человечества как рода. Разнообразие может погубить нас, сделать инвалидами, но всё это способствует адаптации нашего рода к миру.

Поскольку все мы воспринимаем мир как симуляцию, данную мозгом, то где та грань, разделяющая нормального человека и психически больную личность? Ответ на этот вопрос зависит от места, времени и обстоятельств. Степень развития науки и медицины, культурные рамки, рамки традиций и обычаев определяют в большей или в меньшей степени, что является нормой, а что – ненормальностью.

Хватаясь за реальность. Задачи игры
Hellblade: Senua's Sacrifice - Хватаясь за реальность. Задачи игрыХватаясь за реальность. Задачи игры

Талантливый учёный Алан Тьюринг, не нуждающийся в представлении, подвергался остракизму со стороны общества и преследованию за гомосексуальность. В Великобритании в его годы нетрадиционная ориентация считалась заболеванием.

Биллу Гейтсу, Альфреду Хичкоку, Эйнштейну был поставлен диагноз – синдром Аспергера. Согласно Стиву Силберману, для большинства аутистов здоровые люди – неусидчивые, страдающие дефицитом внимания к деталям, социальные наркоманы. В будущем, возможно, на диагноз, при котором пациент страдает от галлюцинаций, будут смотреть несколько иначе. Ганди, Черчиль, Фрейд – все они страдали от видений и голосов в недалёком прошлом. И лишь стигма останавливает тех из вашего окружения (а согласно статистике, такие люди есть в вашем окружении), кто страдал или страдает от подобного, говорить вам о своих переживаниях. Если кто-либо сообщит, что у него в голове звучат голоса, то он или она натолкнётся на стигму – большинство посчитает его или её опасным. В случае если вам поставят диагноз, вы будете изолированы от общества, друзей, семьи (ненадолго). Если достаточное количество людей посчитает вас больным или ненормальным, вы будете склонны верить этим людям, переживать за свою судьбу. Если стигматизация произошла с Тьюрингом, она же может случиться с кем угодно.

Лечение психических болезней в реальности намного труднее, чем лечение соматических заболеваний. Больные раком, СПИДом, проказой сперва нуждались в понимании. Страх другого обычно держит нас вдали от него. Интеллектуально мы можем понять, что не так с шизофреником в очень общих чертах, но самого главного – эмпатии большинству не достаёт. Относительно легко почувствовать боль человека, который пострадал в аварии или при теракте. Но нам трудно понять настоящую душевную боль от неврозов, депрессии, шизофрении.

Одна из целей Hellblade – передать восприимчивым людям близкие к настоящим ощущения, испытываемые психически больным персонажем. Каждые несколько месяцев мы приглашали в свою студию людей, которые были не совсем от мира сего, с диагнозами. Каждый человек был личностью, которую трудно описать как «нормальная» или «больная». Представьте, если б каждого человека, больного телесным заболеванием, можно было б описать только двумя терминами: «нормальный» и «телесно больной». Сознание обывателя часто находится на очень детском уровне понимания того, что такое психическая болезнь.

Отобразить восприятие мира психически больным одно, показать спутанность чувств, шаблоны ума, систему убеждений больного – куда сложнее. Наша задача – дать игроку взгляд на общую реальность, несколько отличающуюся от того, какой большинство её представляет.

Источники – 1, 2.

181
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

17 комментариев к «Хватаясь за реальность. Социальные задачи игры Hellblade: Senua's Sacrifice»

    Загружается
Чат