Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Conquer_pay

Автор LootHunter 67

163

RE:Игры и русская культура

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

На прошлой неделе на сайте Riot Pixels появилась статья «Игры и русская культура». Как следует из названия её темой было влияние русской культуры на игры (компьютерные понятное дело). Конечно само наличие национального подтекста уже должно вызвать кучу споров. «Вы не патриотичны...», «Вы излишне патриотичны...», ну и так далее. Тем не менее даже при таких субъективных оценках и такой неоднозначной теме, я считаю, нужно придерживаться фактов. И увы, с фактической стороны опубликованный материал просто не состоятелен. Пройдусь по пунктам.

О тупых

То что большинство из нас считает американцев «тупыми пиндосами» — это не наша национальная особенность. Во всех странах иностранцев считают хуже своих. То есть конечно образованные умные люди, тем более если они знакомы с заграницей, понимают, что там тоже есть образованные умные люди, ничем не хуже их самих. Но в том то и дело, что образованных и тем более умных людей всегда меньшинство. По определению — если ваш интеллект выше среднего, значит у кого-то должен быть средний интеллект и интеллект ниже среднего. Если бы все люди были умными, то и вы бы на их фоне умными не были бы.

Образование это вообще отдельная статья. Я до сих пор помню как на каком-то Игромире один канадский разработчик задал простой вопрос — «Назовите столицу Канады.» Перед сценой была наверно сотня человек, желающих получить приз, но лишь через пару минут к сцене подошла девушка, давшая правильный ответ. А мы при этом жалуемся, что кто-то из америкосов не знает, что Санкт-Питербург когда-то был столицей Российской Империи. Да, не знает. И мы мало что знаем об Америке, по крайней мере большинство людей, которые и школу-то кое как закончили, не говоря уж об отсутствии высшего образования или широкого кругозора.

Но это же касается и других стран. Основная масса японцев считает всех иностранцев варварами-гайдзинами, просто они не кричат об этом на каждом углу (воспитание такое). А Китай или Корея — думаете их жители, я имею ввиду простых жителей, которых большинство, не считают себя лучше, чем приезжие? О французах я вообще молчу.

О талантах

Да, у нас есть гении, самородки которые на коленках мастерят какие-то чудо-девайсы. Но они есть и в других странах. У нас Пажитнов в одиночку придумал тетрис. А в Америке, например, Стив Возняк спроектировал игру Breakout, причём не в цифре, а работающую на 44 микросхемах, что было рекордно мало. Правда его дизайн так и не смогли реализовать — слишком уж сложным он оказался для простых инженеров (это к вопросу о том, насколько часто что-то гениальное оказывается неработоспособным). Но тем не менее игру доработали и всё-таки выпустили, получив в итоге один из хитов и основоположников аркадного жанра.

А потом Возняк на пару с Джобсом создали первый массовый ПК и основали компанию Apple. Правда им помог бизнесмен Майк Марккула, инвестировавший в неё свои деньги... Но ведь это лишь один из множества примеров того, как гениев-самоучек (или с образованием) берёт под крыло крупная компания или правительственная служба для того, чтобы с его помощью заработать.

А что у нас? Помогает ли правительство разворачивать перспективные технологии? Я имею ввиду именно помогает и именно из-за перспективности, а не потому что кто-то кому-то дал на лапу или потому «перспектива» давно и настолько очевидна, что уже созрел какой-то план распила бабла между конкретными людьми, которые собственно и собираются на этом деле погреть руки. Сказки о том, что какая-то компания придёт и поддержит по-моему уже не котируется даже среди самых наивных граждан. Да, придут и поддержат, но лишь затем, чтобы ободрать как липку и выкинуть незадачливого обладателя таланта на помойку. Я вообще-то не хочу тыкать пальцем, но поскольку речь идёт о материале с Riot Pixels, один пример прямо-таки напрашивается.

Так что нечего удивляться тому, что в отечественном игрострое самые знаковые проекты — творения гениев-одиночек или команд энтузиастов. Они действительно иногда способны сделать что-то выдающееся (вроде «Паркана», «Вангеров», «Космических рейнджеров»), после чего к ним придёт дядя из 1С и купит. Возможно он купит и следующую игру, если талантливые ребята вновь повторят свой успех (см. King's Bounty). Но поможет ли этот дядя финансово? Даст ли денег, поможет ли найти персонал, так чтобы одиночный эксперимент превратился в процветающую (и прибыльную) франшизу? Мне такие примеры не знакомы.

Может, кстати, это даже и к лучшему. Все мы знаем, во что рано или поздно превращаются серии, после того как их прибирает к рукам EA или другая подобная контора. Но сейчас речь не об этом. Суть в том, что за границей в люди с деньгами в принципе заняты поиском подобных проектов и их финансированием, и в результате там есть игровые серии (и много), которые действительно являются продуктом труда многих людей и больших финансовых затрат. И понятно, что эти проекты делаются с определённым бизнес-планом и многие аспекты принесены в жертву ради экономии и для того, чтобы игроки не перенапрягались.

