Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Conquer_pay

Автор LootHunter 66

104

Куда катится фэнтези

«Эпическое фэнтези в XXI веке» — так называлась дискуссия между Ником Перумовым и Кристи Голден, которая прошла в рамках ИгроМира (или Комик-Кона, в зависимости от ваших предпочтений) в пятницу, 4 октября.

Разумеется, дискутирующие обращались скорее к слушателям, пришедшим в кинозал выставки. Хотя в паре моментов действительно вступали в спор, поскольку у кажого оказывалась своя позиция относительно тенденций в жанре фэнтези и литературе вообще.

Куда катится фэнтези
ИгроМир - Куда катится фэнтезиКуда катится фэнтези

На всякий случай напомню о том, кто есть кто. Ник Перумов — автор книжных серий Летописи Хьёрварда, Летописи Разлома и ещё нескольких «ответвлений», объединённых вселенной «Упорядоченного». Этот мир (точнее целая совокупность миров) в своё время вырос из фанфиков Перумова по Средиземью Толкиена, однако потом Николай увеличил и масштабы своих сюжетов и стал затрагивать более сложные темы, чем английский профессор.

Так или иначе, но «Упорядоченное» по сути стало отправной точкой для всего отечественного фэнтези. И, насколько мне известно, до сих пор превосходит все аналоги по эпичности и по закрученности сюжета. А сам Перумов по прежнему популярен в нашем отечестве, хотя давно живёт в Америке.

Кстати, помимо фэнтези, Перумов пробовал себя и в стимпанке (серия о Молли Блэкуотер) и в «боевой фантастике» (дилогия «Империя превыше всего»). И вполне успешно.

Куда катится фэнтези
ИгроМир - Куда катится фэнтезиКуда катится фэнтези

Что касается Кристи Голден, то её карьерный путь непосредственно связан с играми. Причём не только компьютерными. В 1991 году она выпустила новеллу «Вампир туманов» по Ravenloft – хоррор-мистической реальности, принадлежащей к мирам настольных игр Dungeons&Dragons. Первую в трилогии.

Потом были новеллы по другим известным и не очень франшизам. Но известность пришла к ней после книги «Повелитель кланов», куда она перенесла сюжет так официально и не вышедшей WarCraft Adventure. Так что Кристи была одной из тех, благодаря кому орки Мира Варкрафта превратились из кровожадных варваров в гордый народ с богатыми культурными традициями.

Думаю никто не удивится, узнав что сотрудничество Голден с Blizzard продолжилось и принесло немало плодов. Ещё шесть книг по Варкрафту, пять по Старкрафту, а также сценарии для многочисленных кат-сцен и роликов. Вроде бы Эльфы Крови (ну, которым приходится словно вампирам выкачивать магию из других существ) тоже были её идеей.






Вот такие авторы пришли на Комик-Кон, так что не стоит удивляться почему многим был интересен их взгляд на состояние жанра фэнтези и его развитие в новом веке.

Интересно, что Перумов и Голден совершенно по-разному следят за жанром фэнтези. Ник довольно много читает своих коллег по жанру. Говорит, что просто не может не следить за выходящими книгами. И ими же нередко вдохновляется.

Кристи, наоборот, говорит что при создании своих историй старается «погрузиться» в них, почувствовать персонажей, рассмотреть мир. И когда ей доводится читать чужие фэнтези-романы у неё подсознательно начинает работать этот самый внутренний исследователь и внутренний критик, из-за чего она просто не может получать удовольствие от такого чтения. Так что читает она книги совершенно других направлений. Очень любит поэзию. А эпического фэнтези старается избегать.

Вторым вопросом, насколько я помню (к сожалению первую половину дискуссии я не записал), был вопрос о том, собственно почему жанр фэнтези сегодня так популярен. И Перумов и Голден сошлись в том, что причина — наши глубинные инстинкты и чувства, к которым чаще всего обращаются «истории про меч и магию».

Правда для Перумова на первом месте именно инстинкт и внутренняя сила. Именно посмотрев на то, как выживает и достигает цели человек в псевдо-средневековом мире (и обществе), без всяких технических гаджетов и предоставляющей все удобства инфраструктуры, можно понять чего он стоит. Магия — магией, но в книгах Николая действительно герои часто оказываются в ситуациях, где нельзя рассчитывать ни на что, кроме своего меча.

Куда катится фэнтези
ИгроМир - Куда катится фэнтезиКуда катится фэнтези

Хотя много у Перумова и магов с их разнообразным чародейством.

А вот Голден является большой поклонницей теории «мономифа» Джозефа Кемпбелла. Если вы вдруг не знаете, мономиф — это своего рода шаблон для всех известных и популярных сюжетов, который Кемпбелл подробнейшим образом расписал в своей книге «Тысячеликий герой». Разумеется, не все популярные истории соответствуют ему во всех деталях, однако именно фэнтези ближе всего к мифам древних народов, которые и сидят глубоко в нашем сознании. Именно в эпическом фэнтези классическая формула с Героем, путешествующим из своего повседневного мира в сверхъестественный и обратно, и 12-ю шагами приводящими его к цели может быть применена без всяких заморочек.

