Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Avik

Геймер Soth 43

338

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

В далёком 1994 году произошло событие, навсегда изменившее игровой мир – свет увидело совместное творение Mythos Games и MicroProse под названием UFO: Enemy Unknown. Также её знали и как X-COM: UFO Defense. Игра о защите земли от злобных пришельцев не могла похвастаться великолепным сюжетом или идеальным балансом, но все остальные элементы были возведены в абсолют. UFO завоевала сердца игроков по всему миру, разработчики на волне всеобщей эйфории выпустили вторую часть с прицелом на «больше, лучше, сильнее»… И получили полное фиаско. Фанаты первой части, поначалу с восторгом воспринявшие продолжение, очень скоро начали разочарованно качать головами – что-то было не то. Что-то разработчики упустили.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

И так с тех пор повелось. За прошедшие с момента выхода ТОЙ САМОЙ первой части восемнадцать лет было предпринято множество попыток возродить ставшую легендарной серию. Игра из пошаговой стратегии превращалась в стратегию реального времени, аркадный шутер с видом от третьего лица и в симулятор космического корабля, место действия с атакованной пришельцами Земли перемещалось на постапокалиптическую Землю, в космос, на Марс и вообще чёрт знает куда. На игроков пёрли пришельцы и мутанты всех видов, форм и оттенков, истребляемые самым изощрённым оружием, какое только могла придумать больная фантазия разработчиков. И некоторые из этих игр, объективно говоря, оказались очень даже неплохими. Но ни одна из них не была UFO. ТОЙ САМОЙ (непременно говорить таинственным шёпотом, с придыханием и почтительным закатыванием глаз). Всем чего-то не хватало – где атмосферы нет, где она есть, но не та, где игровой процесс слишком уж отличается от оригинала, а где-то вроде бы и всё то же самое, но разработчикам чувства меры не хватило…

И тут, когда фанаты уже окончательно потеряли надежду и лишь презрительно кривились при сообщении о том, что разрабатывается очередная пародия на великий шедевр старины, громом среди ясного неба прозвучало заявление: студия Firaxis, детище гения Сида Мейера, решила попробовать возродить ТУ САМУЮ UFO. И даже самые циничные фанаты робко подняли головы – а вдруг? Ведь если легенду не сможет возродить студия, основанная титаном из тех же времён, что и их любимая игра, то кому это вообще окажется под силу? Игроки затаили дыхание, ожидая октября 2012 года. И грянул гром…

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

ААААААААААААна вышла!

Все, конец статьи. Что? Вам мало? Вам нужны подробности? Да ладно, какие вам там подробности – Возрождение Знаменитой Легендарной Самой Лучшей Игры в Мире с Самим Сидом Мейером. Нет? Все еще мало? Какие же вы зануды… Ну, ладно.

Итак, подробности.

Я думаю, объяснять, почему я рассматриваю игру в сравнении с самой первой из Х-СОМ, не стоит – разработчики сделали все, чтобы каждый точно знал, что это именно та самая игра, но сделанная на современном уровне. Более того, напоминание об этом есть даже в самой игре: когда вы выбираете уровень сложности, то видите, что один из них называется «Классический». Надо сказать, разработчики высоко ценят таланты стратегов предыдущих лет, «Классическая» сложность – третья из четырех, а рекомендованная – вторая.

Жанр игры все тот же – стратегия в реальном времени с пошаговыми боями. Жанр, надо сказать, в последнее время нечасто радующий чем-то интересным. Честно говоря, я даже и не помню, что там у нас было за последние пару лет. Мир игры – все та же Земля под ударом пришельцев. Что нового? Нам теперь показывают, как все начиналось. Теперь есть обучение. Есть сюжет. Да, мне могут сказать, что сюжет был и в первой игре, но там он присутствовал скорее в умах игроков. Собственно, весь сюжет UFO сводился к «они пришли к нам, сделайте так, чтобы они об этом пожалели». В ХСОМ сюжет ведет вас за ручку от события к событию, от первой высадки до последнего штурма. Подается он, как несложно догадаться, через ролики и голоса сотрудников базы. С одной стороны, это хорошо – вы никогда не почувствуете себя покинутыми, с другой – ваша свобода ограничена сюжетом.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

Как и раньше, начинается игра с выбора места для вашей базы. В зависимости от выбранной дислокации вы получите некий бонус. Бонусы эти достаточно ценные, чтобы к выбору места подходить внимательно. Развитие базы происходит теперь несколько иначе – вместо плоского участка нам предоставлен многоуровневый котлован. Правда, так же двухмерный. Для освоения этого котлована вам нужен доступ на нижние уровни, который достигается постройкой лифтов, и энергия, которая вырабатывается специальными постройками. Нет энергии – инженеры грустно качают головами и отказываются что бы то ни было строить. Основное отличие от UFO состоит в том, что база у вас всего одна, все важные постройки сосредоточены в ней.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

