Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Ein_walking_05_b

Автор vladforn 60 *

152

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Сегодня, в День Победы, мне хочется рассказать о героях прошедшей Великой Отечественной Войны. Героях и тружениках, людях и машинах.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Предисловие.

В 2001 году вышел хороший авиасимулятор «Ил-2 Штурмовик», который положил начало серии авиасимуляторов. Краткий обзор игры смотри в блоге.

Главным персонажем игры, как видно из названия, является машина-шедевр, созданная ОКБ Ильюшина, и потом модернизируемая заводскими специалистами и условиями эвакуации, и конечно, по просьбам военных летчиков.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
Лирическое отступление
Что же начнем наш рассказ.
Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
На фронтах Великой Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2. Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему по боевым качествам самолета-штурмовика. В необходимости специализированного бронированного самолета для действий на малой высоте против живой силы и техники противника военные специалисты и авиаконструкторы были убеждены давно.

История создания и производства Ил-2.

Создатели самолёта
Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1976)
Про ОКБ
Создание самолёта

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Предшественником Ил-2 был двухместный самолет ЦКБ-55 (БШ-2, бронированный штурмовик-второй) с жидкостным двигателем АМ-35. Его еще в 1938 году создал конструкторский коллектив, возглавляемый С.В.Ильюшиным. Характерной особенностью двухместного самолета ЦКБ-55 или БШ-2, разработанного в 1938 г. Сергеем Ильюшиным и его Центральным конструкторским бюро, была бронированная оболочка, которая составляла единое целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель, радиаторы и топливный бак. Свой первый полет он совершил 2 октября 1939 года. Так начались всесторонние испытания ЦКБ-55 (БШ-2). Они подтвердили высокие боевые качества штурмовика.

Самолет прекрасно подходил к определенной для него, роли штурмовика, так как был хорошо защищен при штурмовке с малых высот, но от него отказались в пользу более легкой одноместной модели – самолета ЦКБ-57, который имел двигатель АМ-38 мощностью 1268 кВт (1700 л.с.), приподнятый, хорошо обтекаемый фонарь кабины пилота, две пушки калибра 20 мм вместо двух из четырех установленных на крыле пулеметов, а также подкрыльные ракетные пусковые установки. Первый опытный образец машины летчик В. К. Коккинаки поднял в воздух 12 октября 1940 г. Новый вариант штурмовика, как и первый, обладал хорошими летно-тактическими качествами.

После того, как было принято решение переименовать все боевые самолеты, назвав их первыми буквами фамилий главных конструкторов, штурмовик ЦКБ-55 и бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-26) получили наименование Ил-2 и Ил-4.

Серийные экземпляры, обозначенные Ил-2, в целом, были похожи на модель ЦКБ-57, но имели модифицированное лобовое стекло и укороченный обтекатель задней части фонаря кабины пилота. Одноместный вариант Ил-2 быстро доказал, что он является высокоэффективным оружием.

Дополнение
Конструктивно объединенные в бронеотсек, бронеплиты сложной формы вошли составной частью в силовую схему планера. Ил-2 - моноплан смешанной конструкции. В первые годы войны для экономии дефицитного металла хвостовую часть фюзеляжа и консоли крыла (его площадь - 38,5 кв. м, удлинение - 5,55) делали из дерева и фанеры (с конца 1944 года - металлические).

Шасси - обычное. Обе стойки с колесами складывались назад и убирались в крыло. Выступающая часть шасси закрывалась обтекателем. Бортовое вооружение устанавливалось в крыле, бомбодержатели - во внутренних отсеках центроплана. Помимо того, под крылом штурмовика находились направляющие для реактивных снарядов. Серийные машины с двигателем АМ-35 развивали скорость до 400 км/час, при посадочной скорости - 140 км/час.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

После небольших доводок самолёт был принят и строился заводами серийно с апреля 1941 г. под маркой Ил-2.

