Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Conquer_pay

Автор LootHunter 67 *

152

Древний: Фэйспалм

От критика





Лично я назвал бы это страшной сказкой. Да, именно сказкой.

Тармашев о «Древнем»

Зло не рождается само по себе, дорогуша. Его создают.

Однажды в сказке

Вселенная не признаёт добра и зла. Она признаёт только баланс и отсутствие баланса.

Грань

Любой может сказать «зелёное солнце»…

Многие могут представить зелёное солнце…

Но сделать другой мир, где зелёное солнце было бы правдоподобным, требует вложения труда и мысли.

Дж. Р. Р. Толкиен

Ты привык, чтобы все вокруг было просто и доступно, привык размышлять над отвлеченными, абстрактными и никому не нужными материями, а все насущные проблемы решать ударом меча или быстротой лошадиных ног. Так вот: чаще всего побеждает тот, кто поступает иначе.

Эпоха последних слов

Истинная победа — это заставить врагов увидеть, что они были не правы и с самого начала не должны были идти против тебя.

Звёздный Путь: Глубокий Космос 9

– Знаешь, я тут думал о пророчестве. Этот Наман, который спустится со звёзд, будет сильнее десятка человек, быстрее ветра, а его глаза будут извергать огонь...

– Это просто легенда, Лекс.

– Но Кларк! Если бы это было правдой, он был бы могучим противником. С такой силой он мог бы стать властелином мира. Обычному человеку нужно быть очень смелым, чтобы бросить ему вызов. Так может герой этой легенды не Наман, а его враг — Сагит?

Тайны Смоллвиля

– Нет.

– Почему?

– Тебе не понять.

– Теперь ты ранишь уже не сердце, а гордость профессионала. Ибо я льщу себя надеждой, что в принципе понимаю всё.

Час презрения

Как вам эпиграф? Сколько цитат! Специально для Доктора старался. Он у нас любит цитаты, вот пусть подумает на досуге над их смыслом и о том, как они относятся к циклу Сергея Тармашева «Древний».

Впрочем, переводить стрелки исключительно на Дока было бы в высшей степени несправедливо. Да, он агитировал всех читать «Древнего», но ведь и до него я видел рекламу книги по телевизору. Было это правда очень давно, ещё в те незапамятные времена, когда я смотрел телевизор. Но и потом я не раз наталкивался на такую же рекламу в интернете.

Русский спецназовец с позывным Тринадцатый, переживший Ядерную Катастрофу и замороженный на тысячи лет (Древний: Катастрофа). Великий воин, в будущем освободивший человечество от тоталитарной власти злой Корпорации (Древний: Корпорация), потом разруливший межгалактическую войну Пришедших После (Древний: Война), а затем накостылявший самому Изначальному, Пожирателю Галактик (Древний: Вторжение, Расплата, Возрождение, Час воздаяния). Громкие слоганы, восхищённые комментарии. Бестселлер! Шедевр! Не говоря уже об одах на официальном сайте. Короче мимо не пройдёшь — обязательно заинтересуешься и прочитаешь. И вот, наконец, я прочитал. И готов поделиться впечатлениями.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Если вкратце, то впечатления так себе. И дело даже не в проблемах с научным объяснением происходящего. То есть и в них тоже, но вообще я уже привык, что в научной фантастике от науки в основном одни термины. И хорошо, если правильно употреблённые. А то в недавнем Спектрале сценаристы перепутали материю Ридберга и конденсат Бозе-Эйнштейна. И что, кто-нибудь заметил? Или, к примеру, «Интерстеллар». Ведь этот фильм даже хвалили за соответствие каким-то научным данным и теориям! А на деле по научности и реализму фильм Нолана находится где-то между Звёздным Путём и My Little Pony (впрочем разница тут невелика).

Короче на фоне сегодняшней фантастики, особенно если говорить о фильмах, не о книгах (хотя про науку в Интерстеллар книжка тоже была) Сага о Древнем может показаться вполне вменяемой. То есть могла бы, если бы проколы по научной части не дополнялись проблемами с банальной логикой.

Вот яркий пример — герой отправляется на заражённую радиацией поверхность. Он и его отряд готовятся основательно — принимают противорадиационные препараты, облачаются в защитные скафандры последней модели. И вот на поверхности неожиданно происходит нападение мутантов. Герой бросается в бой и…

Существа атаковали одновременно с двух сторон, Две твари бросились в голову сзади, другая пара метнулась в ноги спереди. Тринадцатый бросил тело в сторону, пытаясь с разворота достать врага койкой очередью, но неудобный скафандр сковывал движения, и пули ушли пустоту. Майор упал в заросли и замешкался, неуклюжее снаряжение не позволяло двигаться быстро. Едва ему удалось встать на ноги, как тварь атаковала голову практически из-под ног. Времени на смещение уже не оставалось, и Тринадцатый резко выбросил в летящую цель локоть, планируя ударом направить ее по касательной. Однако в негнущемся скафандре из хлесткого удара вышел лишь неуклюжий тычок, и руку обожгла боль. Тварь упала к ногам и тут же получила автоматную очередь в упор. Раздался скрежещущий крик, и существо скользнуло в заросли стеблекорней.

