Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Conquer_pay

Автор LootHunter 68

21

Игры, цензура и ЛГБТ

Игры, цензура и ЛГБТ
Новости - Игры, цензура и ЛГБТИгры, цензура и ЛГБТ

Для начала введу в курс дела тех, кто не. 20 октября 2022 года, то есть примерно месяц назад в Госдуму был внесён пакет законопроектов направленых против ЛГБТ-пропаганды. Во всяком случае так заявил глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн. Фактически это расширение пакета законов принятого ещё в 2013-м, которые запрещали пропаганду нетрадиционных отношений несовершеннолетним.

На первый взгляд инициаторы исходят из благих намерений и запрет поможет оградить наше общество от тлетворного влияния "Запада". А то, что в целом Запад действительно в последнее время совсем слетел с катушек - факт. При чём не только на почве сексуальной и гендерной идентичности, но и в плане всех других идентичностей и так назывемой "социальной справедливости". Однако на деле принятие подобного закона скорее вызовет больше проблем, чем решит.

Главных проблемы в этой инициативе две. Во-первых, определение пропаганды в новом законопроекте остутствует и предполагается ссылаться на то, что было в 2013-м:






распространение информации, направленной на формирование унесовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям






Как легко видеть, пункты про "привлекательность" и "информации вызывающей интерес" могут трактоваться как угодно широко. И, собственно, трактуются. Поэтому очень часто, например при издании книг, произведению просто ставят маркировку 18+, так на всякий случай. И издателей можно понять - не будешь же каждый раз бегать в Роскомнадзор, когда к тебе очередной автор "ширпотреба" приносит историю, где для поднятия у читателя, гм, интереса имеется что-то горяченькое.

Собственно, я сам помню, когда брал интервью у Филиппа Соседова, спрашивал - не боится ли он неприятностей с его "Пантеоном", где поднимаются довольно неоднозначные религиозные темы? (ЛГБТ я там, правда, не припомню, но не суть) На что он ответил, мол он просто поставил "18+" и не парится. А вот с новым законом подобные вещи, понятное дело, уже не пройдут.

Мои опасения только усилились после просмотра заседания упомянутого "Комитета по информационной политике", где Хинштейну как раз указывали на то, что я описал выше. Однако сам Хинштейн упорно игнорировал выступающих, заявляя что "процедура есть и она работает", хотя, как я сказал, ситуация когда сегодня ставят маркировку "18+" всему где есть хотя бы намёки на нетрадиционные отношения (не важно, как они поданы в деталях) говорит об обратном.

Игры, цензура и ЛГБТ
Новости - Игры, цензура и ЛГБТИгры, цензура и ЛГБТ

Вот ссылка на видеозапись заседания. К сожалению само видео не вставляется.

Когда же выступавшие на заседании представители индустрий литературы и кино спрашивали о различных классических произведениях (Лолита, Неточка Незванова, Мифы Древней Греции и т.п.), которые вполне можно классифицировать как "информацию вызывающую интерес", Хинштейн отвечал, что нет - это не пропаганда. При этом его аргументация была крайне шаткой, мол в Лолите персонаж плохо кончил, а, допустим, в биографии Оскара Уайльда нет указаний, что его отношения с Альфредом Дугласом как-то повлияли на его творчество.

А если повлияли? А если автор принёс в печать роман с протагонистом-содомитом, но это только первый том и неизвестно, будет ли у него печальный конец или наоборот? Я могу привести ещё множество примеров того, как история с персонажем нетрадиционной ориентации или неопределённого пола может быть интерпретирована и так и этак и как пропаганда. Причём самым забавным будет то, что текущий законопроект называют противодействием влиянию "Запада", в то время как гораздо сильнее попадут под удар романы с "Востока", в том числе аниме, где полно неоднозначных персонажей и так сразу и не разберёшь, где "чёрное", где "белое". Где нетрадиционная ориентация - недостаток положительного героя, а где герой выступает положительным примером такой ориентации? Слишком много случаев получаются отданными на субъективное суждение цензоров.

Игры, цензура и ЛГБТ
Новости - Игры, цензура и ЛГБТИгры, цензура и ЛГБТ

Готов поспорить, что ЛГБТ из "Некого" аниме цензоры точно сочтут излишне привлекательным. А если учесть возраст героинь, то может и педофилию припаяют - она включена в новый законопроект.

Что приводит нас к проблеме №2 - данный закон явно (хотя может и не намеренно) подготавливает почву для ещё более жесткой цензуры. Ведь фактически он уже позволяет цензорам рассуждать, какие отношения между людьми допустимо показывать, а какие - нет. Да, пока речь идёт только о сексуальных отношениях и предпочтениях. Но что по такой логике мешает сделать аналогичные ограничения насчёт отношения к правительству, к религии, к войне?

Игры, цензура и ЛГБТ
Новости - Игры, цензура и ЛГБТИгры, цензура и ЛГБТ

В "Стальном алхимике" ЛГБТ нет, но зато есть война в Ишваре...