Интересно, что Перумов тут же решил броситься в рассуждения о загадочной русской душе (тм). Мол, наши отечественные писатели всегда старались выйти за рамки установленных правил, и к 12 шагам всегда старались прибавить 13-ый, где герой размышляет о неоднозначности бытия и морали. Однако, насколько мне известно, большинство произведений отечественных классиков (то же «Преступление и наказание») как раз ложатся в шаблон мономифа очень хорошо. Как, собственно, и книги самого Перумова.

Ну, и третьим вопросом было уже собственно развитие жанра фэнтези. А заодно и литературы вообще. Перумов здесь был довольно пессимистичен — книги за продажами которых он наблюдал, выходят всё меньшими тиражами. Печатные издания закрываются, как в США, так и России. Не все, конечно, но по мнению Ника, если так и дальше пойдёт, книга из массовой продукции превратится в хобби для узкого круга, как в своё время это произошло с оперой.

Мнение
Голден, наоборот, считает, что желающих посидеть на диване с чашкой чая и томиком любимого автора всегда будет довольно много. И хотя гораздо больше людей будут скачивать книги или читать прямо онлайн, это по её мнению тоже плюс. Ведь чтобы опубликовать своё творчество в Интернете не нужно обивать пороги издательств и подстраиваться под требования мэйнстрима.

Кристи даже волнуется за всех тех авторов, которые могут написать (и напишут) свои истории, но не смогут должным образом их прорекламировать. Ведь для того чтобы раскручивать «товар» надо иметь к этому талант. А человеку без маркетинговой жилки, да ещё интроверту — подобное занятие будет обременительным и малоэффективным.

Куда катится фэнтези
ИгроМир - Куда катится фэнтезиКуда катится фэнтези

Помимо книг по игровым вселенным Голден также писала книги по "Звёздному пути" и "Звёздным войнам".

В этом месте Перумов вспомнил про сайт «Самиздат», который появился ещё в далёких девяностых, и где многие начинающие писатели (в том числе сам Перумов) успешно публиковали свои работы без всякой раскрутки. Хотя даже Ник признает, что сегодня «найти своего читателя» не так уж и просто.

С другой стороны, Перумов крайне обеспокоен тем, что именно из-за возможности публиковать что угодно, люди будут писать трэш вроде «50 оттенков серого». Да, именно эту книгу он привёл в пример, когда говорил, что издатели, проводя отбор авторов, направляют литературу в русло, где она поддерживает гуманистические ценности и должный уровень качества.

Мнение
Но вернёмся к теме фэнтези. С ней как раз всё очень даже хорошо. В девяностые на автора в жанре фэнтези и научной фантастики смотрели очень косо. Сама Голден поделилась своим личным опытом, вспоминая как от неё отшатывались, узнав жанр в котором она пишет. Однако сегодня фантастические миры и идеи воспринимаются как должное. Что может быть более показательно, чем успех «Игры престолов» — фэнтези-серила, сделанного по серии книг, и бывшего на первом месте по рейтингам в течении нескольких лет?

А ведь помимо опуса Мартина были ещё «Сумерки» (про вампиров), серия о Гарри Поттере (которую Перумов, между прочим считает очень даже хорошим чтивом) и множество других.

Почему-то про анимационные сериалы никто не вспомнил...

На этом месте, правда, Ник и Кристи несколько отошли от темы и начали обсуждать сериал «Чернобыль», который как раз превзошёл по популярности ИП. И в итоге пришли к выводу, что несмотря на свой фантастический антураж и чуждые законы мира истории будут всегда привлекать читателей, если читатели почувствуют связь с персонажами в них. Если дилеммы и проблемы, которые стоят перед героями книг будут понятны читателям.

Куда катится фэнтези
ИгроМир - Куда катится фэнтезиКуда катится фэнтези

В «Игре Престолов» ведь нет однозначно положительных персонажей. В ней много насилия, жестокости, и события то и дело оборачиваются к худшему, а персонажи мучаются с выбором и не редко в итоге совершают роковые ошибки.

Сама Кристи Голден в книгах часто ставит персонажей в жестокие условия, поднимая вопрос — что может заставить хорошего человека (ну, или не человека) стать плохим? Кто и в каком случае, получив удар останется лежать? А кто и почему найдёт в себе силы подняться? Кстати, те же вопросы Кристи увидела и когда смотрела «Чернобыль». Для неё это была в первую очередь история о человеческом духе и о том, насколько сильным и смелым может оказаться человек, если у него появится возможность проявить себя.

Куда катится фэнтези
ИгроМир - Куда катится фэнтезиКуда катится фэнтези

Перумов, кстати в своё время общался с людьми из реального Чернобыля, будучи биологом (в чём именно заключалась его работа он не уточнил). И также согласился, что именно трагедия, тем более основанная на реальности сделала сериал «Чернобыль» столь знаковым.

И… на этом дискуссия завершилась. Ник ещё, правда, спросил Кристи о Сильване Ветрокрылой (предводительнице мертвецов в WoW, также известной как Королева Банши). Поскольку это очень неоднозначный персонаж, она является одной из любимиц Перумова и его очень интересовала её дальнейшая судьба. Однако, Голден ничего не раскрыла, ибо спойлеры и NDA.

Куда катится фэнтези
ИгроМир - Куда катится фэнтезиКуда катится фэнтези

104
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

5 комментариев к «Куда катится фэнтези»

    Загружается
Чат