- Командир, они вокруг тебя хоровод водят, невозможно вести огонь, можем тебя зацепить, - с досадой произнес командир БТР.

Майор осторожно отступал к бульдозеру, левую руку жгло. С кустов впереди осыпался снег, и майор снова замер. Тварь находилась между корней метрах в десяти. Тринадцатый осторожно поднял автомат, морщась от боли в руке, и плавно выжал спуск. Короткая очередь впилась в белесое тело, и тварь, громко заскрежетав, умчалась в сторону. Майор отходил, медленно вращаясь вокруг своей оси. Одна тварь кралась по его следам, заметить других пока не удавалось. Крадущаяся по следам тварь поравнялась с лежащими в снегу стреляными гильзами и остановилась, исследуя невиданные ранее предметы.

«Очень интересно, - отметил Тринадцатый и потянул из подсумка гранату. - Однако снова придется выдергивать кольцо зубами. Стоматолог пришел бы в ужас!» - Майор сплюнул кольцо в снег и плавным движением отправил гранату в сторону зверя, после чего, сделав три широких шага назад, упал вниз и вжался в сплетения стеблекорней.

Внимание вопрос! Каким образом, будучи облачённым в защитный скафандр, который разумеется герметично закрыт, человек может так вот запросто схватить зубами кольцо гранаты? На случай, если не заметили — вроде как идёт схватка не на жизнь, а насмерть. Дорога каждая доля секунды — думаете в таком положении есть возможность быстро открыть рукой забрало шлема? То есть если оно вообще открывается — ведь это вам даже не мотоциклетный шлем, где стекло можно приподнять. Радиация и радиоактивная пыль проникнут через любую щель, а значит необходимо, чтобы костюм был полностью герметичным. Да и в самой книге снаряжение описано как «неуклюжее», в каком уж точно не будет какого-то механизма для экстренного открытия забрала. Не говоря о том, что по идее кольцо можно было бы выдернуть большим пальцем. Что в любом случае быстрее, чем подносить гранату ко рту.

Другой пример, когда Тармашев не продумывает ситуацию, можно найти ранее по тексту. Во время предыдущей вылазки герой, перед захватом базы противника, запросто переговаривается со своими солдатами, которые находятся на другой стороне этой базы. Не задумываясь, что разговоры можно прослушать. И даже если они зашифрованы, как минимум можно засечь сам факт переговоров.

Правда в этом случае всё не так однозначно — сильная радиация может создавать помехи, мешая засечь сигнал на неизвестной частоте. Да и сам генерал, возглавляющий врагов, оказывается полным лохом, даже не организовав дежурство часовых должным образом. Но всё равно сам факт того, что супер-мега-профессионал Тринадцатый даже не учитывает возможность, что его переговоры поднимут тревогу, уже выглядит крайне странно.

И подобного этим двум примерам хватает на все одиннадцать книг. Чёрные дыры «с твёрдой сердцевиной», фотоны разогнанные до сверхсветовой скорости, облака, оставшиеся после взрыва в вакууме — всё это заставит закрыть ладонью лицо даже не учёного, а просто человека, который знаком со школьной программой физики и на мгновение задумается, что он вообще прочитал.

Особенно забавен в этом смысле эпизод в романе «Вторжение». Это четвёртая книжка, действие которой происходит через несколько тысяч лет после «первой трилогии», когда Тринадцатый всех победил и улетел в закат (точнее на свою личную планету, но не суть).

Так вот за прошедшие века человечество перестало относиться с трепетом и уважением к своему спасителю. И многие даже стали утверждать, что события Войны Пришедших После происходили совсем не так (ну не так, как описано в книгах). И в том самом эпизоде, один индивид заявившись в музей начинает перечислять причины. Причём описывает реальные проколы Тармашева по научной и логической части и делает вывод — того, что было в предыдущих книгах, быть не могло.

После чего критик оглашает собственную версию истории… которая изобилует ещё большим бредом! Тут даже не понять — Тармашев специально изобразил своих критиков по научной части идиотами или просто не смог придумать что-то поправдоподобнее уже написанного.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

А ведь мог воспользоваться случаем и исправить недочёты, как это сделал когда-то Дэн Симмонс в «Песнях Гипериона», представив первые две книжки, как творчество персонажа из двух вторых.

Я понимаю, что никто не совершенен. У Сергея Лукьяненко, например, в «Фальшивых зеркалах» герой получает пистолет с пятью парализующими зарядами, а делает из него шесть парализующих выстрелов. И это при том, что в конце книги число зарядов является одним из ключевых моментов в сюжете. Но ведь Лукьяненко не математик — он психолог. И пусть у него проблемы с арифметикой, с точки зрения психологии, характеров персонажей и их взаимоотношений его книги проработаны на высшем уровне.

