Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Avatar

Геймер Keiichi 19

195

Никто не живет вечно. Ретро-рецензия

Никто не живет вечно. Ретро-рецензия
Operative: No One Lives Forever, The - Никто не живет вечно. Ретро-рецензияНикто не живет вечно. Ретро-рецензия

Скромное вступление

Признаться, шпионская тематика меня мало когда интересовала. Во времена ползункового детства, когда мои друзья играли в секретных агентов и суперзлодеев, я стоял в сторонке и тихо наблюдал. Вся эта суматоха со спрятанными записочками, паролями и прятками не вызывала у меня симпатию. Воображение мое страдало и я ну никак не мог представить себя на месте Джеймса Бонда, отчаянно спасающего мир от вселенского зла, или, наоборот, в роли какого-нибудь Доктора Но, вынашивающего коварный план по захвату власти.

(на самом деле после игры в GoldenEye 007 мое отношение к шпионам кардинально изменилось, но это совсем другая история)

Шли годы и листая очередной номер Игромании я нашел статью, в которой автор на примере игры со странным названием No one lives forever показывал, как делать собственную локализацию на дому. В уроке я ничего не понял, а вот игра меня зацепила. Уж больно мне это напомнило GoldenEye.

Итак...

Наше альтер-эго - обаятельная великобританская шпионка Кейт Арчер, работающая на тайную организацию U.N.I.T.Y.

Организация эта, как и большинство тайных организаций, за которых нам удавалось выступать в других играх, занимается спасением мира от разного рода злодеев. По сюжету на горизонте появляется H.A.R.M. - те самые злодеи, которые занимаются попытками создать опасный вирус и с его помощью захватить мировое господство.

На первый взгляд кажется, что ребята из Monolith пошли по проторенной, для шутеров, дороге, однако..

Почти как в кино

Конечно сейчас никого не удивить кат-сценами в которых, например, камера является не статическим элементом или переключается от одного участника на другого, но NOLF в то время удивила публику именно таким подходом к внутриигровым роликам. Эта кинематографичность очень сочеталась с самой стилистикой игры, которую пытались сделать максимально похожей на интерактивный фильм.

Никто не живет вечно. Ретро-рецензия
Operative: No One Lives Forever, The - Никто не живет вечно. Ретро-рецензияНикто не живет вечно. Ретро-рецензия

Откровением стала великолепная анимация персонажей. Враги красиво скатываются с лестниц и наклонных поверхностей, машут руками, подзывая своих собратьев, в диалогах стараются вести себя максимально реалистично, постоянно дышат (что особенно заметно во время миссии в Альпах, когда при выдохе изо рта выходит пар). Правда иногда этого явно не хватает, чтобы поверить в происходящее, но не забываем, что на дворе 2000 год.

Невозможно не затронуть графику - тут она хороша. Доработанный Lithtech действительно выжал из себя все соки. Сами текстуры и их разнообразие внушают уважение к художникам, хотя в этом плане я больше предпочитаю вышедшую год назад Half-life.

Немного вглубь

И все же популярность игре удалось завоевать не из-за графического движка, искусственного интеллекта или грамотно переданной атмосферы 60-х годов. Главную симпатию вызывает именно комичность происходящего и элегантность, с которой все это подается. Юмором пропитано буквально все - начиная от всевозможных бумажек и писем, которые по мере прохождения встречаются очень часто, заканчивая искрометными диалогами как между главными героями, так и между простыми головорезами. Диалоги эти, как правило, касаются простых бытовых вопросов. С помощью них создается впечатление, что все эти бандиты - простые люди, выполняющие свою работу. Тут вам и разговор о новой симпатичной секретарше босса, и обсуждение мирового турне Битлз, покупка машины, рассуждение о любви к пиву и т.д.

Очень запомнился один диалог двух караульных:

- Ты когда-нибудь работал на *Альянс зла*?

- Да, где-то неделю. Они считают, что все им и вправду должны. А тип, который всем этим управляет, полный дурак. Он самый коварный, двуликий ублюдок из всех, кого я встречал. Сначала он анти-американец, а на следующий день любит Америку и ненавидит немцев.

Никто не живет вечно. Ретро-рецензия
Operative: No One Lives Forever, The - Никто не живет вечно. Ретро-рецензияНикто не живет вечно. Ретро-рецензия
Через мгновение засевшие в доме плохиши начнут простреливать дверь. На такие уловки я попадался довольно часто

Оружейный магазин

Оружия в игре много, поэтому во избежания неудобств я спрячу все под спойлер и скажу спасибо источнику.

