Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Emma2

Плюсатор Lilith 16

128

Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown

Итак... я волнуюсь! Ведь рецензия на лучшую игру всех времен - это очень серьезное дело, а шанс всего один и права на ошибку нет.

Но если и рассказывать о старой игре - то только об этой.

Немного обязательной статистики, прежде чем мы погрузимся в океан воспоминаний и впечатлений - просто чтобы дать нам точку опоры.

Название
X-COM: UFO Defence (X-COM: Enemy Unknown)
Издатель
Microprose
Дата выпуска
31 декабря 1993
Жанр
Стратегия
Вводная игры такова: неизвестные Чужие атакуют Землю. Они превосходят землян в технологии и значительно лучше организованы. Для противостояния угрозе создан проект X-COM, которым вы призваны руководить.

Vive la Resistance!

Вы уже чувствуете эту дрожь в кончиках пальцев? Вы помните, как впервые встали у руля Сопротивления?

Я познакомилась с игрой еще тогда, когда была слишком маленькой, чтобы играть в компьютер самостоятельно. Мне было семь или восемь лет, и в X-COM играл мой отец. А я садилась рядом и смотрела игру как кино - по два часа подряд. Происходящее на экране монитора было интереснее всего, что мог предложить телевизор.

Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown
X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy UnknownРетро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown

Графика игры по тем временам была просто замечательной. Яркий и четкий мир, множество мелких подробностей и замечательные арты - все сделано с любовью и радует глаз по сей день. "Инновационная" графика начала 2000х с использованием всех технических новшеств сегодня вызывает лишь сочувственную улыбку, а первый UFO свеж и бодр. Устаревшую картинку как будто перестаешь замечать, смотришь сквозь условности - и мир оживает, как в самый первый раз.

Из тех сеансов "просмотра" я хорошо помню обсуждения, какую ветку исследований выбрать, какой танк взять на миссию и не продать ли к черту 30 инженеров-бездельников. Помню долгий выбор правильной тактики (отец играл на Superhuman) и жестокие последствия ошибок. И помню, как отчаянно я рыдала, когда погибал оперативник.

Генералы не дают мне спать -

Хотят видеть меня, чтоб двигать меня

Генералы не дают мне спать,

Сновиденья мои превращая в бои...

(с) здесь и далее Несчастный случай

Вот мы и подобрались к первой и очень важной для вовлечения особенности игры.

Не знаю, что за гений водил рукой разработчика, когда он решил дать солдатам имена. С этого момента война - не просто борьба желтых и синих квадратиков.

Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown
X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy UnknownРетро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown

На сухом языке обзоров это называется "РПГ-составляющая". Через терминал базы мы заказываем "солдат, 10 штук", а получаем людей. У каждого есть имя и характеристики - и, я уверена, есть история. И в детстве, и позднее, переигрывая кампанию в десятый раз, я придумывала каждому личность и прошлое.

Солдаты носили имена разных народов и проявляли разные качества в своем первом бою. Дополнив этот образ двумя-тремя чертами, мы получаем почти живого персонажа. Вот Джон Стюарт, который тащит на себе бластер, шесть гранат и аптечку - он белозубый морпех с тихоокеанского побережья; вот Леон Руже, который с 200 метров вслепую попадает сектоиду в лоб - наверняка худой парень с холодным взглядом Венсана Касселя. Что чувствует тот чувак, который зацепил гранатой своего на прошлой миссии?

Можете смеяться, но о возможности переименовывать своих солдат я узнала через много лет. Если в отряде четверо битлов, как думаете, кого застрелят первым?

Чем больше оперативник пережил миссий, тем он опытнее и ценее для отряда, тем страшнее его терять.

И вот вторая особенность игры.

Все равно мое место - там...

Там, где играет армейский джаз

Где под корень срезают нас

Отправляя букеты вам...

Каждый раз, высаживаясь на поле боя, команда подвергается серьезной опасности. Карта покрыта "туманом войны" (простите), и в нем скрытно перемещаются чужие существа с очень большими пушками.

Можно продумать тактику и прикрывать спины солдат, но смерть или ранение все равно ждет их за каждым поворотом.

Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown
X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy UnknownРетро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown

Бои в игре великолепны. Они пошаговые, но напряжение сложной битвы не отпускает и во время своего хода, а уж в момент нажатия кнопки "Конец хода" нервы натянуты до предела. Если вы засиделись за игрой дотемна, не дай бог кошка уронит на кухне чашку. Вот что называется настоящим саспенсом)

Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown
X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy UnknownРетро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown

Мало что может быть страшнее этого((

На тактической карте практически все окружение можно разрушить до основания при наличии достаточно мощного оружия. Это и для современной игры очень круто, а для тех времен и вовсе было нечто запредельное. Прорубить себе путь или расчистить линию огня - все, что угодно.

Но не стоит перебирать с дестроем, пусть это и безумно весело. Задача X-COM не только уничтожать, но и исследовать. Ученым нужны образцы.

Итак, третья особенность - наука и менеджмент.

Кроме бесконечной войны, которая, как ни крути, не меняется, вам придется управлять сетью баз Икс-команды, контролировать разработку и производство технических новшеств на основе добытого у пришельцев добра, а так же налаживать отношения с правительствами-учредителями и разбираться в статистических отчетах.

Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown
X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy UnknownРетро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown

Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown
X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy UnknownРетро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown

Скриншоты представляют богатство возможностей по управлению проектом. Целый земной шар в ваших руках! Обнаружение и перехват НЛО тоже может доставить немало волнующих моментов.

Исследования в игре - одна из самых важных частей. Необходимо как можно скорее ликвидировать чудовищный разрыв между человечеством и чужими, иначе солдаты продолжат погибать и проект будет обречен. Чем больше артефактов захвачено, тем больше становится тем для разработки, и важно своевременно выделить важные.

Вспомните, как впервые создали персональную броню и открыли лазерное оружие. Это бесценно)

Мне всегда нравились отчеты о вскрытии и допросах пришельцев)

Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown
X-COM: UFO Defense - Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy UnknownРетро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown

И, наконец, четвертая важная особенность игры - играющему первый раз никогда не бывает скучно.

Только покажется, что разобрался с тактикой врага и начались боевые и исследовательские успехи, как одну расу сменяет другая, и снова нужно ориентироваться на ходу. Стал привыкать к захватам кораблей - чужие начинают террор городов. Справляешься с террором - попробуй взять базу. Или две за один месяц.

И так до самого финала игры, яркой точки в истории первой космической войны.

У Enemy Unknown уникальная реиграбельность. Покажется было, что игра надоела, кампания проходится за пару дней, все действия производятся автоматически - три лаборатории, 150 ученых, 6 солдат и два танка...

А потом через год она снова стоит на компьютере, и снова:

"Рейнджер приземлился у НЛО-1. начать миссию? ДА."

PS. Автор выражает благодарность организаторам конкурса за лишний повод вспомнить о любимой игре. Провела чудесные пару дней, восстанавливая в памяти все подробности)

PPS. Источники: Википедия для статистики, вот этот великолепный фанфик для скриншотов. Часть из них анимированные ^.^. Если вы его еще не читали, очень рекомендую! На мой вкус намного лучше книги В.Васильева "Враг неизвестен"

Спасибо за внимание!

128
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

37 комментариев к «Ретро-рецензия игры при поддержке Razer: X-COM Enemy Unknown»

    Загружается
Чат