Тармашев — не учёный и ему можно простить незнание Теории Относительности или антропологии. Однако от человека, который работал в ГРУ, был спецназовцем и вообще военный в каком-то там поколении, ждёшь проработанных или как минимум интересных боевых сцен. А тут мало того, что такие ляпы, ещё и сам бой проходит так, что читать попросту скучно. Пришёл, «отработал», собрал трофеи с трупов врагов. Даже тот «жестокий бой», который я приводил в качестве примера Тринадцатый проводит не особо напрягаясь.

В большинстве «боёв» нету собственно боя — противостояния двух стоящих друг друга сторон. Не важно, идёт герой в рукопашную или возглавляет эскадру в космической баталии. Одно и то же — герой проводит всего один хитрый манёвр и без труда побеждает врага, которому совершенно нечего противопоставить «нашим».

В идеологическом плане дела у «Древнего» обстоят немного лучше. Одна из основных мыслей цикла — «выживает сильнейший», разумеется, не нова, но зато хорошо иллюстрирована событиями сюжета. Тринадцатый проводит всё время в тренировках, качается, готовится к грядущим битвам. И, разумеется, побеждает. Отрицательные персонажи же наоборот, стараются облегчить себе жизнь за счёт других, ленятся, надеются на авось. И в итоге позорно сливают.

Очень неплохо придумано. Глядишь, читает-читает ребёнок Древнего, да и подумает, что неплохо бы делать зарядку и вообще заняться спортом, самообороной, начать учиться в конце-концов, чтобы быть как хорошие, а не как плохие.

К сожалению, помимо этой идеи у Тармашева есть в книге ещё идея разделения персонажей на хороших и плохих. Точнее всё человечество (и впоследствии остальные представители рас) делятся на три части.

Первая категория индивидуумов — стадо (они же крысы, они же паразиты, они же бесхребетная серая масса) представители которого способны только обмениваться мнениями и тупо следовать чужим указаниям, а реально ничего не умеющие и не знающие. Собственно это и есть основная масса эпизодических персонажей, как положительных так и отрицательных, идущих общим стадом фоном.

Вторая категория — Недочеловеки. Это те, кто чуть поднялся над массой и использует её — Арториус, Жонн Смид, Борис Фатно (последний — едва ли не единственный положительный персонаж из данной категории). Они способны управлять толпой и делать ещё какую-то работу, хотя вершин мастерства им не достичь. Разумеется именно они являются центральными отрицательными персонажами. Ведь кому ещё противостоять героям? Серая масса — инертна. А третья категория — это и есть герои.

Потому что только Люди — это те, кто способен на великие поступки, своим трудолюбием достигающие всего, чего не могут остальные и вообще всячески круты. Разумеется самый крутой и героический из всех — Тринадцатый. И все Люди — на его стороне. Ведь не будет же великий воин или мудрый стратег воевать за плохих!

Понимаете, в чём проблема? Во-первых, если герои по определению выше злодеев, а среди злодеев только слабаки и недоумки, то совершенно неинтересно становится читать. И так сразу понятно, что наши всегда победят ненаших просто потому, что они сильнее, умнее, технологически впереди, а даже если по какой-то случайности у злодея будет преимущество, то он просто ступит в самый ответственный момент. И да, последний вариант в книге присутствует, и не раз.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Например, в конце «Войны» Тринадцатый легко обманывает злодеев, сказав, что у него есть устройство, позволяющее управлять Мерхном — боевыми кораблями, созданными совсем уж древней и могущественной расой. И ни у кого не возникает вопроса — почему тогда злодеи ещё существуют? Всё что остаётся после этого нашему герою — буквально голыми руками перебить «учёных» на корабле, куда его пустили, чтобы изучить устройство.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Когда люди рассуждают об экранизациях комиксов и популярности супергероев, то часто забывают, что герой на экране — это лишь «обложка». Что сверхспособности — это лишь средство для борьбы со злодеями. И только если злодей действительно является достойным противником для героя, об их противостоянии будут сложены легенды.

Да, Лекс Лютор — обычный человек. У него нет суперсилы, суперскорости и способности пускать тепловые лучи из глаз. Но благодаря своей хитрости и интеллекту, ему ни единожды удаётся манипулировать Суперменом. И обратите внимание, что как персонаж он не сильно уступает в популярности. А каждое их противостояние вызывает неподдельный интерес.

Интересно же, чем оно закончится

Вторая проблема с подобным разделением в том, что оно конфликтует с идеей №1. Ведь идея естественного отбора предполагает борьбу за существование. А борьбы-то и нет! Кроме того, если силы и умственные способности определены заранее, как и склонности натуры человека, то какой смысл пытаться их изменить? Получается, что ни делай, перевоспитать человека, сделать его более умелым, более сильным и честным — невозможно. Это полная противоположность первому посылу о том, что надо совершенствоваться и расти над собой.

И третья проблема — это собственно объяснение подобного разделения. Как может объяснятся то, что моральные качества закладываются вместе с уровнем интеллекта и размером мышц? Очевидно, генетикой. То есть не воспитанием, не средой определяется будет ли человек хорошим или плохим, честным или подлым, а генами.

