Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
4

Геймер Fermalion 1

45

Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.

Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.
Life Is Strange - Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.

Никогда не знаешь, где тебе повезет. Вполглаза следя за игровыми порталами и тематическими дайджестами, я в очередной раз нашел подлинное сокровище совершенно в другом месте — в непрофильном разделе Хабрахабра, в статье, которую очень легко пропустить. И, как частенько бывает в подобных случаях, мной овладело нечто вроде отчаяния: как же легко я мог пройти мимо! Как же, в сущности, просто было проглядеть этот бриллиант! А сколько еще интересного я уже упустил?!

«Life is Strange» переносит нас в вымышленный американский городок Аркадия-Бэй, а точнее, в академию дизайна и искусств Блэквелл, где на факультете фотографии обучается Максин Колфилд — застенчивая и добрая интровертка, жизнь которой в один из дней меняется самым загадочным и сумасшедшим образом.

Максин становится свидетельницей убийства и сразу же вслед за этим обнаруживает в себе сверхъестественную способность обращать время вспять, прокручивая реальность, словно пленку, задом-наперед. Не успев оправиться и обдумать случившееся, героиня ввергается в пучину драматических событий: встречает подругу детства и попадает под пристальное внимание несостоявшегося убийцы; пытается разобраться в давней и темной истории с пропажей людей и то и дело испытывает галлюцинации и мрачные видения...

«Life is Strange» не проверяет вашу быстроту реакции: слабой девушке не пристало метко стрелять или перекатываться по укрытиям. Это также и не квест в классическом понимании: все текущие цели героини очевидны и достижимы самым прямолинейным образом. Какая загадка вообще может быть в том, чтобы пойти в общежитие, забрать флэшку и отнести ее владельцу?

Все, чем вам предстоит заниматься в «Life is Strange» — это бродить по студенческому городку, осматриваться и общаться с людьми. Ах да, и принимать решения — не только головой, но и, желательно, сердцем.

Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.
Life Is Strange - Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.

Вся суть игры посвящена тому, чтобы принимать непростые решения. Как вести себя невольной свидетельнице убийства — сообщить в полицию или залечь на дно, стараясь не светиться? Как поступить с подругой, впавшей в истерику — пожалеть или в кои-то веки жестко приказать ей не быть тряпкой? Как наладить отношения с другом детства, который считает, что вы его предали и бросили?..

У вас всегда будет вдоволь времени на раздумья, но никто и никогда не подскажет вам правильного ответа — всякое решение будет противоречивым, в том или ином смысле компромиссным. Понуждаемая страхом, совестью и бог весть чем еще, Максин вынуждена постоянно выбирать из двух зол, надеясь лишь на интуицию и нравственное чувство. Часть принятых решений отзовется достаточно скоро, другие же, расходясь кругами по воде, могут аукнуться героине весьма неожиданным образом.

С принятием решений связана и главная фишка всей игры — перемотка времени. Сколько раз в подобных играх мы жалели о том, что не можем посмотреть все варианты диалогов! Сколько раз нам хотелось отменить, переиграть произошедшие события, направив сюжет в другое русло!

«Life is Strange» позволяет нам это сделать: мы можем отыграть назад любое событие, «развидеть» неприятные вещи и вернуть сорвавшиеся с языка неосторожные слова.

Но и здесь нельзя терять бдительность: суперспособность Макс работает лишь на очень недавнее прошлое, буквально на десять минут, и все то, что произошло раньше, уже закрепляется в ткани реальности как свершившийся факт. Посмотрев альтернативы того или иного поступка, вы в любом случае вынуждены принимать решение и двигаться дальше — а когда вам станут ясны его последствия, исправлять что-то может быть уже поздно. Выбирайте с умом — и, как я уже сказал, по сердцу.

Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.
Life Is Strange - Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.

Визуальная и звуковая составляющие игры покоряют с первых же минут — для своей истории разработчики выбрали манеру пусть и слегка наивную, но до невозможности вдохновенную. Студенческий городок академии Блэквелл будто бы сошел с экранов романтичных молодежных фильмов: ранняя и еще очень теплая осень, сдержанная палитра нежной пастели, тоненькие и улыбчивые девочки на парковых аллеях. Игра буквально дышит жизнью, надеждой и юношеской мечтой — всем тем, что годы спустя люди постарше со сладкой ностальгией именуют золотыми годами беззаботного студенчества.

Наблюдая, как рассветное солнце густой карамелью заливает улицы маленького городка, невозможно сдержать вздох, а услышав первые гитарные аккорды, — легкие, ненавязчивые, но очень-очень живые, — нельзя не влюбиться в эту воплощенную мечту всем сердцем. Вряд ли настоящая Америка действительно выглядит столь поэтично, но французы из «Dontnod Entertainment» (отметившиеся ранее экшеном «Remember Me» — сильно, на мой взгляд, переоцененным и совершенно непримечательным), будучи людьми со стороны, вне американского быта, вовсе не стремились к реалистичности — напротив, они воссоздавали мир-идеал, Америку своей мечты, в вечную юность которой хочется убежать без оглядки.

Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.
Life Is Strange - Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.

Нельзя не упомянуть и о мощнейшем культурном контексте, густо напитавшем рассказываемую историю сотнями явных отсылок и скрытых аллюзий. Героиня читает Брэдбери, смотрит Кубрика и цитирует Керуака (не говоря уж о ее фамилии — Колфилд — более чем явному намеку вы поняли на кого); на доске объявлений в студенческой общаге написано слово «REDRUM»*, а на зеркале туалета — «fire walk with me»*. Таинственный фургон имеет номер «BRKBD»*, коврик на полу содержит небезызвестный призыв «Keep calm and carry on».

Примеров огромное множество. Подобные пасхалки, пронизывая бэкграунд истории неожиданными цитатами и перифразами, формируют густой коктейль из современной массовой культуры, классики голливудского кино и литературы XX века, интернет-мемов и модных трендов. Отслеживать их, конечно, совершенно необязательно, они носят глубоко факультативный характер и почти никак не сказываются на главном сюжетном месседже, но это все равно очень и очень увлекательно.

«Не успею вовремя, чиню ТАРДИС» — пишет нашей героине смс-ку ее друг. Сама героиня, сидя в кафе, будто бы между прочим отмечает: «Чертовски хороший кофе! ...И горячий!». Если вы не поняли — не беда. Ерунда, не заслуживающая внимания. Но если эти реплики заставили вас расплыться в улыбке и пробормотать: «да-а, черт побери, да-а!» — вы получите от игры совершенно особенный кайф.

Все это порождает интересное ощущение сопричастности: события игры будто бы происходят в нашем с вами мире, в действительных культурных реалиях, а не в некоем отвлеченном, выдуманном пространстве, болтающемся в исторической пустоте. Максин Колфилд, читающая реально существующие книги и смотрящая реально существующие фильмы, просто не может быть выдумкой.

Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.
Life Is Strange - Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

«Life is Strange» — это вдумчивая и чуть грустная история о деяниях человеческих, философская притча о поступках и об ответственности. Это метафора взросления и развития, сложных решений и переломных моментов, воспевающая необычность, непредсказуемость, но бесконечное великолепие жизни во всем ее разнообразии.

Пожалуйста, не пропускайте «Life is Strange». Уделите этой игре хотя бы пару вечеров, ибо она являет собой тот редчайший случай, когда любимая сентенция игровых журналистов — «Компьютерные игры — это тоже искусство!» — не кажется такой уж надуманной.

Это настоящее интерактивное кино — глубокое, атмосферное и очень стильное, напоминающее Fahrenheit или Heavy Rain. (Кто-то, быть может, вспомнит Wolf among us или Game of Thrones, но ассоциации, как по мне, чисто атрибутивные: ни «Волк», ни «Игорь Престолов» и близко не стояли с «LiS» ни по визуальной эстетике, ни по сюжетной интересности.)

Каждый из героев этой маленькой драмы бесконечно интересен как личность, как настоящий живой человек, и смерть кого-то из них (буде таковая случится из-за ваших неосторожных решений — помните, во всем повинны только вы!) вызывает в буквальном смысле ком в горле и пелену на глазах.

Все можно переиграть! Я все отмотаю и все исправлю!.. Ах, если бы.

Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.
Life Is Strange - Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.

Пара технических замечаний напоследок. «Life is Strange» выходит в формате мини-сериала: примерно раз в полтора месяца разработчики представляют игрокам еще один наполненный событиями день из странной жизни Максин Колфилд. На момент написания этой статьи выпущено лишь три эпизода из пяти, и каков будет финал этой истории нам остается лишь гадать, но по тому, что есть в игре уже сейчас, ее можно смело именовать ярчайшим событием в мире интерактивного кино и по-настоящему талантливых адвенчур.

Сумей разработчики поддержать заданную планку еще дважды — и перед нами точно будет игра-легенда, которая, увы, вряд ли станет «Игрой года» по чьей-либо версии: слишком уж вне мейнстрима. Что поделать, таков удел многих шедевров.

Переведено на данный момент лишь два эпизода. Перевод любительский, терпимый, хотя и небезупречный. Сохранение оригинальной озвучки в кои-то веки кажется не халтурой, но благом: актерская работа в «LiS» просто великолепна, и ни одна, даже совершенно гениальная студия озвучения, не сможет повторить этого на русском языке, не повредив драгоценную атмосферу.

Вообще же в эту игру лучше всего играть на английском языке — не так уж он там и сложен для восприятия, да и дикция у персонажей отменная.

Великолепно.

(Игра есть как на торрентах, так и в уголке дядюшки Гейба, причем по весьма пристойной цене. Тут уж кому что ближе. Русификатор одинаково легко встает на обе.)

Оригинальный текст статьи — в моем блоге.

Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.
Life Is Strange - Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.

45
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

2 комментария к «Жизнь — странная штука. О важности культурного контекста и непризнанности подлинных шедевров.»

    Загружается
Чат