В начале 1942 г. в Бюро новой техники была проведена конференция фронтовых летчиков-штурмовиков, летчиков-испытателей Ил-2 и конструкторов по обмену опытом. Пожелания штурмовиков, уже не впервые высказывавшиеся, сводились к необходимости выпуска двухместного варианта, к усилению пушечного вооружения, к увеличению мощности двигателя. Поэтому в середине 1942 года конструкторы вернулись к двухместному варианту машины. Крупнокалиберный пулемет на задней подвижной установке усилил оборону Ил-2 от атак истребителей и позволил несколько расширить диапазон боевого применения самолета. С 1942 года заводы выпускали Ил-2 с двигателем АМ-38Ф в 1720 л. с. Улучшенная аэродинамика и более мощный двигатель позволили и при возросшем взлетном весе (в зависимости от бомбовой нагрузки от 5873 до 6360 кг) обеспечить штурмовику максимальную скорость до 420 км/час.

Было усилено и вооружение самолета. Два из четырех пулеметов заменили 20-мм, а затем и более крупного калибра пушками ВЯ-23. В состав бомбовой нагрузки стали включать специальные противотанковые бомбы кумулятивного действия. В этом варианте крыло оставалось с прежним углом стреловидности консолей (деревянных - временно). Лишь с 1943 года консоли были переконструированы, и угол их стреловидности доведен до 15 градусов по передней кромке - Ил-2 (крыло со "стрелкой"). В связи с появлением кабины стрелка изменилась конструкция бронекорпуса, а также хвостовой части фюзеляжа. Масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. Двухместный Ил-2 с успехом применялся в авиации морского флота для уничтожения кораблей и других плавсредств противника. Летчики вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами и автомобильными колоннами противника. Основным же назначением Ил-2 была непосредственная поддержка войск на поле боя и борьба с танковыми и моторизованными группировками противника на линии фронта и в ближних тылах, на переправах, при подготовке атак и т.д. Бытовало его название "летающий танк". По "тиражу" самолет Ил-2 не имел себе равных. Заводы построили более 36 тыс. машин этого типа. Самолёт строили в Воронеже №18, Москве на заводе № 30 (по другим сведениям, возможно только опытное производство на №240…), в Куйбышеве на заводах №1 и №18 и обратно в Воронеже. Также строился в Ленинграде на заводе №381. Большая часть Ил-2 была построена в Куйбышеве, что не удивительно, т. к. город был вдалеке от фронта и не участвовал в эвакуации.

Основная модификация
Позднее самолет претерпел 5 основных модификаций, но так навсегда и остался первым в истории авиации штурмовиком. Немцы смогли скопировать такую машину лишь спустя два года - в 1943 году.

Модификации
Сводная таблица модификаций:
Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
Выпускался в одноместном (пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно.

Ил-2 (одноместный) — серийная модификация штурмовика, не оборудованного кабиной для заднего стрелка; в связи с большими боевыми потерями одноместного варианта в некоторых авиационных частях предпринимались успешные попытки переоборудования одноместного Ил-2 в двухместный.

Ил-2 (двухместный) — серийная модификация, оборудованная кабиной стрелка с фонарём и пулеметами ШКАС или УБТ, смонтированными на полутурельной установке;

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
Ил-2 АМ-38Ф — штурмовик с форсированным мотором АМ-38ф, имевший, по сравнению с АМ-38-м, большую взлётную мощность (на 100 л.с.). Первый одноместный серийный Ил-2 (зав. № 182412) с опытным мотором АМ-38ф поступил для снятия лётных данных по программе приёмо-сдаточных испытаний серийных самолётов с дополнением по испытанию работы ВМГ в ЛИС 18-го авиазавода 31 июля 1942 года.

С января 1943 года двухместный Ил-2 с мотором АМ-38ф пошёл в крупносерийное производство, а уже с 1 февраля все основные производители «Илов» — 1-й, 18-й и 30-й авиазаводы — полностью перешли на его выпуск.

Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — серийная модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем АМ-38Ф, но форсированным до 1720 л. с. и с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями.

К концу 1944 года заводами № 18, 1 и 30 было отправлено в части ВВС КА 7377 модифицированных штурмовиков Ил-2 с металлическими крыльями стрельчатой конструкции, при этом авиазавод № 1 выпускал Ил-2 и с деревянным крылом;

Ил-2 М-82 — опытный вариант одноместного штурмовика, оборудованный мотором воздушного охлаждения М-82 с взлётной мощностью 1675 л.с. Заводские испытания одноместный Ил-2 М-82ИР успешно прошёл к середине августа 1942 года (отчёт по испытаниям утвёржден 18 августа 1942 года). В серию не пошёл.

Ил-2 ШФК-37 — опытный одноместный вариант штурмовика с мотором АМ-38, вооружённый, помимо двух крыльевых пулемётов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б. Г. Шпитального ШФК-37. В серию не пошёл.

Ил-2 НС-37 — серийная модификация двухместного Ил-2 АМ-38Ф на который с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации устанавливались две пушки Нудельмана НС-ОКБ-16 калибра 37 мм с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном. Установлены 2 ШКАС и один УБТ у стрелка. Масса увеличилась на 760 кг. Пушки НС-ОКБ-16 могли поражать любые танки вплоть до "Тигров". Они очень пригодились во время Курской битвы.

Ил-2И - "Истребитель бомбардировщиков" - было усилено крыло, снято бомбовое вооружение, оставлены две пушки ВЯ. Самолет был выпущен в одном экземпляре, успеха не имел и на госиспытаниях в июле 1943 г. был признан нецелесообразным, т.к. против немецких истребителей и скоростных бомбардировщиков вести активный наступательный бой не мог, против других же самолетов - только на высотах не более 4000 м.

Ил-2 НС-45 — опытный экземпляр самолёта Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками НС-45. В серию не пошёл.

Ил-2М/Ил-4 (с двигателем М-82) - Было бронировано место воздушного стрелка с пулеметом УБТ. Самолет имел новый винт с коническим коком и увеличенные до 724 литров топливные баки. Проект был прекращён, а обозначение Ил-4 перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-3Ф.

При установке двигателя воздушного охлаждения на Ил-2 была снята передняя часть бронекорпуса, в которой этот двигатель не нуждался. Эксперимент себя не оправдал. Масса пустого самолета уменьшилась, но летные качества ухудшились.

Ил-2Т — по неподтверждённым пока данным модификация могла нести торпеду, ради чего пришлось пожертвовать пушками. Из стрелкового вооружения остались 3 пулемёта: 2 крыльевых и пулемёт заднего стрелка. Однако до сих пор не обнаружены документы подтверждающие существование данной модификации, хотя существуют многочисленные авиамодели и модификация используется в компьютерных играх.

Ил-1 - одноместный истребитель малых и средних высот. Двигатель АМ-42 в 2000 л.с. Самолет был как бы уменьшенной копией Ил-2 одноместного с уменьшенной площадью крыла и с повышенными летными данными. Скорость достигала 580 км/ч на высоте 3260 м и 525 км/ч у земли. Серийно не выпускался, поскольку в 1944 г. летные качества уже требовались более высокие.

Ил-2У (УИл-2, Ил-2 учебный) - учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2 со вторым управлением в задней кабине, с сильно уменьшенным вооружением. Выпущен в 1943 г. и строился серийно в сравнительно небольших количествах до 1945 г.

Опыт боевого применения Ил-2 был использован при создании скоростного и высокоманевренного бронированного штурмовика Ил-10, который по своим летно-техническим данным значительно превосходил Ил-2.