И этот вывод, практически озвученный Тармашевым в последних томах, напрямую противоречит сюжету первых книг. Серебряков-младший стал великим учёным, хотя у отца способностей к точным наукам не было. То есть математический склад ума не передаётся через гены, а подлость видите ли передаётся?

Зато такой подход позволяет легко бросаться чужими жизнями. А что? Если человек не оправдал надежд — значит в нём была заложена трусость/подлость/жадность. Так что в расход крысу. А за одно и всех его детей. Так собственно Тринадцатый и поступает, когда принимается за борьбу с Изначальным.

Кому какое дело, что между событиями третьей и четвёртой книжки он бросил человечество на произвол судьбы? Оставил без ориентира, да ещё и так, что все решили будто он и его последователи покончили с собой. Зато, когда в «Час воздаяния» наш Герой вернулся, первым делом объявил предателями всех, кто попытался спастись бегством, а заодно и их детей. А что? Удобно же — никого всё равно не спасти, зато груз совести с плеч.

От таких рассуждений остаётся всего один шаг до теории, что некоторые расы и народы (генетика же) более предрасположены быть сволочами, мошенниками и предателями, чем другие. А там уж и борьбу за чистоту крови можно устроить. Это всяко проще, чем какие-то попытки убеждения. Во всяком случае прочитавший Древнего ребёнок вполне может прийти к такому выводу.

Возможно кто-то спросит — при чём здесь дети? Ведь книги Тармашева — это суровая сага про спецназовца, с жестокостью и грязью, не предназначенная для детей. На самом деле нет. Идея, что детям нельзя показывать насилие возникла лишь относительно недавно. Даже в Америке (где она собственно и появилась) продукция для детей и подростков изначально была отнюдь не лишённой крови и жестокости. А уж что говорить про нас или Японцев.

Кроме того, каких-то особых зверств я в книгах не увидел. Зато в них есть по-детски наивные идеи, примитивная, на уровне ребёнка, мотивация персонажей и сюжет в духе мультиков для дошколят. Чего стоит одна лишь сказочка про вузеев, которые притворившись слабой и угнетённой расой, постепенно подмяли под себя своих более развитых «покровителей», которым внушили идеи равенства и толерантности.

А потом вузеи ещё и тайно усилили одну из агрессивных рас (попутно лестью внушив им идею превосходства), превратив её в военного монстра, для борьбы с которым самым развитым расам из других галактик пришлось объединиться в союз. К этому союзу в ходе всеобщей войны (в соответствии с планом конечно же) раса вузеев и примазалась. Наивные Союзники даже и не сообразили, кого пригрели после победы. А вопрос о том, были ли отправленные в газовые камеры вузеи частью того самого плана или непредвиденными жертвами, Тармашев просто обошёл стороной.

Иными словами «Сага о Древнем» — это детское произведение, которое будет интересно взрослому лишь, чтобы потешить детское самолюбие. Ещё бы, ведь герой так лихо расправляется со всеми этими «крысами», которые загадили своим существованием жизнь белого человека! Представить себя таким крутым воителем мечтает каждый.

Проблема в том, что подобный психологический приём действует очень не долго. Прочитал, помечтал о том, как твои недоброжелатели валяются у тебя в ногах, моля о пощаде — и что дальше? Эйфория быстро проходит. Поэтому-то создание беспрекословно крутых протагонистов и считается признаком дурного вкуса среди авторов. Не говоря уже о том, чтобы делать героя своим альтер-эго. Ведь сразу же понятно, что уделывающий всех на своём пути Тринадцатый — это и есть Тармашев. Во всяком случае таким он мечтает себя видеть.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Фан-арт с сайта Тармашева
Оригинальность костюма зашкаливает

Да, я в курсе, что со своей боевой подготовкой Тармашев и в реальной жизни может порвать любого гражданского. Вот только есть в его книжках два очень показательных эпизода. В начале книги «Война» Совет Глав (правительство Содружества Людей) решает вопрос о том, колонизировать ли планету, предложенную союзной цивилизацией Дельфи.

Идёт война и ресурсов не хватает, а тактические преимущества от колонизации гражданским не очевидны. И поэтому мнения Глав Совета разделяются. Тогда они и обращаются за решающим голосом к Тринадцатому. Который и разъясняет им, почему колонизация необходима.

Второй эпизод — эпилог книги «Час воздаяния». Там Совет Глав оказывается в аналогичном тупике по поводу туманности, на которую претендует вместе с Инсекторатом (как можно догадаться из названия — это раса насекомых). И что делает Совет? Правильно, обращается за помощью к мудрости и гению Тринадцатого.

Чувствуете закономерность? О чём мечтает суперкрутой спецназовец, который сильнее всех? О том, чтобы его всегда слушали.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Вообще рассуждать о комплексах психологических наклонностях Тармашева, точнее о том, какими они могут быть исходя из написанного им, можно очень долго. Первое, что бросается в глаза — это невероятное самомнение и самоуверенность всех отрицательных персонажей. Каждый из них мнит себя величайшим мыслителем, умнейшим стратегом, рассуждает о глубоких вопросах… и неизменно обламывается. Причём обязательно продемонстрировав свою истинную тупость и несостоятельность.