Стоит отметить, что практически у каждого огнестрельного оружия есть несколько типов патронов, что прибавляет еще больше тактики в прохождении. Фосфорные пули имеют несколько завышенный урон, но и производят шум достаточный, чтобы отказаться от них при стелс-прохождении. Пули с цианидом действуют как дот, игнорируя броню противника. Не раз выручат вас при длительных перестрелках. Дум-Дум пули, при должном везении, могут убить с одного выстрела. Это делает их одними из самых популярных патронов в игре. Есть также и разрывные пули, но встречаются они крайне редко и используются далеко не всеми видами оружия.

Оружие NOLF

Silent assassin

No one lives forever, помимо прочего, имеет и отличные стелс-элементы. В игре присутствует несколько уровней шума. При перемещении звук шагов зависит от материала, по которому вы ходите, от открытости пространства и, в случае с комнатами и коридорами, от материала стен. На деле все выглядит отлично: в коридорах даже незначительный шорох может заставить охрану проверить его источник, а на улице, наоборот, можно довольно уверенно перемещаться даже пешком. На многих уровнях есть камеры наблюдения, уничтожив которые вы автоматически поднимаете тревогу (в игре это объясняется тем, что техник обязательно пойдет проверить причину неисправности). При попадании в объектив у вас есть пара секунд скрыться, в противном случае снова сработает злополучная тревога.

Никто не живет вечно. Ретро-рецензия
Operative: No One Lives Forever, The - Никто не живет вечно. Ретро-рецензияНикто не живет вечно. Ретро-рецензия
Некоторые моменты сложны и приходится перепроходить их

по несколько раз

Удивительно, но искусственный интеллект по современным меркам неплох, а в свое время NOLF даже получила за него несколько наград от различных изданий. Противники всячески пытаются выжить, опрокидывая столы, прячась за укрытиями, исправно простреливая двери и заходя со спины. Из-за довольно пустынного окружения делают они это не слишком часто, но такие действия однозначно усложняют fps-составляющую. Сложность, кстати, спокойно регулируется в любое время игры. Я, как любитель трудных экшенов, по привычке выставил на хардкор и был приятно удивлен. Помимо стандартного *читерского* усиления противники становятся явно умнее и уже не лезут как болванчики на огонь.
Никто не живет вечно. Ретро-рецензия
Operative: No One Lives Forever, The - Никто не живет вечно. Ретро-рецензияНикто не живет вечно. Ретро-рецензия
Один из самых запоминающихся моментов в игре. Задание в левой верхней части экрана говорит само за себя

Арчер. Кейт Арчер

Боже, каких только гаджетов нет в нашем арсенале! Тут вам и взрывоопасная граната с различными режимами детонации (при касании, с помощью сенсора и с 3-х секундной задержкой aka граната), и духи с парализующими, дезориентирующими и ослепляющими газами, и уничтожитель тел и еще черти что. Но по правде говоря, такой ассортимент лишь на первый взгляд вызывает радость - применение одних гаджетов ограничено самой миссией, других - определенными условиями применения (персональный гарпун с троссом *стреляет* только в специальные крепления, механический пудель с феромонами отвлекает собак, которые встречаются дважды за всю игру и которых можно спокойно миновать)

Никто не живет вечно. Ретро-рецензия
Operative: No One Lives Forever, The - Никто не живет вечно. Ретро-рецензияНикто не живет вечно. Ретро-рецензия
Враги обреченно висят на стрелах от арбалета.

Их Стамбула в Константинополь

Ну и отдельным абзацем хочется затронуть само разнообразие заданий. Начинается все со своеобразного тира - мы должны защищать жизнь какого-то высокопоставленного толстяка, невинно прогуливающегося по улицам Морокко, отстреливая бандитов на крышах и балконах. Но по мере развития сюжета (который не ограничивается простым спасением мира и радует нас от миссии к миссии новыми интригами и развязками) нас занесет чуть ли не на каждый континент Земли - мы слетаем в Берлин, прогуляемся по жарким тропикам, прокатимся на снегоходе в Альпах и даже побываем на космической станции.

Реверанс в сторону Monolith

Подводя итог хочу сказать, что месяц назад серия отмечала свое десятилетие, а Катя Лучникова (именно такое имя было в той игроманской локализации) нисколько не постарела. Пусть даже No one lives forever и имеет за спиной приличное количество недочетов, но свой неоценимый вклад в игровую индустрию он, бесспорно, внес.

Бонус ввиде пары скриншотов и диалога с зашифрованными фразами

195
Интересное на Gamer.ru

11 комментариев к «Никто не живет вечно. Ретро-рецензия»

    Загружается
Чат