Но ведь среди тех же западных игр есть и нестандартные проекты с гениальными идеями, которые делали на коленке западные мастера. Просто они не так заметны на фоне PR-кампаний ААА-тайтлов. Но у нас нет ААА-тайтлов, стоит ли удивляться, что самыми знаковыми играми у нас являются изобретения самоучек?

О Великой Отечественной

А что вы собственно удивляетесь, что у нас так много игр про то как мы, прошу прощения за американизм, надрали задницу фашистам? И вообще, можно подумать, что у американцев, японцев или там ещё кого нет любимых тем для литературы, кино и конечно же игр. Американцы кстати тоже возвращаются к событиям Второй Мировой достаточно часто.

Такое впечатление, что у авторов с RP до сих пор зудит от бомбёжки CoH2. Сколько можно! Уже столько времени прошло, и вообще можно подумать, что это единственная игра, оскорбляющая чьи-то чувства. Да, я тоже, узнав как нас полили грязью, всей душой захотел увидеть реакцию американцев на игру про Вьетнам, где их солдаты насилуют женщин и убивают детей, но я же не говорю об этом всем и каждому. К тому же, в СССР пропагандистских фильмов про злых американцев был вагон и маленькая тележка. Так что не нашим демагогам рассуждать на тему оскорблённой чести.

О Сталине

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

Влад Дракула в Румынии является важной исторической и культурной фигурой. Фактически он там национальный герой. И это звание вполне заслужено — он не раз защищал государство от вторжения турок, навёл в стране порядок. Правда методы у него были крайне жестокие и результат был достигнут немалыми жертвами среди населения. Но тем не менее результат был.

Почему у нас не так? Может всё ещё впереди?

Не об абстракционизме

Да, объявить о том, что у нас не любят «авангардное искусство», в отличие от запада, и аргументировать это одним скриншотом из одной отдельно взятой игры про Вторую Мировую и другим скриншотом из отдельно взятого шутера (причём с действительно слегка шизанутой атмосферой) — это сильный ход. А уж обвинить Сталина, что мол он запретил всю эту тарабарщину, оставив лишь водку, селёдку и гармонь — это вообще класс.

Но больше всего меня добил пример, как наш человек воротит нос от нагромождения квадратиков, а вот Репина (или другого художника-классика) уважает за качество и реалистичность картин. Нет, на самом деле пример хороший, я бы даже сказал правдоподобный. Действительно всё так и есть и я даже жалею, что пока не доделал пост об играх и искусстве, где я развёрнуто описал, что думаю обо всех этих абстракционистах. Увы, я не хочу говорить то же самое скомкано или спешить с доводкой статьи. Поэтому всё что мне остаётся, это ткнуть авторов с RP в насквозь американский фильм «Трасса 60», где абстрактное искусство показано, как блажь миллионеров, которые даже не в состоянии разобрать, где у такой картины должен быть верх, а вот картина главного героя, где изображен мотель на ночной дороге, является чем-то действительно стоящим. Особенности национальной культуры, да?

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

Это искусство

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

А это какая-то фигня

А вот чем мы действительно отличаемся от заграницы, так это тем, что у нас не любят тех кто выделяется. Если для американца чей-то индивидуальный успех в карьере или собственном деле — это история на которую другие стараются равняться, то у нас это повод для осуждения. У нас всегда косо смотрят на тех, кто «отрывается от коллектива», а выражение «не такой как все» имеет всем известно какую окраску. В частности именно поэтому во многих отечественных произведениях есть проблемы с сюжетом и диалогами. Сложно делать ярких персонажей и нетривиальный сюжет, если все идеи должны быть строго однозначными.

Почему так? Возможно потому что в СССР (да, почему бы снова не обвинить Сталина) всем внушали, что есть только один правильный путь и что все правильные люди должны следовать только ему, потому что человек — лишь часть общей массы и не более. А до этого то же самое внушала Церковь и монархи с аристократией. А до них потомки Рюрика, явившегося из скандинавии и ставшего во главе славянских племён. Конечно в «Повести Временных Лет» написано, что мол это сами славяне добровольно нагнулись под Рюрика, но почему-то в версию того, что Рюрик и его дружина были аналогом современных братков, мне верится больше. Впрочем всё вышесказанное — это лишь мои предположения. Подкрепить их фактами я не могу, а уподобляться пикселовцам, которые выдают гипотезы за истину я не хочу.