Производство и доработка самолета в Куйбышеве

Самолет Ил-2 – при производстве в Куйбышеве дорабатывали и совершенствовали всем миром до самого конца войны. Лучший штурмовик Второй мировой год от года становился все более защищенным, маневренным, надежным, хорошо вооруженным и многоцелевым. Таким его делали не только конструкторы ильюшинского ОКБ, но и инженеры, технологи, многочисленные рационализаторы и изобретатели безымянских заводов.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Уже в первые месяцы войны в конструкцию Ил-2 было внесено множество изменений, повышающих надежность машины и ее боевую мощь.

В 1942 году на Ил-2 было модернизировано бомбардировочное вооружение. Самолет стал принимать значительно больше мелких бомб кумулятивного действия, которые были хорошим оружием в борьбе с немецкими танками. А в конце 1942 года штурмовик получил еще и бронебойные снаряды калибра 14,5 миллиметра.

Весной 1943 года Ил-2 стал двухместным. Для стрелка была разработана новая удобная турельная установка. Конструкция самолета была усовершенствована: смещены назад консоли крыла, улучшена центровка. А для достижения максимальной скорости более тщательно стала обрабатываться вся поверхность самолета.

В 1944 году аэродинамика штурмовика изменилась в лучшую сторону благодаря 64 конструктивным изменениям по крылу, фюзеляжу, оперению, доработке винтомоторной группы. В моторах Ил-2 стали применяться новые сплавы, в полтора раза увеличившие ресурс двигателей. А новая броня стала лучше защищать летчиков от вражеских пуль и снарядов.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Конструкторам ОКБ Ильюшина активно помогали совершенствовать штурмовик Ил-2 работники заводов № 1 и № 18. Эвакуированные воронежцы широко внедряли многоместные приспособления для обработки деталей, применяли литье под давлением, многоместные кокили.

На заводе № 1 активно развивалась конвейерная сборка узлов самолета.

Занимаясь непосредственно обработкой деталей самолета, заводские конструкторы вносили предложения, как усовершенствовать рабочий процесс.

Боевое применение самолета.

Эта летающая крепость, "Чёрная смерть" как прозвали его немцы, прекрасно справлялась с задачей уничтожения бронетанковых дивизий. Его появление сыграло немалую роль в освобождении страны от захватчиков.

Ил-2 поступил на вооружение ВВС Красной Армии очень поздно, всего за месяц перед началом боевых действий, к этому времени ВВС получили только около 100 Ил-2 из 250 построенных. Первым полком вооруженным Ил-2 был 4 ЛБАП, до мая 1941 г. оснащенный многоцелевыми самолетами Р - Зет. В самом начале июня, семнадцать лучших пилотов полка, переименованного уже в 4 ШАП, получили 17 первых Ил-2, которые использовались для быстрейшего обучения пилотов.

Обучение состояло в выполнении нескольких ознакомительных полетов на Су-2 которые имели хорошие пилотажные свойства и позволяли пилотам ознакомиться с новой техникой. После выполнения трех полетов на этих машинах пересаживались на Ил-2, с которым отдельные пилоты «осваивались» постепенно шаг за шагом.

На фронтовой аэродром в Старо-Быхове часть прибыла 27 июня 1941 г.. а на следующий день тройка пилотов под командованием Спицына выполнила первый боевой вылет в район Бобруйска. Это был первый в истории боевой вылет штурмовика Ил-2. Два дня позднее, в бою с истребителями из немецкой JG 51, полк понес первые потери в воздушных боях.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

После отвода 4 ШАП, на фронте было уже три штурмовых полка, в том числе собственно и 215-й, который с 25 июля по 3 июля воевал в составе Западного фронта на своих стареньких И-152. В результате понесенных потерь, и выбора этой части, как одной из первых подлежащих перевооружению, она была снята с фронта и перебазирована вглубь Советского Союза для получения Ил-2 и переучивания. После примерно двух неполных недель ознакомительных полетов на «Летающих танках» 215 ШАП был снова направлен на фронт.