Тармашев прямо-таки со смаком обламывает всех, чьё мнение и жизненная позиция не соответствуют его собственным. Настолько сильно видимо его достали критики в реальной жизни, что случая поглумиться над ними в книге он не упустит.

Особенно забавно смотреть на подобные попытки «взять реванш» на фоне образа самого Тринадцатого, который в смысле самоуверенности и постоянных «мудрых изречений» ни в чём не уступит плохишам. Но конечно же вместо облома, его всегда ждёт успех. Любой, даже самый примитивный стратегический план удаётся, поскольку противник не смог распознать очевидную ловушку. Любая шутка Тринадцатого по определению оказывается смешной, а если кто-то не засмеялся то только по своей гражданской тупости. Про человечество, свернувшее с правильного пути между «Войной» и «Вторжением», я уже говорил — по книге виноваты «крысы», а не бросивший всех Тринадцатый.

Помимо интернет-критиков и блоггеров (про бесполезность публикаций которых положительные герои говорят открытым текстом не единожды) Тармашев прямо-таки презрительно относится к любителям компьютерных игр вообще и киберспортсменам в частности. Уж не знаю, в чём причина. Возможно среди игроков тоже было много критиков, наступивших на больные мозоли (вообще все наезды Тармашева на обитателей Сети начинаются именно в книге «Вторжение», а в первых трёх томах его отношение к интернет-персоналиям ещё испортиться не успело).

А может Сергей Сергеевич купил в стиме Counter Strike, думая что раз он крутой спецназовец, то ему ничего не стоит порвать всех на британский флаг. А оказалось, что компьютерная игра требует совсем иных навыков, нежели реальная жизнь. Ну кроме работы в команде и необходимости соблюдать субординацию. Интересно, почему в книгах Тармашева рекрутированные для реальных боёв «киберспортсмены» не умеют действовать слаженно? Уж не потому ли, что он сам не сумел вынести этот урок из своей недолгой «карьеры» в контре?

Однако самый яркий пример отношения Тармашева к своим читателям можно найти даже не в книгах, а в Часто Задаваемых Вопросах у него на сайте:

Вопрос:
Почему Люди использовали только плазму и не пытались сконструировать, например, лазерные установки по образцу лазеров Инсов?
Ответ:
Лазерами я называю оружие Инсектората для того, чтобы современному человеку, воспитанному современной донельзя примитивной наукой, было проще воспринимать. На самом же деле технологии пауков уникальны и не являются лазерами в том понимании, в каком это понимают нынешние «ученые». Это лучистая энергия, но это не лазер. Просто я в дебри не захотел залазить, сказать «лазеры» - все поймут. Это проще.
Видели? По сути Тармашев говорит: «Вы тупые. Поэтому вместо научного объяснения, которое ваши убогие мозги не потянут, я использовал понятный всем (пусть и не верный) термин.» Ну-ну. Скорее уж просто поленился посмотреть в википедии слово «тахион».

Впрочем, тут даже не поймёшь — какой вариант более оскорбителен. Во втором случае тебя оскорбляют поскольку иначе придётся признать свою ошибку (а это не просто для любого человека, тем более такого, как Тармашев), а в первом тебя с начала и до конца считают тупым ослом, не способным понять замысел автора и следовательно не достойным того, чтобы ему раскрывали «лор».

В другой секции ЧаВо Тармашев рассказывает, что не пользуется услугами издательских редакторов. Потому что в самый первый раз его «Катастрофу» перекроили, сократив больше чем на четверть. Сергей устроил скандал в защиту своего «гениального» произведения, после чего ему выделили другого редактора, который с тех пор подправлял лишь пару знаков в каждой книжке.

Я конечно не слишком грамотный человек и не уделяю много внимания правописанию, но… Собственно в этом и дело. Даже я, читая «Древнего», время от времени натыкался на ошибки. Не часто, не более десятка на книжку, но я уверен, что более подкованные в русском языке люди найдут в цикле гораздо больше.

Кроме того, несмотря на вполне приличный стиль (ну по сравнению со стилем любительских литературных конкурсов по крайней мере), иногда Тармашева чересчур заносит в старорусские обороты и тяжеловесные предложения. В том числе и там, где герои должны говорить по-современному, а описания могли бы быть и покороче. Так что лично я считаю, редактор сокративший «Катастрофу» на четверть мог принести больше пользы, чем вреда.

При этом я не скажу, что Тармашев не знает, как на самом деле надо писать или не умеет. В его книгах есть несколько вполне приличных сюжетных линий. Присутствуют интересные и живо написанные положительные персонажи второго плана, такие как Лани, Лена и уже упомянутый Борис Фатно. Более того, не будучи главными героями, они не застрахованы от ошибок, вреда и даже смерти. Поэтому читать главы, посвящённые им на порядок увлекательнее, чем про Алекса «Я пришёл и сейчас всех победю» Тринадцатого.






Другой раз встретишь такого и подумаешь: вроде парень ничего. А он, глядишь, разинет рот да и пойдёт сыпать трескучими словесами: господствующая раса, безоговорочная преданность, фанатическая воля, ну, в общем, крутит шарманку….