Не о Fallout

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

И после всего этого авторы утверждают, что это у наших разработчиков есть нездоровая тяга к постапокалиптике. Конечно многие из представленных на скриншотах игр сильно отличаются от Фоллаута, но в таком случае в вопросе «Почему наши разработчики часто копируют Фоллаут?» ключевое слово не «Фоллаут», а «копируют».

Почему копируют? Ну во-первых не так уж часто они это делают. Много ли вы вообще знаете отечественной постапокалиптики? Я имею ввиду реальных игр, а не прожектов, окончившихся веткой «Я хочу запилить свой Фоллаут с блэкджэком и <вырезано>!» на форуме GameDev.ru.

Во-вторых то самое нежелание «отрываться от коллектива». Те кто хотят просто копировать — копируют, те кто хотят добавить в игру что-то своё идут лесом (и уйдя, они иногда даже собирают свою команду и уже там добавляют в игру то что хотели, но уже без Фоллаута).

Так вот вы какие, национальные идеи

Раз уж речь зашла о постапокалиптике, хотелось бы обратить внимание на Аллоды (Вы ведь знаете, что серия Аллоды — тоже постапокалипсис, только фэнтэзийный). В первых играх серии был среднестатистический фэнтэзийный мир, с лёгким налётом русского колорита. Гоблинов часто называли «старичками-лесовичками» (и выглядели они нестандартно), а орки вели себя совсем как степные кочевники с российского юга (что впрочем как раз соответствует стандартам — речь о Золотой Орде, как-никак).

Так вот, в Аллодах Онлайн все эти интересные особенности похерили, а вместо этого для «русскости» добавили православных церквушек, Сталина и ещё всякой мути отсылающей к советским мультикам и школьной программе по истории. Вот зачем надо было так уродовать сеттинг? Неужели нельзя было оставить основы как было, а для национального колорита добавить отсылки к творчеству Бажова, научным работам Мичурина и вместо дурацкого гоблинобола сделать козлодрание? Да, не все бы заметили, не все бы поняли, но можно ведь было обратить на эти детали внимание игроков и это действительно смотрелось бы круто. Почему для разработчиков (и не только АО) русский колорит выражается только в самых примитивных элементах, таких как медведи, матрёшки и КПСС?

Вы много знаете американских игр с патриотическими лозунгами, церквями и президентом Вашингтоном? Кроме Bioshock Infinite. Почему же у нас считают, что национальный колорит должен быть выражен только в самой примитивной форме, чтобы каждый идиот понял, что «игра про русских»? У нас не Колумбия, чтобы считать что только истории про «умника и дурика» полезны для развития личности, или я ошибаюсь?

Только не надо говорить, что раз АО игра для школоты, то всё в ней должно быть примитивным. Основная аудитория World of Tanks, тоже не интеллектуалы, но при этом на сайте игры регулярно рассказывают о военной истории, а на Игромире вопросы в викторинах Варгейминга отнюдь не самые простые. И ничего, аудитория проекта не уменьшается, а на Игромире их стенд всегда забит до отказа. Так что привить через игру интерес к серьёзным и относительно сложным вещам вполне возможно.

Кстати, всего того, о чём я сейчас написал в оригинальной статье не было. А должно было быть.

Об общих корнях

Это пожалуй единственный момент, где я согласен с теми, кто писал статью. Россия, Украина и некоторые другие государства, образовавшиеся из республик, действительно очень долго были частью одной страны — СССР. А до неё — Российской Империи. А до неё Царства Московского. А до него — Киевской Руси. Наша общая история насчитывает более тысячи лет и за это время у нас была и общая власть и общие идеалы и общие проблемы. Мы выросли на одних и тех же историях, считаем своей гордостью одних и тех же людей и празднуем одни и те же праздники.

Украина объявила независимость всего каких-то два десятка лет назад, какие за это время могли сложиться культурные традиции?! Вот лет через 100, 200 — тогда посмотрим. А сейчас наша культура общая и разработчики S.T.A.L.K.E.R и Метро 2033 вдохновляются теми же вещами, какими они вдохновлялись бы, живи они в Москве или Владивостоке.

О Диснее

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

А вот за что авторов хотелось бы пнуть, так это за очередное упоминание Диснея. Сколько можно считать диснеевские мультики эталоном анимации, даже американской. Может когда-то так оно и было, но те времена уже давно прошли. И вообще, у Диснея есть работы (не только анимационные) с глубоким социальным и даже филосовским сюжетом, вот только широким массам они почти неизвестны, в отличие от попсовеньких историй диснеевских принцесс.

Я понимаю, когда о «диснеевщине» ноют бывшие советские старички-мультипликаторы, которые возможно вообще других заграничных мультиков в глаза не видели. Но люди, которые регулярно обозревают игры со всего мира должны ведь знать, что Call of Duty и Sims, хоть и являются самыми продаваемыми тайтлами, но это не значит, что с ними нужно всё сравнивать.

