Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
3

Админ на пенсии Флегматикс 53

166

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Конец IV века нашей эры. Западная Римская империя, теснимая ордами варваров, спешно отводит свои легионы на юг. Восточные территории Византии разорены, города охвачены огнем. Болезни забирают тысячи жизней. Зимы становятся холоднее и продолжительнее. Люди всячески проклинают богов и провидение, но они не понимают, в какое счастливое время живут. Аттила. Аттила еще не родился.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

В Total War: Attila, как и в бытность свою в Barbarian Invasion – дополнении к первой части Rome, римляне и прочие «имперцы» отходят на второй план, уступая место истинным героям того страшного времени, предтечи Темных веков. Варварские племена остготов, вестготов, франков, гуннов, вандалов – вот кто теперь решает судьбу Европы. И от этого нужно отталкиваться при выборе фракции.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Насквозь прогнившая Западная Римская империя трещит по швам, и удержать хотя бы половину ее территории спустя каких-то 20 ходов – нелегкая задача даже для самых опытных воителей. Легионов крайне мало, да и те, что есть, не могут похвастаться наличием большого числа отрядов. Денег и пищи катастрофически не хватает. Антисанитария приводит к вспышкам опасных заболеваний. Но главную опасность представляют варвары. Поначалу они совершают одиночные вылазки, лишь грабя приграничные поселения, но через несколько ходов начинают полномасштабное наступление. Империя теряет провинцию за провинцией. Что не захвачено, то сожжено дотла. Многочисленные бунты во внутренних территориях перерастают в полноценную гражданскую войну. В каждую провинцию, в каждый городок приходится вгрызаться зубами, в 90% случаев полагаясь лишь на имеющиеся там гарнизоны. Но отчаянные попытки выправить ситуацию практически не помогают – уже скоро карта империи напоминает лоскутное одеяло, по которому, как полчища вшей, деловито снуют десятки тысяч варваров.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Византия, или Восточная Римская империя, также находится в непростой ситуации, хотя до праздника садомазохизма, как в случае с ее западным соседом, дело все же не доходит – базовая сложность всего лишь «Высокая», а не «Легендарная». Европейские территории горят ярким пламенем под ударами гуннов, остготов и аланов, тогда как в Азии и Африке все более-менее спокойно. Но только до той поры, пока в войну с Византией не вступает Сасанидская империя – сильное восточное государство, претендующее на доминирующее положение во всем регионе.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Государство Сасанидов – самая «простая» из трех представленных в игре империй. Находясь в окружении многочисленных сатрапий и государств-данников, предки современных персов чувствуют себя в относительной безопасности. Но на севере лежит Великая степь, по которой бродят толпы усатых «пионеров», страшно охочих до южных богатств. И когда придет орда Аттилы, Сасанидам придется сильно постараться, чтобы не сделать то самое, о чем так стойко возникают связанные с их неблагозвучным названием ассоциации.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Что касается варваров, то многие из них находятся в черте оседлости, образуя многочисленные, но небольшие государства. Они доставляют массу проблем средиземноморским империям, и с каждым ходом их напор лишь возрастает. Но самой большой головной болью для римлян и ромеев являются кочующие орды. Остготы, вестоготы или те же вандалы на первых порах не имеют своего дома, и обрести новое место для жизни они могут где угодно – хоть под стенами Рима, хоть в окрестностях Константинополя. И бородачам не нужно в обязательном порядке захватывать города – им достаточно разбить стойбище, и орда на время осядет на выбранной местности. В этом режиме варвары могут строить различные здания и нанимать юнитов, попутно занимаясь грабежом близлежащих поселений. Если же грабить уже некого и ничего, орда за один ход может подняться с места и пойти дальше. В этом и заключается главное отличие кочующих варварских фракций от империй. Играя за них, нужно проявлять известную долю гибкости, постоянно лавируя между атакующей и оборонительной тактиками. Ну, а цивилизованным государствам остается лишь стойко обороняться в надежде, что варвары перегрызутся друг с другом и перестанут давить гнетом многотысячных армий на просвещенный мир – последний островок света и знаний посреди пучины темного невежества.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Найдя свое место под солнцем (преимущественно под римским или ромейским), варвары захватывают город и все прилегающие к нему территории. Режим орды деактивируется, а фракция становится оседлой – теперь она может строить стационарные здания, возводить оборонительные укрепления и заниматься привычным микроменеджментом. Но если на то есть необходимость, бородачи и усачи запрягают кибитки и вновь отправляются гулять по белу свету, предварительно уничтожив свои города и забрав с собой все самое ценное. К слову, изначально оседлые франки или саксы тоже могут сорваться с насиженного места, как и любые другие варварские царства.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