Д. Нолль, «Приключения Вернера Хольта»

Эпиграф к роману «Парень из преисподней»

Одна кровь — одно государство!

«Моя борьба»

О тетралогии «Древний: Предыстория» я хотел бы поговорить отдельно. Видите, даже эпиграф отдельный написал? Одна из причин, её главные герои — не земляне из семи предыдущих томов, а раса Сияющих. Действие происходит почти за миллион лет до «Катастрофы», а события разбросаны по нескольким галактикам, среди которых наша находится на особом положении — на границе между пространствами низких и высоких энергий.

«Энергетический уровень» пространства определяет (в рамках Вселенной Тармашева), какие разумные расы эволюционируют в его системах. Чем выше энергия, тем более сильными, умными, бескорыстными… ну короче вы поняли — автор окончательно забил на идею естественного отбора и теперь разделение на хороших и плохих (в терминологии Древнего «светлых» и «тёмных») определяет даже не генетика, а место рождения. Впрочем, в книгах отдельно сказано, что разумные виды, пришедшие в пространство с не своим энергетическим уровнем, быстро деградируют. Так что никакого переселения народов — ты должен жить там, где родился, иначе станешь глупым, слабым и ленивым.

Примечательно, что несмотря на свои заскоки, Тармашев похоже усвоил часть уроков из критики предыдущих книг. Тёмные далеко не все поголовно тупые, а некоторым даже хватает ума и «морали», чтобы жить мирно и не вставать на пути у Героев. Также явных противоречий в научном плане гораздо меньше. Хотя это вовсе не благодаря тому, что Сергей Сергеевич уделил больше внимания реализму. Просто уровень технологий Сияющих запредельно выше всей описанной в предыдущих книгах науки. Они даже не используют обычную механику и технику — у сынов высокоэнергетического пространства всё завязано на энергетических кристаллах, управляемых био-энергетическими полями самих Сияющих. Короче помним принцип «достаточно продвинутая технология неотличима от магии» и на любое «а как такое возможно?», отвечаем «а это такая продвинутая технология».

Впрочем даже с такой форой некоторые моменты весьма плохо увязываются с реальностью. Например утверждение, что возмущения пространственно-временного континуума легче зарегистрировать в глубине галактики, среди множества небесных тел, чем в межгалактическом пространстве, где на тысячи световых лет сплошной вакуум, у меня вызывает сильные сомнения (как собственно и то, что вне галактик один сплошной вакуум, но это уже другой вопрос).

Кстати, насчёт галактики Пограничная (так называют Сияющие Млечный Путь). Поскольку пространство высоких энергий, где живут светлые расы представляет из себя шар, то галактика на его границе должна двигаться по его поверхности. Иначе она просто «упадёт» в центр этого самого шара (утверждается, что там где-то две сотни галактик, которые вроде как и должны создавать центр тяготения). Проблема в том, что Млечный Путь — это не одинокая галактика, а часть галактического скопления, называемого Местная Группа.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Так вот, группы галактик — это вообще говоря объекты нестабильные, находящиеся в процессе постоянного изменения. Конкретно Млечный Путь сейчас движется в сторону Галактики Андромеды и возможно даже столкнётся с ней через 4,5 миллиардов лет. Не говоря уже о том, что число галактик в группе может меняться — когда галактики сталкиваются, то могут сливаться в одну большую. Либо наоборот, задевающие друг друга рукава галактик создают завихрения и, выброшенные гравитационными силами, скопления звёзд могут превращаться в самостоятельные карликовые галактики.

Смысл этого экскурса в астрофизику — показать, что Млечный Путь не может оставаться на границе пространства Сияющих на протяжении миллиардов лет. А кластер из 64 (по Тармашеву) галактик, в котором Млечный Путь находится на протяжении своего существования не будет долго состоять именно из такого числа галактик.

Кстати в самом «Древнем» данный прокол в общем-то и не виден — история человечества насчитывает лишь несколько тысяч лет, а то, что не во всех галактиках в центре есть сверхмассивная чёрная дыра, нигде не опровергается. Расхождения между вселенной Тармашева и реальной появляются именно «Предыстории».

Но опять-таки, с моей точки зрения накладки по научной части — это наименьшая из проблем. Логика сюжета и обоснование действий персонажей изобилуют гораздо большим количеством противоречий. Начиная собственно с объяснения различий между Светлыми и Тёмными.

Светлые — это у нас расы, которые добрые, бескорыстные, заботящиеся о других светлых. А Тёмные — это сплошь эгоисты, гребущие все ресурсы исключительно себе. И когда один из героев Сияющих прилетает в систему Ярило (так Сияющие называют наше солнце) и видит, какая тут красота, первым делом думает — а неплохо было бы изобрести какую-нибудь технологию, позволяющую стянуть всю систему с границы, чтобы не делить её с Тёмными. И это после всех рассуждений и поучений на тему, что «стяжательство» — это значит путь Тёмных. Ну-ну.