Вторым из наиболее эффективных полков был 65 ШАП, воевавший под командованием майора А.Н.Витрука. Сформированный во второй половине мая и вооруженный Ил-2 в июне, он был направлен на фронт (на ленинградское направление) в начале июля. Этот полк с самого начала выделялся среди других тем, что специальностью его пилотов были не обычные штурмовые атаки, а нападения на немецкие самолеты. Позднее часть была переведена под Москву, где, как и 215 ШАП добилась больших успехов.

Вначале июля 1941 г. на фронте, на западном направлении, появился так же 430 ШАП, который был наскоро сформирован из пилотов-испытателей.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

К концу года было сформировано уже 50 штурмовых полков.

Подводя итоги 1941 г. можно утверждать, что это был один из самых трагических периодов в истории экипажей штурмовиков. Пилотов поспешно переучивали на эти самолеты и кидали на фронт, где их сбивали в массовых количествах. Причиной этого было, однако не отсутствие заднего стрелка, а прежде всего, чрезвычайно неудачное боевое применение штурмовых полков.

Илы поступили на вооружение только в мае-июне, в результате чего ВВС Красной армии не успели разработать основы тактики применения этих самолетов в бою. Пилоты, получавшие Илы не знали их положительных качеств, летали на них в тесных (и к тому же малых) группах, как на бомбардировщиках, разве только на малой высоте. Цели атаковали по несколько раз, что при благоприятных условиях позволяло немцам уничтожать целые группы. «Летающие танки» обладали и поворотливостью танка, а так же очень ограниченной скоростью во время полета к цели, поэтому для вражеских зенитчиков или пилотов не составляло труда хорошо прицелиться.

Опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей с задней полусферы. Успехам на фронте сопутствовали очень большие потери.

Наибольшим упущением, хотя в большинстве случаев вытекающим из реальностей оборонительной войны, было то, что группы Илов не имели истребительного охранения, которое было необходимо. Если даже предположить, что пилоты Ил-2 смогли бы защитить себя от атак истребителей, то ценой этого было бы невыполнение боевого задания и рассредоточение собственной группы. Все эти проблемы обострились до такой степени, что полеты на Илах стали считать почти самоубийством. Результатом такого положения явились приказы Сталина, о том, что бы награждать пилотов «Штурмовиков» Золотой Звездой Героя Советского Союза уже за 10 боевых вылетов!

В соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной Армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 декабря 1941 г. было потеряно 1100.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Начало 1942 г. было для Советского Союза периодом передышки, в течение которой быстро возрастало производство Ил-2 и количество вооруженных ими частей. Уже в 1941 г. была создана 1 ЗАБ (Запасная Авиационная Бригада), которую в октябре этого года перебазировали на Урал, в места, отстоящие от завода, производящего Ил-2 (в Куйбышеве?) всего на 70 км. К этому времени бригада успела сформировать уже 50 полков. Однако и дальше она с каждым месяцем расширялась в таком стремительном темпе, что вскоре занимала уже 13 аэродромов, с которых в отдельные месяцы 1942 г. отправляли на фронт по 20 штурмовых полков (каждый из них в составе 21 самолета, а всего по 420 самолетов и летчиков ежемесячно).

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Летом 1942 г. Ставка любой ценой хотела заставить пилотов Ил-2 действовать как экипажи легких бомбардировщиков - сбрасывать свой груз бомб в горизонтальном полете с высоты примерно 1500-2000 м. Приказ отданный Сталиным и командованием ВВС, однако продержался в частях не очень долго и вскоре все пошло по старому, с той, однако разницей, что пилоты стали брать в боевые вылеты и бомбы, а не только ракеты, как это имело место до выхода приказов. Вскоре была изменена и тактика бомбометания.