Истребители, приписанные к базе, могут защищать только свой регион – перехват тарелок над другими частями света невозможен. Зато в любой части света есть ангары для истребителей и, если вы хотите повесить спутники над страной другого региона, не забудьте поместить там перехватчики, иначе можете этих спутников лишиться. Спутник, висящий над какой-то из стран, помимо увеличения финансирования дает вам определенный бонус; если спутниками покрыт весь регион, то бонус увеличивается. Бонусом, например, может быть прирост количества инженеров ежемесячно. Учитывая, что способов получить инженеров не так много, а требуются они в приличном количестве – пренебрегать таким вариантом пополнить их число глупо.

Важным дополнением является показатель паники. Для каждой страны он свой, и если паника вырастет до предела, то с началом месяца вы потеряете страну. Растет этот показатель за счет действий пришельцев, уменьшить его можно несколькими путями, в числе которых – удачно выполнить миссию, повесить спутник и… и, пожалуй, все. Как бы вы ни старались, скорее всего, к концу игры вы лишитесь нескольких стран. Постарайтесь только не допустить таких потерь в самом начале, иначе денег не будет хватать даже на самое необходимое.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

О деньгах. Забудьте те прекрасные времена, когда ваши работники сотнями клепали лазерные пистолетики и продавали их кому ни попадя, а вы с усмешкой смотрели на графики финансирования – еще расстраиваться из-за этих копеек. Черный рынок никуда не делся, вот только вы сможете продавать там только трофеи, которых мало и которые нужны для исследований и производства. Если вам в голову пришло, что уж трупами врагов-то вас точно будут снабжать бесперебойно, а это же трофей – расслабьтесь и получайте удовольствие: вышеуказанные трупы тоже используются в производстве. Например, крисалиды нужны для производства приличных бронежилетов. Так что цените те немногие страны, которые вас кормят, и старайтесь, чтобы они вас кормили как можно дольше.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

Вся игра проходит в двух основных режимах, как и раньше – режим реального времени и режим боя. Про сражения поговорим позже, а сейчас о том, что вы можете делать в глобальном режиме. Итак, здесь вы можете строить новые помещения, создавать предметы экипировки, самоходные платформы, истребители и пушки для них (большая часть снаряжения производится мгновенно, хватало бы денег, инженеров и материалов). Вы можете проводить исследования (очень большой их частью будет вскрытие разнообразных пришельцев). Вы можете покупать улучшения. Вы можете просто проматывать время, ожидая окончания постройки или изучения чего-нибудь. Вы можете послать солдат в пси-лабораторию, чтобы выяснить, а не могут ли они, случаем, овладеть сверхспособностями (в большинстве случаев – нет, не могут). И, наконец, вы можете перевооружать бойцов – в отличие от UFO здесь вы каждому солдату заранее выдаете его оружие и снаряжение.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

Кстати, теперь бойцы делятся по классам, поэтому та пушка, которая искренне радует снайпера, штурмовику не нравится настолько, что он ее и в руки не возьмет. Да, и забудьте о рюкзаке, поясе и прочих местах, куда можно засунуть что угодно, лишь бы солдат мог это поднять – у каждого бойца есть броня, основное оружие, вспомогательное оружие и дополнительный предмет. Ничего лишнего. Зато, опять же, у каждого солдата есть дерево навыков. Какие именно навыки будут доступны, зависит от класса солдата и вашего выбора – при получении почти любого очередного звания вы можете выбрать один из двух вариантов. В эти навыки входят, например, возможность унести три аптечки вместо одной или добавить солдату еще один слот под «всякое». Класс солдата выбирает игра, логику выбора я так и не понял, за исключением первых четверых – им дают разные классы. Из всего богатого набора характеристик первого UFO почти ничего не осталось – хиты, воля да меткость. Впрочем, большая часть тех характеристик теперь просто лишена смысла.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

Исследования теперь разделены на научные и производственные, первые делаются в лаборатории и открывают что-то принципиально новое, вторые делаются в специальном здании и заключаются, в основном, в неких дополнительных бонусах для существующего снаряжения. Общее у них то, что они требуют кучу денег, людей и - почти все - добытых вашими оперативниками трофеев. Производство оружия и снаряжения, как для бойцов, так и для истребителей, как нетрудно догадаться, также требует денег, людей и трофеев. А еще вас время от времени озадачивают заказами от стран-спонсоров, которым срочно понадобилось, скажем, пять трупов сектоидов. Понимаете, почему распродажа добычи на рынке – идея не самая лучшая? Не понимаете? Говорите, что всегда можно сбить еще пару тарелочек?