А вот гунны – это совершенно другая песня. Их тактика кардинально отличается не только от «имперской», но и от варварской тоже. Располагающие по большей части конной армией с изобилием лучников, степняки ценят свободу пуще другого народа, потому они не захватывают города, а только грабят и разрушают. Это вечные кочевники. Тем и опасны. Если варвары побродят и осядут, то гунны будут нападать раз от раза, если не сплотиться и не дать им отпор. Свои армии они пополняют исключительно в стойбищах. Там же возводятся постройки, нанимаются полководцы и агенты. Никакой обороной при игре за гуннов не пахнет вовсе – им присуща исключительно атакующая тактика. И это их ахиллесова пята.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Гунны, неожиданно ставшие игровой фракцией (хотя разработчики и божились сделать их «неактивными»), обречены на скитания. Проходит год, минует первое десятилетие, второе, но их малочисленные армии все также носятся по задворкам великих империй. Не меняется ровным счетом ничего, и это быстро наскучивает. Ситуацию могло бы спасти быстрое появление Аттилы и его великих орд, но главный гунн всея степи становится ханом лишь на поздних этапах игры. Сначала же он должен родиться, потом повзрослеть, вслед за этим заматереть, и только тогда случится чудо – Total War: Attila оправдает свое название. Конечно, завоевывать Европу вместе с жестоким полководцем куда более приятно, нежели находиться от него по другую сторону баррикад. Но пока это произойдет, от гуннов может натуральным образом начать подташнивать.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Чтобы спастись от гуннов, варваров, да и в принципе обезопасить себя от нашествия любых неблагонадежных соседей, разработчики ввели возможность полного уничтожения городов и прилегающих территорий – речь идет о том самой тактике выжженной земли. В момент активации этого действия от центра региона до самых его окраин распространяется огненный вал, оставляя после себя лишь руины, пепелище и обугленные стволы деревьев. Очень красивый эффект. Восстановить порушенные города потом можно заново, но на это потребуется много денег и внушительная армия солдат, которая станет базой для образования нового общества. Но денег, как и войск, большую часть времени катастрофически не хватает, потому многие провинции так и остаются заброшенным вплоть до самого конца игры.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