Почему Сияющие не колонизируют галактики за пределом «своей» шарообразной области — понятно. Тармашев специально для этого придумал разделение на пространства высоких и низких энергий. А вот почему они вообще никак не пытаются повлиять на менталитет тёмных рас — этого в книге нет.

И я говорю не о рядовых Сияющих, а об их начальстве. Тех, кто после смерти вознеслись на более высокий уровень (в терминологии Тармашева, слой) существования. Именно они руководят всей расой — говорят Сияющим, что делать и как. А если Расе грозит реальная опасность — приходят сами. Ведь высшие слои Вселенной Тармашева имеют большее число измерений, а переродившиеся там сущности обладают силами намного превосходящими возможности «простых смертных».

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Интересно, фраза Тёмного Эмиссара про «Никому не желаю жить в пятимерном слое — тот ещё рак мозга!» является отсылкой к «Дозорам» Лукьяненко? Я имею ввиду — если номер слоя сумрака считать измерением (а считать очень даже можно, пусть перемещение и дискретно), то получается, что маги там — пятимерные существа.

Так что государственный строй Сияющих — это никакой не коммунизм, где все равны. А самый, что ни на есть феодализм, где подданные присягают на верность вечным сюзеренам, а те в свою очередь решают, кого вознаградить, подняв на несколько слоёв и сделав более «высокомерным».

Правда, там поначалу идёт сказочка про всякие «энергонные» ячейки, которые заполняются, если заниматься деяниями во имя Рода, Родины и Расы (знаем мы, любители компьютерных игр, чем они заполняются), и опустошаются, если действовать из эгоистичных побуждений. Но в конце четвёртой книги как раз показано, что именно высокомерные Сияющие определяют, куда попадёт переродившийся. А даже если Тармашев, как обычно скажет, что у него там написано не то, что написано и что все тупые, ему всё равно придётся очень долго объяснять, как Вселенная, которая в принципе не может различать такую субъективную вещь, как ценность поступков для индивида, не говоря уже целой расе, будет отмерять экспу, которую нужно добавить (или отнять) у того или иного.

Или взять эпизод из третьей книжки, где вдова погибшего в бою воина Сияющих старается оградить дочь от любой возможности контакта с военной кастой (да, у Сияющих кастовое общество). Вплоть до того, что начинает врать ей о невозможности попасть туда.

Разумеется ложь не присуща Светлым расам и тем более Сияющим — это результат глубокой травмы (муж погиб, как-никак). И поэтому целители расы проводят ряд процедур. Промывают мозги одним словом. А что, у Сияющих мощные телепатические способности и почти что коллективный разум. С чего бы ещё они все действовали за одно и всегда слушались высокомерных вождей? Но дело даже не в том, на какие ухищрения идёт Тармашев, чтобы его любимчики руководствовались благом Расы в своей морали. Самое интересное то, что все эти процедуры оказываются в итоге неэффективны — убитая горем вдова по-прежнему готова на всё ради эгоистичного желания личного спокойствия.

Но ведь у индивидов Тёмных рас нет телепатии, а значит и возможности почувствовать общность друг с другом. И учитывая их прогнившие насквозь власть и общество, травм с потерей близких у них выше крыши. Но это не имеет значения — Тёмные лгут, потому что это у них заложено в генах и в душе. Ага, конечно.

Там ещё остаётся множество других вопросов. Как высокомерные Тёмные (ну да, тёмные тоже иногда возносятся, и у них тоже есть иерархия) не могут предвидеть свой проигрыш в Великой Войне, если в высших слоях перемещение во времени достаточно свободно? Почему за прошедшие с пролога до основных событий два миллиарда лет (миллиарда!) оружие вроде как стало мощнее по циферкам урона, но принципиальных изменений так и не произошло? Сравните реальную историю человечества — на место луков и стрел пришли автоматы, а не луки и стрелы из ультрапрочных сплавов.

Но важно другое. Как и первые семь книг, Предыстория играет на желании читателя быть Сияющим воином, который пачками валит всяких чёрных тёмных ступивших на его родную землю. Так что, когда Тармашев в своём ЧаВо говорит, что в своём писательском деле он рискует попасть под статью о разжигании национальной розни — я с этим полностью согласен.

Другое дело, что для меня лично мировоззрение Тармашева не слишком важно. То есть я конечно с ним не согласен, но если бы Сергей Сергеевич создал логичный и убедительный мир на его основе — это было бы поводом для похвалы. Однако даже в своей собственной вселенной, где власть автора безгранична, он не может состыковать проповедуемые им принципы с реальностью.