Переходим к вопросу о тарелках и прочих местах, где можно получить кучку лута или лишиться своего любовно выращенного полковника. Вы ведь помните, что в игру завезли сюжет? Так вот, есть ощущение, что появление вражеских летающих перевозчиков ценного добра тоже подчиняется сюжету. Во всяком случае, летает их довольно мало. А сбивать большие корабли ваши начальные истребители, наверное, могут. Лично у меня не получилось. В итоге основным поставщиком ресурсов становятся разнообразные миссии.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

Делятся они на стандартную зачистку (сюда же можно приплюсовать и вылеты на захват вражеских кораблей), где есть вы и ваши враги, осталось только их уничтожить; спасение вип-персон, где довольно слабые противники, зато есть эта самая персона, дохнущая от чиха (на мой вкус – самые полезные миссии, они снижают панику) и терроры. Любите ли вы терроры так, как люблю их я? Нравится ли вам, вместо медленного и спокойного продвижения вперед, ломиться к замеченным гражданским ради их спасения и – огребать, огребать, огребать, огребать!!! Кстати, ветеранам Х-СОМ: возрадуйтесь, ибо крисалидов понерфили! Отдельно стоит упомянуть, что помимо обычных одиночных высадок, инопланетяне время от времени проводят одновременно десантирование в разные страны (если вы играли в демо-версию, то как раз это и произошло на последней ее миссии). Именно они представляют из себя основную проблему. Дело не в том, что там особо сильные враги или особо сложные задания, нет, дело в том, что их обычно три одновременно, а отразить вы можете только одно вторжение. В двух остальных регионах паника вырастет. Как нетрудно понять, рано или поздно вы начинаете лишаться стран, если игра затянется, вы вполне можете проиграть только поэтому.

Раз уж мы заговорили о боях, давайте поговорим о тактическом режиме. Вот его поменяли сильнее всего. Итак, что я считаю основными изменениями?

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

Первое – очки действий. Помните их? Можете забыть. Теперь у вас есть два действия на ход. Например – пойти вон туда. Даже если «вон туда» - это соседняя клетка, свое действие вы потратили. Еще вы можете выстрелить или использовать какую-нибудь способность. В число способностей входит, например, бросок гранаты. Один на бой. Или выстрел ракетой. Тоже один. Вообще, все действия делятся на возможные в любое время, возможные только в начале хода, возможные раз в несколько ходов и возможные определенное количество раз за бой. Так что не стоит первого же встречного сектоида поливать из всех ракетометов команды, за ближайшим углом может стоять пяток мутонов.

Второе – система укрытий. Кто бы ни сидел в укрытии, враг или ваши солдаты, попасть по ним становится намного сложнее. Если укрытие полное, до достать сидящего там можно либо атакой по площади, либо пси-способностью. В итоге бой превращается в переползание от точки к точке. Единственные члены команды, которые у меня позволяли себе стоять на открытом месте – это снайперы. Потому что снайперы – это единственные, кто может стрелять по чужим мишеням.

Это – третье. Теперь боец может стрелять только по мишени, которую видит сам. Да-да, попыток отстреляться всем взводом по врагу, которого мельком заметил танк, больше не будет. Нет, совсем не будет, потому что стрелять можно только по тому, кого видишь. Нет, выстрелить вон в ту стенку не выйдет, патроны не казенные, солдат делает вид «не понимать, что от меня хотеть» и все. Вы, конечно, можете послать туда ракету… Вот только радиус действия ракеты будет очень против. А еще против будут стенки, столбы, машины и прочие препятствия. Так что ваша ракета, скорее всего, просто разрушит это препятствие. Ну, зато, может быть, если повезет, мишень лишиться укрытия. А если очень повезет, то мишень увидит снайпер.

Что еще? Вам больше не надо страдать из-за нехватки элериума для изготовления обойм, потому что обойм больше нет. В оружии может кончиться некий условный заряд, но для его восстановления надо просто потратить действие. Плазмы всем, даром и пусть никто не уйдет! Застать врагов врасплох не выйдет, при обнаружении они живо прячутся по укрытиям. Можно посмотреть, какие эффекты снижают или повышают ваши шансы попасть по цели – очень удобно. Одним из эффективных способов истреблять врагов является приказ вашим солдатам стрелять по любому, кого они увидят – тогда вывалившегося из-за угла тощего встретят залпами и он, скорее всего, помрет раньше, чем поймет, что случилось. Враги этот способ тоже очень любят, кстати. Вообще, противникам не откажешь в интеллекте, вот только отсутствие глобальной связи и наличие жестких приказов командования им мешает. Получить в качестве трофея оружие можно, только если враг будет захвачен, даже убийство с помощью пси-силы практически гарантированно разрушает оружие. Карты не обнаружено, что совершенно не мешает – после десятого боя вы прекрасно представляете, где могут сидеть враги. Врагов в поздних миссиях выдают маленькими вагонами, что полностью оправдано – для ваших бойцов одиночка проблему представляет только если это мутон-берсерк, сектоид или этериал.