По выжженным дотла провинциям враги передвигаются уже не столь охотно, как раньше. С учетом, что расстояния между городами увеличились – в большей степени из-за уменьшения числа самих городов, как в Barbarian Invasion, – пересечение гиблых земель может занять больше одного хода, а это становится для агрессора достаточно неприятным приключением. Численность армий в зимний период (а в Total War: Attila, напоминаю, есть четыре времени года) сокращается еще быстрее. Войска не пополнишь, наемников на службу не призовешь. А ставить тут стойбище – себе дороже. Причина проста: скоту нечего кушать, а посевы не всходят из-за нулевого показателя плодородия.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Плодородие – еще одна интересная фишка, введенная в Total War: Attila. Как вы можете помнить, в той же Rome II в амбары фракции еда шла достаточно стабильным потоком. Ее количество уменьшалось лишь в случае регионального катаклизма, разрушения производящих пищу зданий или захвата региона врагом. Все это приводило к голодным бунтам, потерям среди личного состава и прочим нехорошим вещам. В Total War: Attila привычная схема изменилась из-за добавления в игру климатических условий. Если случается неурожайный сезон, вся выстроенная система микроменеджмента накрывается медным тазом. Чаще всего это происходит зимой и весной, но оказии случаются и летом, и осенью. Это постоянно тревожит, особенно когда есть понимание, что с каждым годом климат лишь ухудшается. Империи могут уравновесить потерю урожая за счет импорта еды с южных территорий, но как быть варварам? Именно этот факт и является одной из главных причин, почему бородачи так рвутся на плодородные земли.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Постоянная слежка за запасами еды – это лишь одна из внутренних проблем государства. Еще одной неприятностью для фракций являются многочисленные болезни, возникающие в городах с высоким уровнем антисанитарии. Одной чумой здесь дело не ограничивается: в одном поселении могут умирать от чахотки, в другом – страдать от кишечных болезней. Заболевания – бич больших империй, так как территории огромны, а денег на возведение акведуков и бань нет и не было. Возникают путчи, которые гарнизоны подавить зачастую не способны – когда половину состава скосила дизентерия, даже армия крестьян представляет собой грозную силу.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Также вернулись религиозные бунты, как и сама религия в целом (ура-ура!). Снизить уровень недовольства населения можно несколькими способами, в том числе и с помощью умений новых агентов – жрецов и священнослужителей. Но если вдруг сталось, что разросшееся государство обзавелось огромной территорией с неоднородными религиозными взглядами, оно может пойти на крайний шаг – сменить религию во всей империи. Конечно, Византия вряд ли примет германское язычество, но вот какие-нибудь вандалы вполне могут стать христианами. А там и до союзнических отношений и клятв в вечной дружбе недалеко – единоверцы ведь.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Дипломатическая система в целом осталась без изменений, если не считать одной важной фишки – возможности сыграть свадебку между представителями различных правящих династий. Вместе с этой стародавней традицией вернулось и генеалогическое древо, и теперь мы, как и прежде, можем наблюдать за тем, кто там на ком женился, кто и как умер, кто из сыновей бастард и ублюдок, а кто истинный продолжатель царственного рода – вроде и мелочь, а как нам этого не хватало. И никаких убогих списков в черной рамочке, как в Rome II – информация о фракции подается в наинагляднейшем виде. Это и стало главной причиной, почему в династическом окне теперь с удовольствием проводишь время, а не открываешь его только ради разрешения политических дрязг.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Членами царственной семьи, как и представителями приближенных к трону семейств, можно всячески манипулировать. Подать на развод со стервой-женой, снизить популярность какого-нибудь зарвавшегося кандидата, отправить в услужение к опытному наставнику (с глаз долой), заручиться поддержкой, сделать заказ на убийство – это лишь некоторые инструменты по достижению политических целей. И заниматься внутренней политикой теперь нужно в обязательном порядке, иначе будут зреть заговоры, которые вполне могут перерасти в такую неприятную и совершенно ненужную гражданскую войну.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

В обязанности короля / императора / хана входит и назначение своих подданных на всякие злачные должности (персонажи получают определенные эффекты и бонусы), включая губернаторские. Без губернатора нельзя издавать оставшиеся со времен Rome II эдикты, но для активации последних теперь не нужно контролировать провинцию целиком – вполне достаточно одного региона.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Окна полководцев и агентов также претерпели определенные изменения. Информация о персонаже стала более доступной, а навыки теперь располагаются не в отдельных вкладках, а в полноценном древе. И хотя они всегда одни и те же для представителей отдельно взятой фракции (за исключением самого главного), исследовать их можно разными путями.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Не забыли разработчики и про армии – для них предусмотрено отдельное древо навыков. Из интересных особенностей можно отметить появление кнопочки «Децимация». Проведя этот обряд, убивающий каждого десятого бойца в «стеке», мы повышаем уровень сплоченности армии – солдаты начинают сражаться веселее, радуясь, что остались в живых. Жестоко, но эффективно.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Что касается технологического прогресса, то тут изменения коснулись в основном внешнего вида – все технологии вернули в одно окно, избавив нас от обязанности кликать по шести разным вкладкам.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