Здесь должно было быть изображение Сияющего, но никто так и не смог нарисовать столь совершенное существо. По крайней мере удовлетворительно для Тармашева.
Разумеется главный герой «Предыстории», Торбранд — это снова альтер-эго (и не хилое эго надо сказать) Тармашева. Хорошо хоть в этот раз Сергей Сергеевич наделил его хоть какими-то недостатками. А именно избыточной крутизной — из-за неё Тринадцатый не раз попадает в переделки в детстве. К сожалению, детство Торбранда занимает лишь первый том.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Торбранд означает (сюрприз!) Клинок Тора. Да, на самом деле Тор разил врагов мечом. А молот в легендах — это для прикрытия.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Вы же понимаете, что я не мог не воспользоваться случаем и не упомянуть о своей любимой MMO, авторы которой не только умело закручивают сюжет, но и хитро вписывают самые дикие идеи в нашу реальность.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Кстати, постоянное желание Тармашева наделять своих героев генетическим превосходством, сыграло-таки с ним злую шутку. Роман «Отель Оюнсу» (действие которого, как и всех книг Тармашева происходит в той же вселенной, что и у Древнего) даже Доктор признал неудачным. Почему?

Я не читал, но готов сделать предположение — потому что это роман в жанре «хоррор». То есть ужасы. А что главное в этом жанре? Правильно — страх. Поэтому в успешных хоррорах, ставших культовой классикой, герои всегда уязвимы. Иногда они даже имеют дефект (слепота, глухота, паралич) из-за которого опасность для них возрастает в разы. А кто будет переживать и боятся за героев, у которых есть нечто, всегда их оберегающее?

А настоящий ужас — он такой

Так что главная проблема Древнего — скучный сюжет и дыры в логике. Сомнительная идеология и постоянная демонстрация неуважения к читателям просто усугубляют ситуацию. Но я мог бы закрыть на них глаза, если бы Сергей Сергеевич не заявлял о своём превосходстве и никчёмности всех несогласных с ним при каждом удобном случае.

А так уж вышло, что я не согласен с мнением насчёт гибридов. Как и стем, что рэп — примитивнее других жанров поэзии и музыки, а литература проще военного дела. Но замечу, что при этом я вовсе не считаю, что Тармашев — нацист и что его книги пропагандируют завоевание мира арийской славянской расой, как это была намерена сделать Германия.

Правда, в первой книге есть намёк, что его Сияющие — это и есть Арии, а в их архитектуре регулярно встречается мотив свастики. И ещё они приветствуют друг друга кличем «Во славу Расы!» и вскидывают руку в характерном жесте. После всего этого не стоит удивляться, что многие считают иначе.






Закончить я бы хотел на юмористической ноте. Юмор заключается в том, что несмотря на все проблемы и противоречия цикла «Древний» я считаю начинания Тармашева в целом благими. Стране нужны герои.

Любой стране вообще говоря. Но нашей — в особенности. Герои, которые бы вдохновляли новое поколение на какие-то свершения, побуждали стремиться к чему-то новому и великому. В конце-концов были ориентиром для планов на будущее.

А то никаких планов-то и нет. Одни разговоры о славном прошлом. Мол, какой порядок при Сталине или наоборот, какие возможности в девяностые. Кто-то вообще затягивает песню «Боже, царя храни!». Ну да, были времена. А что теперь? Куда идти? Чего добиваться?

То есть не то, чтобы положительных героев, в которых хотелось бы верить и стремиться быть похожими совсем нет. Есть, например, Антон Городецкий из Ночного Дозора, Хан из Метро 2033, персонажи комикса «Пантеон»... Но достаточно взглянуть хотя бы на пару американских «пантеонов» DC и Marvel и сразу видно, насколько наша массовая культура уступает загранице как по количеству, так и по качеству.

Что очень печально. Особенно в свете того, что классика вроде Достоевского и Булгакова не только известна за границей, но и по-прежнему является источником вдохновения для зарубежных авторов. Учитывая, какое сегодня отношение к России, культурная экспансия была бы очень полезна.

Плюс можно было бы что-то противопоставить «Воинам Социальной Справедливости». (Social Justice Warriors - так эти люди называются на английском, хотя я считаю, что их правильнее было бы называть Воинами СС. Впрочем, прижившийся у нас термин «толерасты» тоже сойдёт.) А то уже достали со своими призывами убивать белых мужиков натуралов.

Увы, но конкретно «Древний» для всего этого не годится. На что вдохновится человек, прочитавший его? На великие дела или на то, чтобы пойти и прирезать семью таджиков в борьбе за чистоту крови? Я не знаю.

Так что может и хорошо, что книги Тармашева не пользуются популярностью. Ой, что? Бестселлер, говорите? По 25-40тыс. тираж каждого тома? А общее число экземпляров перевалило за 200 тысяч?

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Если честно, я немного затрудняюсь с тем, чтобы найти похожую книжную серию на западе (не с миллионными же тиражами «Гарри Поттера» сравнивать). Поэтому я лучше приведу в пример игру Dreamfall Chapters. Согласно Steam Spy её продажи тоже чуть больше 200тыс. копий. Вдумайтесь! Одна единственная игра. Причём далеко не самая популярная и далеко не самая агрессивная в смысле пропаганды «борьбы за права меньшинств». Что уж говорить о таких по-настоящему массовых проектах, как Overwatch.

Древний: Фэйспалм
Обо всем - Древний: ФэйспалмДревний: Фэйспалм

Вот и стоит задуматься, чьё Слово сильнее и чья Правда популярнее.

152
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

51 комментарий к «Древний: Фэйспалм»

    Загружается
Чат