Сравните, например, определение пропаганды в текущем законе с определением в аналогичном законе о наркотиках:






Под пропагандой понимается деятельность физических и (или) юридических лиц по распространению информации, направленной на формирование в сознании установок и (или) стереотипов поведения либо имеющей цель побудить или побуждающая лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения (Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2012 N 1-АПГ12-11).






У наркотиков нет никакого упоминания о "привлекательности" или "вызывании интереса". Более того, проблемы с цензурой будут только в том случае если наркотик реален. Если же вы написали роман о далёком будущем, где ваш расширяющий сознание наркотик под названием "спайс" добывают на планете Арракис, то вряд ли вас смогут обвинить в побуждении читателей употреблять спайс. А вот перенесение действия в фантастический мир, где некошерные отношения могут быть даже не между людьми, а совершенно иной расой подобного "иммунитета" не гарантируют.

Скажу даже больше. Депутат Госдумы Александр Шолохов (внук Михаила Шолохова, автора "Тихого дона") заявил, что не стоит "проверять на ЛГБТ-пропаганду" классику русской литературы. И в похожем духе высказалась Московская патриархия РПЦ. Иными словами многие из тех, кто поддерживает закон "против пропаганды ЛГБТ", вполне осознают, что с текущими формулировками под статью попадут и классики, которых много лет без проблем изучали в советских и российских школах. И заверения в духе "поверь мне бро, уж те книжки, которые мы сочтём нужными мы убирать не будем" лишь усиливают ощущение, что проверка "ЛГБТ-пропаганды" будет именно по принципу - что понравится или не понравится дяде-цензору.

Отмечу однако, что всё вышесказанное касается только книг и фильмов. На игры все эти драконовские меры не распространяются. Точнее пока не распространяются, потому что товарища Хинштейна смущает остутствие чёткого определения "компьютерной игры" и "видеоигры", которое необходимо для чёткой формулировки закона о контроле над этими самыми играми. Как только такое определение будет выработано (удачи комитету с этим, учитывая что множество академиков уже несколько десятилетий бьются над этим определением), тогда Хинштейн и планирует ввести пакет законов, регулирующих игры и, соответственно, позволяющих цензурить или даже запрещать их на территории России.

Так что закрывать Стим или ГОГ за ЛГБТ-пропаганду будут ещё не скоро. И да, эта пропаганда там действительно есть - чего стоит только Dreamfall: Chapters с её персонажами-геями рассуждающими о злых натуралах, неприязнь которых к гомосексуализму всего лишь иррациональный страх. Или Celeste, где героиня является транс-активисткой. Или некоторые игры от BioWare, где игрока за отказ крутить гей-роман могут наказывать геймплейно - ухудшая отношения с персонажами, закрывая доступ к квестам и наградам.

Другое дело, что помимо пропаганды есть ещё больше игр, где есть персонажи нетрадиционной ориентации, нестандартного пола и в отношениях, уголовно-наказуемых в некоторых реальных странах. Но при этом без всяких полит-заявлений, хорошо это или плохо и не вынуждающие игрока вступать в противоестественную связь. Как мужчине традиционной ориентации мне лично неприятны игры где я вынужден лицезреть гомосятину, но как игрок для которого сюжет - самая важная составляющая, я готов простить подобные вещи, если они хорошо вписаны в историю и мир игры.

Игры, цензура и ЛГБТ
Новости - Игры, цензура и ЛГБТИгры, цензура и ЛГБТ

Фракцию "Синедрион" в Phoenix Point возглавляет пара геев. При этом их ориентация с одной стороны действительно имеет значение в сюжете, но с другой игрока отнюдь не тыкают в неё носом. Другое дело, что сам "Синедрион", исповедующий идеалы анархо-синдикализма, сценаристами был явно приукрашен. То есть вместо пропаганды гомосексуализма у Phoenix Point, получилась пропаганда коммунизма!

Игры, цензура и ЛГБТ
Новости - Игры, цензура и ЛГБТИгры, цензура и ЛГБТ

Жаль только, что чаще всего они как раз вписаны довольно плохо. Именно потому что разработчики в погоне за брендом "инклюзивности" впихивают меньшинства в свой сюжет не задумываясь, насколько такой персонаж ему соответствует. И ведь не покритикуешь особо - стоит высказать что-то против ЛГБТ+идеологии на форуме, тебя тут же начнут стыдить, а то и забанят ко всем чертям. Сейчас в США и Европе вообще цензурят любую критику против "прогрессивных" идеологий. А корпорации, с подачи активистов, стараются избегать любого положительного изображения "традиционных отношений" и вообще мужественных мужчин и женственных женщин. И такая ситуация меня отнюдь не радует.

Однако, меня также не радует, что у нас в стране создаётся по сути такая же ситуация. Просто "стрелочка повернулась" в обратную сторону.

Закон от 2013, запрещающий демонстрацию сцен и сюжетов с "нетрадиционным" подтекстом несовершеннолетним, я мог понять и даже в какой-то степени оправдать. В конце-концов, сегодня вокруг столько потоков информации, что среднестатистическому родителю трудно уследить. Поэтому объяснимо желание иметь некий пул контента, откуда можно брать что-то для ребёнка, не опасаясь наличия материалов для взрослых (и речь не только о гомосексуальности или смене пола). Ну, а если родители решат, что чаду уже можно знать определённые вещи, то они всегда сами могут приобрести игру или книгу - ведь они взрослые люди, а значит могут ответственно подходить к выбору развлечений и для себя и для своего ребёнка.