Между июлем и августом, ввиду жестокой необходимости, летчики 228 ШАД (находящейся на Сталинградском направлении) пробовали ввести очередное новшество в методике использования Ил-2, состоявшее в использовании этих машин как пикирующих бомбардировщиков. Сначала пробовали сбрасывать бомбы с пикирования под углом 35, но тотчас же оказалось, что это весьма опасно. Затем опробовали «плоское» пикирование под углом около 10. Таким способом удалось добиться более точного сброса бомб, чем ранее из горизонтального полета. Хотя на Ил-2 это было опасной формой атаки, но, тем не менее, известны случаи, когда пилоты атаковали цели РСами и пушечным огнем при пикировании, под углом доходящем до 55-65. Однако Ил-2 не был приспособлен к заданиям такого типа, так как очень плохо переносил большие перегрузки, особенно возникавшие во время выведения машины из пикирования. Кроме того, самолет не располагал аэродинамическими тормозами, которые бы предотвращали его разгон до скоростей более 550 км/час, при которых «складывались» его крылья.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

В операциях на западе от Москвы, и на западе от Сталинграда Ил-2 стали использовать как штурмовой самолет для уничтожения групп бомбардировщиков но, прежде всего, медленных транспортов. В районе Сталинграда такого типа задания выполняли главным образом способом патрулирования путей следования транспортов группами Ил-2 из одной дивизии или штурмовыми атакам» вражеских аэродромов. Только позднее, ввиду неудовлетворительных результатов, стала использоваться тактика неожиданных ударов по скоплениям Ju-52. После первых недель осени 1942 г. пилоты штурмовиков набрали опыт и начали добиваться успехов.

Очередным испытанием для ВВС Красной Армии стала известная воздушная битва над Кубанским полуостровом (весна 1943 г.).

Самым известным штурмовым соединением принимавшим участие в этой битве была 230 ШАД имевшая в своем составе 5 полков (В том числе 1 полк истребителей ЛаГГ-3), под командованием полковника С. Г. Гетмана.

Очередной накал воздушных боев пришелся на период борьбы за освобождение Кубанского полуострова в конце лета, начале осени 1943 г.

В боях над этим же районом - Кубанским полуостровом в конце мая, начале июня 1943 г., впервые были применены легендарные кумулятивные бомбы ПТАБ-2.5-1,5. Это вооружение получило широкое распространение во время Курской битвы, в июне 1943 г., когда около 1500 самолетов Ил-2 шести воздушных армий ВВС Красной Армии приняли участие в единственной в своем роде, танковой битве.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Советская штурмовая авиация была возможно, самым эффективным средством уничтожения немецких танков. Штурмовики были практически единственной силой, которая могла поражать цели независимо от условий боя. Тем не менее, их эффективность не могла быть высокой, из-за несоответствующего вооружения, так как ПТАБы, как и снаряды 23 мм пушек могли в лучшем случае повредить танк, а не уничтожить его.

Подобные трудности существовали и при попадании в танк ракетами - визуальный эффект был очень сильным, но эффективность поражения танка очень низкой. Атака при использовании ПТАБов требовала хорошего расчета и летного искусства.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

На штурмовиках пробовали так же выполнять ночные задания (во время боев под Сталинградом, где впервые была применена эта тактика), однако быстро оказалось, что это невозможно: поэтому время вылетов перенесли на границу ночи и дня. Операции на границе ночи и дня давали несколько лучшие результаты.

С продвижением фронтов на Запад одновременно разрастался и круг задач, которые должны были выполнять экипажи ШАПов.

К выполнению одного интересного задания привлекались Ил-2 из 1 Гв. ШАК, но время Берлинской операции, когда в небе начали «мелькать» реактивные Ме-262, от которых было трудно защититься. Примерно в середине апреля с одного из аэродромов стартовала пара штурмовиков, которая играла роль приманки, давая тем самым возможность истребителям 3 ИАК дежурившим на высоте 5000 м сбить немецкий реактивный самолет.