О хардкоре

И снова вопрос — причём здесь русская культура? Можно подумать за границей нет хардкорных игр с навороченными интерфейсами и запутанной механикой. Да, у нас их в процентном соотношении больше, но по причине, о которой я уже писал. К нашим разработчикам не приходят известные компании-издатели и не помогают сделать нормальный интерфейс, чтобы пользователям было удобно. Собственно для наших компаний забота о пользователях — вообще последнее дело.

Если уж на то пошло, то множество специализированных функций для движения каждым суставом гигантского робота или тактических манёвров боевого звена — это как раз и есть забота об удобстве игрока, чтобы у него не возникло ощущения, что его ограничивают и не дают сделать логичную вещь. По крайней мере так это воспринимают те, кто делают игру. Им ведь невдомёк, что человеку со стороны сложно будет разобраться во всех этих очевидных для автора схемах. В таких случаях, конечно могли бы помочь люди со стороны, хотя бы тестеры. Но кто у нас слушает этих глупых тестеров?

А иногда ситуация ещё тривиальней — тестеров послушали и согласились добавить автоматическое управление в дополнение к ручному. Но увы, на это не осталось ни средств ни времени.

RE:Игры и русская культура
Обо всем - RE:Игры и русская культураRE:Игры и русская культура

Похожая ситуация, кстати в Blender – открытом проекте редактора трёхмерной графики. Там есть функции на все случаи жизни, но вот разобраться в них проблематично. А всё потому, что идеи разработчикам в основном подкидывают те, кто уже освоился в программе.

О наших героях

Самую сильную негативную реакцию у меня вызвала последняя часть рассуждений. О том, что мол самые сильные героические образы для нашего человека — это советские солдаты и советская же техника. Причём аргументировалось это тем, что игр про Великую Отечественную Войну много, а игр в сеттинге славянского фэнтэзи мало, большинство из них проходняк, а остальные похожи на Дьябло.

Как бы о таких факторах, что моделить и анимировать технику проще, чем людей, и что геймплей военных игр тоже не шибко оригинален, автор забыл. Впрочем чего ещё ожидать от человека, который считает, что до Пушкина русской культуры не было. Что не существовало ни народных сказок, ни былинного эпоса, ни легенд, связанных с богами языческого пантеона.

Конечно, когда на Русь пришла христианская церковь из Византии, она сильно постаралась стереть все языческие истории и создала легенды о своих святых. А потом пришли коммунисты и долго и упорно стирали церковное наследие. А теперь, когда коммунисты лишились власти, наше правительство снова старается стереть память о нашем славном коммунистическом прошлом. Возможно оно действительно было не таким уж и славным, и возможно наши достижения действительно дались ценой немалых жертв, но лично я считаю, что это скорее повод помнить о них, чем забыть.

О главном

Хотя, может мои претензии к последнему пункту (о героях) не совсем корректны. Там ведь речь изначально шла о влиянии славянских корней на тематику и стиль игр. Это потом автор перескочил куда-то не туда. А если говорить именно о влиянии, то оно действительно минимально. Конечно наши разработчики периодически берут идеи из славянских легенд, но точно также их могут брать (и берут) иностранные разработчики. Если уж на то пошло, то как раз при создании игр разработчики из разных стран чаще всего используют чужие темы. Самые известные игры по мотивам «1001 ночи» сделаны отнюдь не на ближнем востоке, а в команде, работавшей над серией Castlevania, вряд ли были англичане и тем более румыны.

По сути получается, что только у нас наполнение игры национальной культурой является столь обсуждаемой проблемой. Я никогда не слышал о том, чтобы в США кого-то волновало, достаточно ли американской является Mass Effect, чтобы играющие в неё американцы прониклись американскими ценностями (в США правда есть другие проблемы, но это отдельная тема). Почему же для нас это так важно? Может опять дело в тех, кому нужно чтобы мы «не отрывались от коллектива»? Мало ли, что может прийти в голову человеку, если его мозги не промыты достаточно тщательно, а уж если показать ему идеи, не соответствующие «единственно верной линии», то о ужас, он вообще самостоятельно что-то решать начнёт. Или может речь о банальной компенсации — не получается наладить культурную жизнь в стране, так пусть забота о культуре будет хотя бы на словах? В общем что-то меня тоже куда-то не туда потянуло...

Короче, я надеюсь, что когда-нибудь у нас перестанут перечёркивать страницы истории и культуры, потому что какие-то моменты там неприглядны для тех, кто сейчас наверху. И ещё я надеюсь, что в следующий раз те, кто будет рассуждать о нашей культуре (в любом контексте) подойдут к теме более ответственно, вдумчиво и будут следить за соответствием теорий реальным фактам.

163
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

11 комментариев к «RE:Игры и русская культура»

    Загружается
Чат