О некоторых особенностях стратегической карты мы уже поговорили, да не обо всех. Во-первых, изменился ее внешний вид – карта стала менее гладенькой, чистенькой, на ней появилось больше объектов. Там, где в Rome II двумя кустиками зелени показывались леса, теперь действительно растут Леса – непроходимые, кустистые, дремучие. Гамма стала более мрачной, фон потускнел, но появилось дополнительные эффекты, коих в оригинале не было. Невооруженным глазом видно уменьшение числа городов. Заметна смена сезонов года: осенью окрестности желтеют, зимой выпадает снег. Появились зоны, губительные для армий – помимо прекрасной возможности помереть от холода, голода и болезней, солдаты теперь могут забрести в болото или еще куда-нибудь, что скажется на их численности уже к следующему ходу.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Иначе стал выглядеть интерфейс – теперь наиболее важные показатели вынесены к верхним границам экрана. Отдельно стоит выделить окно сообщений – такого удобного функционала, наверное, не было ни в одной части серии Total War. Каждое событие теперь включено в отдельную вкладку: доклады о битвах в одну, депеши о состоянии экономики в другую, сообщения о катаклизмах в третью. Наконец, были переработаны изображения армий и строений – античная каллиграфия канула в лету, уступив место полноценным образам, как в Medieval II: Total War.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Интерфейс тактических битв тоже претерпел изменения, опять же, став удобнее и понятнее. Теперь нам показывается лишь та информация об отряде, которая действительно необходима в бою. Еще преобразились иконки, показывающие, к какому типу войск принадлежит боевая единица – они теперь маленькие, аккуратные, и совершенно не загораживают обзор. Почему так нельзя было сделать раньше, до сих пор остается загадкой.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Сами битвы стали еще красивее за счет добавления различных фильтров и прочих графических изысков. Был переработан эффект запуска метательных снарядов – «трассеры» стали куда более явственны, что по первому времени слегка корежит. Летит обычная стрела, а кажется, что это копье, запущенное из баллисты. Зато выражение «небо затмили тучи стрел» в тактических поединках обрело полноценный смысл. Особенно зрелищно выглядят огненные выстрелы, которые теперь производят куда больше разрушений. Они не только поджигают деревья и кусты, но и наносят колоссальный урон постройкам во время осады.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Штурм поселений смотрится иначе хотя бы по той причине, что даже самый захолустный провинциальный городок имеет в своем активе пару-тройку защитных башен, откуда ведется весьма болезненный огонь по наступающему противнику. С каждым уровнем развития поселения охранный периметр лишь совершенствуется, и на поздних стадиях полис обзаводится крепкими стенами и площадками для установки защитных орудий. Во время осады защищающаяся сторона вправе использовать ловушки в виде кольев или волчьих ям, а также строить на улицах распиаренные разработчиками баррикады. Но на геймплей последние особо не влияют. Максимум, что сделает ИИ, встретившись с препятствием, так это отправит свои войска по другой дороге. Но чаще всего он просто сносит баррикады за какие-то пять-десять секунд, причем без особого для себя вреда.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Используя огненные стрелы во время атаки, можно легко поджечь практически любое здание. Самое страшное, что огонь, возникнув в одном месте, может впоследствии распространиться по всему кварталу. А если еще и парочка осадных орудий участвует в этом деле, то поселению и вовсе грозит тотальное уничтожение. Крики, вопли, зарево пожарищ, скачущие по улицам всадники и разбегающиеся кто куда местные жители (а они есть, и даже могут насадить пару-тройку вражеских пехотинцев на вилы) – все это выглядит очень зрелищно, и может в полной мере удовлетворить кровожадного варвара. Вот только потом город придется отстраивать заново, что станет неприятным сюрпризом для того, кто хотел лишь немного пограбить, а затем взять поселение под свой контроль.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Про морские сражения сказать особо нечего. Они стали еще более аркадны, нежели в Rome II. Скорость кораблей увеличилась, и даже самые большие из них с легкостью поворачиваются буквально за несколько секунд. Перед поединком кораблики противоборствующих сторон располагаются достаточно близко друг к другу, и битва начинается очень быстро, что не позволяет совершить заумные тактические ходы. Теперь все просто: мы либо давим врага числом, либо заламываем маленькие суденышки большими. Также можно смешать все союзные подразделения в одну кучу и направить ее в кучу вражескую. Там уже разберутся, кто победитель, а кто проигравший.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Ситуация с искусственным интеллектом примерно та же, что и в доведенной до ума Rome II. На тактической карте ИИ ведет себя относительно разумно, но иногда его клинит. Так, доплыв до Константинополя и не в силах преодолеть узкую бухту без боя, переселявшееся племя аланов целый год не сходило со своих кораблей, в итоге сгинув от голода и морской болезни. Если касаться тактических битв, то сенсаций нет и здесь. Противник прет всем фронтом, совершая однотипные атаки по флангам конницей. Фатальных ошибок не допускает, но и чудеса хитрости не проявляет. А вот с чем действительно есть проблемы, так это с осадами. Та же вражеская конница частенько застревает в хитросплетениях улиц, где и мечется до тех пор, пока не будет окружена и уничтожена. Нежелание идти в атаку на город, стены которого испещрены пробоинами, тоже присутствует – в иных ситуациях ИИ будет методично ломать ворота, и только после этого перейдет в наступление.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Багов в Total War: Attila мало, и это приятно. Единственный выбешивающий момент – периодический вылет игрушки на рабочий стол. Еще можно отметить определенные недостатки игровой механики, в краткий перечень которых можно добавить априори удачные действия вражеских агентов – ну это не дело, господа, когда неопытный воитель противника за десять ходов не допускает ни единого провала. Также мне не нравится, что пехотинцы боевыми носорогами сносят массивные каменные заборы высотой в три четверти своего роста. Выглядит глупо. Наконец, я против того, что во время высадки морского десанта существует возможность заранее забронировать за собой кусок берега. Вражеские корабли еще далеко, а ты мечешься у самой кромки, не в силах приткнуться хоть куда-нибудь, потому что, видите ли, «reserved».