Последний штурмовой вылет нал Европой выполнили Ил-2 из 90 ШАП 11 мая 1945 г. в Чехословакии.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
«Летающий танк» нашел широкое применение так же в авиации Флота, что, правда, было вызвано нуждой, а не достоинствами этого самолета. Машины этого типа хорошо справлялись с заданиями по атаке небольших военных судов, так как для уничтожения именно таких морских целей, лучше всего подходили пушки и ракеты. Возможности использования Ил-2 для морских операций были зачастую весьма ограниченными ввиду малой дальности этого самолета. Поэтому с 1944 г. на Ил-2 начали использовать дополнительные топливные баки, подвешивавшиеся под центропланом. Такое решение впервые применили в сентябре 1944 г. на 11 ШАД Балтийского Флота.

Вероятно наиболее известная морская операция, в которой принимали участие Ил-2, было затопление немецкого крейсера ПВО «Ниобе» в Котке летом 1944 г.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Ил-2 служили и в ВВС Северного Флота, когда в июле 1943 г. переведенный из ВВС Балт. Флота 46 ШАП сыграл ведущую роль в уничтожении немецкого каботажного плавания.

Ил-2 так же активно использовался в ВВС Черноморского Флота с 1943 г., хотя и меньшей степени, чем на севере Советского Союза. Этот флот располагал только одной штурмовой дивизией двухполкового состава - 11 ШАД в составе 8 Гв. ШАП и 47 ШАП. (В 1944 г. дивизия была усилена 23 ШАП).

На протяжении долгой службы «Летающего танка» бывали случаи весьма необычных заданий, которые возникали при его использовании, например в качестве транспортного самолета. В качестве транспортного зимой 1943 т. использовались так же Илы в 230 ШАД для снабжения десанта высаженного на «Малой Земле». На бомбовые замки под крыльями подвешивали по два контейнера с припасами, патронами либо наборами медикаментов и сбрасывали их почти на передовой с малой высоты. Естественно, что контейнеры часто разбивались.

Неоднократно пилоты приземлялись за линией фронта для спасения своих сбитых товарищей, хотя не всегда это кончалось, так как было задумано.

Итоги использования в войне
Инструкции военного времени:

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
Инструкция

по взаимодействию штурмовиков 3-го штурмового авиакорпуса с истребителями

(28 мая 1943 г.)

Инструкция

по ведению оборонительного воздушного боя на самолете Ил-2

(19 октября 1942 г.)

Самолету было поставлено несколько памятников, один из них у нас в Самаре на пересечении оживленных городских магистралей. Я, одно время, часто проезжал мимо него. Он служит напоминанием о трудных годах войны, когда на фронте и в тылу наш народ служил делу победы и свободе нашего, тогда ещё единого, советского народа.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.

Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
Спасибо за внимание, извините за сумбурный подбор фактов и картинок. Не забудьте поздравить своих дедушек и бабушек, да и чужих тоже, с днём Великой Победы. Они это заслужили и неважно, что их заслуги и дела теперь служат разменной монетой политикам.
Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
ИЛ-2 Штурмовик - Штурмовик Ил-2. Герой и машина.Штурмовик Ил-2. Герой и машина.
Ссылки на использованные источники:

Ссылка на Википедию

КомбатАвиа

Немного претенциозный сайт про войну

Техника Второй мировой войны

Официальный сайт игры

Ничего не стал с него брать, чтобы потом не бодаться, но зайти стоит.

Ссылки на инструкции:

http://www.airpages.ru/dc/doc02.shtml

http://www.airpages.ru/dc/doc07.shtml

Ещё куски информации там, и здесь... да и народная память - рассказы старших знакомых. Они много чего рассказывали. Смешно, но они только в годы перестройки признавались, что они работали и строили знаменитый штурмовик, вот какая была секретность и вера в клятвы и подписку о неразглашение гостайны.

Пост-рерайт написан для общего ознакомления с Ил-2 и возможно с ошибками, для более подробной информации прошу в интернет.

152
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

10 комментариев к «Штурмовик Ил-2. Герой и машина.»

    Загружается
Чат