Но новый закон идёт в совершенно противоположном направлении. Он отнимает возможность выбора у родителей (а заодно и остальных взрослых людей) и перекладывает решение о том, какие истории об отношениях читать/смотреть/проходить на государство aka госчиновников. Тех самых чиновников, которым никогда не было дела до благополучия взрослых, не говоря уже о детях. И в итоге мы имеем ту же ситуацию, что и в США, когда судьбу очередного фильма или книги решает кучка идеологов по своим идеологическим представлениям и вкусам, а не каждый отдельный человек в соответствии со своим мировоззрением и ценностями. То есть как и на Западе (ну, Западе последних нескольких лет) мы имеем тенденцию навязать людям ценности и взгляды по указке сверху, вместо того чтобы демонстрировать преимущества этих ценностей и взглядов, оставляя выбор именно рядовым гражданам.

Игры, цензура и ЛГБТ
Новости - Игры, цензура и ЛГБТИгры, цензура и ЛГБТ

Вот так и попали рядовые граждане между молотом и наковальней. Между радикалами, пропагандирующими идеологию интерсекциональности и радикалами, пропагандирующими исключительность своих традиций. Причём обе стороны используют радикализм оппонента, как оправдание собственного. Совсем как в "1984"...

И если у кого-то возник вопрос - а зачем оставлять выбор между хорошим и плохим? Мой ответ - именно за этим. Если вы уверены, что ваши ценности, ваши взгляды, ваши политические и социальные нормы - правильный выбор, вы ведь можете объяснить остальным почему? А если не можете объяснить, почему ваши ценности, взгляды и нормы лучше других - как вы можете быть уверены, что это так? Именно демонстрируя людям различные точки зрения, позволяя эти точки зрения критиковать и открыто разбирая что из полученной критики имеет основания, а что нет - только так можно выработать наилучший вариант развития общества, и избежать ситуации, когда политики и чиновники принимают неудачное решение, а народ, не имея возможности возразить, в том числе и из-за цензуры, вынужден страдать и изворачиваться потому что кто-то наверху не знал (или проигнорировал) нюансы из-за которых очередная инициатива или закон обернулись проблемами для населения.

Ну, а с тем, что политики часто принимают решения, не учитывая нюансов, думаю никто спорить не будет. Даже на том же совещании, где принимался тот самый закон "о ЛГБТ-пропаганде" можно увидеть как приглашённые "эксперты по компьютерным играм и всякому искусственному интеллекту" демонстрируют полное или частичное незнание предмета. И эти люди будут решать, какие произведения могут "вызвать интерес" и "продемонстрировать привлекательность", не вчитываясь в нюансы повествования и не разбираясь в приёмах литературы и геймдизайна?!

А если они будут назначать кого-то в "комиссию по проверке" - кого они скорее выберут? "Шарящих в теме", кто будет пропускать вещи даже на первый взгляд "проблематичные" но на деле рассматривающие сложные моральные дилеммы, или идеологически правильных, но знающих об игровой индустрии не больше чем начальство и зарубающих любую "неоднозначность"? Сколько времени и как глубоко такая комиссия сможет изучать каждый запрос? Учитывая что (как я сказал ранее) сегодня потоки информации просто огромны, а сайты с "фанфиками" и прочим любительским творчеством не только занимают наибольшую долю в них, но как раз чаще всего и содержат контент с сомнительным моральным содержанием.

Игры, цензура и ЛГБТ
Новости - Игры, цензура и ЛГБТИгры, цензура и ЛГБТ

Книги Сергея Лукьяненко про Диптаун тоже вполне могут попасть под раздачу. Виртуальные бордели там предлагают всякие забавы, и герои вполне единодушно высказываются за эту свободу.

И вот, собственно, поэтому новый закон видится мне не столько барьером на пути пропаганды трансгендеризма, сексуальных извращений и прочей "толерастии", сколько закручиванием гаек которое скорее ударит именно по тем, кто мог бы аргументировано разъяснять людям нюансы всех этих гендерных идеологий и предостерегать от проблем с ними связанных. "Дыра" в виде послаблений для игр, вероятнее всего, будет в обозримом будущем также "заткнута" - именно потому что текущая ситуация не оставляет авторам, поднимающим спорные темы (как связанные с сексуальностью, так и иные) в своих произведениях, возможности публиковать свои произведения иначе как в виде компьютерных игр. Чем они, вероятно, и займутся. А судя по высказываниям на заседании комитета, наших политиков волнует именно "безконтрольное", то бишь без согласования с ними, творчество. А не то чтобы закон улучшал и облегчал жизнь среднестатистического гражданина.

P.S. Будучи сторонником свободы слова (в разумных пределах) я буду не против дискуссий в комментариях, если таковые будут.

21
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

30 комментариев к «Игры, цензура и ЛГБТ»

    Загружается
Чат