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

Традиционные проблемы с оптимизацией тоже имеют место быть, хотя часть претензий следует списать в утиль по одной простой причине – введенные графические навороты жрут много ресурсов, и система тут действительно нужна помощнее. Там, где в пропатченном вдоль и поперек оригинале можно играть на настройках типа «ультра», и играть с большим комфортом, в Total War: Attila придется выставить куда более скромные параметры.

Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila
Total War: Attila - Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: AttilaСтены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila

В свое время, когда вторая часть Rome только появилась в продаже, она вызывала восхищение. Но проходило несколько дней, и это чувство постепенно замещалось ощущением глобального разочарования. В случае с Total War: Attila все ровно наоборот. Да, поначалу кажется, что ничего нового, за исключением механики уничтожения территорий и возможности образования орды, продолжение Rome II предложить просто не в силах. Но постепенно, по мере изучения проекта от студии Creative Assembly, заведомую прохладцу по отношению к «аддону» сменяют куда более теплые чувства. Ты видишь десятки больших и малых изменений, нововведений и переработок, благодаря которым привычный «Рим»начинает играть совершенно новыми красками. И ты понимаешь, что разработчики проделали огромную работу над ошибками, чтобы этого достичь. Исправлено не все, но курс определенно выбран верный. Well done!

Рейтинг: 4.5/5

166
Интересное на Gamer.ru

14 комментариев к «Стены Рима возвел страх. Обзор Total War: Attila»

    Загружается
Чат