И последнее по списку, но не по важности. Полностью изменена система брони. Помимо того, что броня несколько снижает входящий урон, она еще и добавляет хитов. Попадание сначала снимает хиты брони и только потом ранит солдата. Учитывая некоторые способности, финальные бронекостюмы и количество собственного здоровья солдат, это позволяет практически не попадать в госпиталь.

А, чуть не забыл. Пси-способности – это очень, очень хорошо. Если они достанутся кому-то из штурмовиков – еще лучше. Поверьте на слово, захваченный под контроль мутон-берсерк может настолько осложнить жизнь противнику, что ваша миссия станет легкой прогулкой. Главное, не забыть, что стрелять по своим нельзя, даже если это временно свой – а контроль действует ограниченное количество ходов и озлобленный враг после освобождения немедленно начнет стрелять. Чем выше воля цели, тем меньше шансов, что вы ее сможете достать своей пси-силой, вплоть до нуля. На роботов она вообще не действует.

О врагах. С одной стороны, видов врагов стало поменьше. Я, к примеру, не увидел снейкманов. С другой, основные расы получили деление по классам. Если просто сектоид – это, как и раньше, мясо, то сектоид-командующий – это живучая тварь, которая, при неудачном раскладе, может положить всю группу. После вскрытия в лаборатории вы сможете узнать, что именно может данное существо.

Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а
XCOM: Enemy Unknown  - Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'аОни были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а

Об оружии. Та же ситуация, что и с врагами – пушек стало значительно меньше. Бластер-ракет нет вообще, я в глубокой печали. Но имеющегося вооружения вполне длостаточно. Отдельно надо сказать о истребителях. Новый истребитель всего один, зато у него есть ЭМП-пушка. А еще во время боя истребитель может использовать матрицы – это такой аналог способностей, только производящийся инженерами.

И вот, раскачав свою команду, обвешав ее наилучшим оружием и обучив своего Избранного, вы отправляетесь на последний штурм, после которого на Земле опять настанет мир!

Желающие после этого отправляются в мультиплеер, который меня откровенно разочаровал. Нет, сделан он вполне качественно, и получить свое удовольствие от него можно – подбор идеальной команды из землян и пришельцев на заданную сумму, сомнения, взять еще одного стрелка или все-таки плазменную пушку, перестрелка с противником на заданной карте – все это хорошо. Но когда говорят «мультиплеер в Х-СОМ» в первую очередь на ум приходит, все-таки, не тактический режим.

О грустном.

Игра короткая. За счет постоянного роста паники игрок вынужден как можно быстрее проходить сюжет. Некоторые забавные и не очень баги все еще присутствуют. Например, у меня в бою пострадала самоходная тележка с лазерной пушкой. А из ремонта вышел странный андроид, который в первом же бою запаниковал. Второй запомнившийся момент – попытка использовать чит «сейв-лоад». Шанс получить тварюшку под контроль, как сейчас помню, был 62%. Когда после пятнадцатой перезагрузки так ничего и не вышло, я начал думать, в какой же момент обсчитывается реальный шанс попадания. Тем более, что парой боев перед тем, мой солдат трижды попал при шансе 15% после загрузки. Вообще, ощущается некий невнятный признак консольности, но я это списываю на паранойю.

О суетном. Графика, музыка, озвучка. Лично меня в играх такого типа меньше всего волнует вышеперечисленное, но оно все есть, и неплохо есть. Единственное, что несколько раздражает, это ролики взлета и посадки самолета, но, по всей видимости, в этот момент генерируется карта.

Резюме. Выходит игра в не особо удачное время, тем не менее для любителей старого UFO ознакомление с ней обязательно. Обсуждать такую субъективную вещь, как атмосфера, сложно, но кажется мне, что она там есть. Всем остальным можно пропускать, особенно если вас одновременно угнетают походовые бои и необходимость выбора.

Оценка: 9/10

338
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

46 комментариев к «Они были смуглые и золотоглазые. Рецензия на XCOM: Enemy Unknown от Soth'а и Kavem'а»

    Загружается
Чат