Божественное наваждение. Обзор игры

Have you followed your path well? Were you attentive during your journey? '

— Mysterious man

Суммарно потратив на E.Y.E. больше суток времени, я наконец решил собрать в обзор ее сильные и слабые стороны. Игра для инди-проекта сильная, но не без недостатков.

[cut]

Дистопия

Если говорить коротко, то E.Y.E.: Divine Cybermancy — шутер от первого лица с ролевыми элементами и, в общем-то, нелинейным сюжетом. Сотрудники Streum On Studio выдали нам интригующую антиутопию, в которой органично сочетаются киберпанк и мистика. Главный герой, являющийся безымянным ветераном секретной организации Secreta Secretorum, следуя давней игровой традиции, теряет память, а вместе с ней и большинство своих способностей. На протяжении игры ему предстоит поучаствовать не только в противостоянии с внешними врагами, но и столкнуться с расколом в самой SS.

Темно. Красиво.

Немного о внешнем мире. SS борется против Федерации и обе фракции ведут беспощадные сражения с метастреймоническими созданиями. Как человечество дошло до жизни такой можно узнать из немногочисленных информационных терминалов, большая часть которых находятся в Храме — базе SS, являющейся перевалочным пунктом между миссиями. В Secreta Secretorum существует внутренний раскол между группами Jian и Culter.

Интересный факт: модификация Syndicate Black Ops (их производства) для Half-Life вдохновила разработку, а мир игры взят из собственной же настолки A.V.A. (о которой я, к несчастью, ничего не нашел, кроме упоминания).

К сожалению, даже после прохождения слишком многое остается за кадром, слишком много недосказанного. Видимо, игроку предлагается решить все для себя самому, а может я упустил что-то важное. Маловато информации и о мире. Зато внимательный игрок может обнаружить немало различных отсылок.

Повсюду реклама оружия.

В начале игры, при любой смерти, например, в пропасти и при любой загрузке после запуска игры мы оказываемся в одном и том же необычном месте, в котором стоят два портала, один из которых работает и готов перенести нас в место, на котором мы остановились. Все, что происходит с героем подается как некое наваждение, странный сон, который он видит раз за разом. А может это и не сон, кто знает?

Что написано на обелисках, и кто тот человек, что иногда появляется здесь?

Теперь о повторных прохождениях. Они идут подряд. Да, можно создать нового протагониста и начать новую игру, но куда интереснее продолжить тем же героем (со всеми приобретенными навыками), но пойти по другому пути. Тем более, что полное прохождение (и это касается лишь основного сюжета, для получения всех steam-достижений придется много раз посещать побочные миссии) подразумевает четыре круга (правда четвертый, по идее, короче), по числу концовок. Сам я пока не дошел, только во второй половине третьего.

Сверхчеловек

Ролевая система игры состоит из множества параметров, одних только навыков у нас целых двенадцать. При генерации персонажа нам дадут выбрать три гена из десятка предложенных (названия как у сфер Древа Жизни в кабалле), что повлияет на начальные характеристики. Классов, кстати, хоть и нет, но определенный титул получить можно, в зависимости от того, какие вы навыки развиваете. Подробнее о титулах можно узнать в библиотеке Храма.

По ходу игры персонаж будет получать опыт и повышать уровни, с каждым из которых будет выдаваться три очка навыков, которые можно потратить на свое усмотрение. Однако, чересчур сильно раскачать навыки не получится — помимо того, что уровни только в начале набираются быстро, при определенном уровне навыка дальнейшее его развитие будет стоить более одного очка. Прибавим к этому последствия травм в виде постоянного снижения навыков. Что ж, по крайней мере развиваться, похоже, можно бесконечно.

Так мы видим мир кибернетическими глазами. Обратите внимание на крысу в центре. Бедняжку раздавило упавшим шкафом, прямо на моих глазах.:(

К счастью, есть еще один вид развития — киберимпланты. Первый уровень всех четырнадцати штук (руки, ноги, голова, сердце и т.п.) нам дается изначально, а вот на дальнейшее развитие нужны будут серьезные деньги (которые зарабатываются на убийстве врагов, выполнении заданий и взломе банковских терминалов). Бок о бок с имплантами идут исследования. На них тоже требуются деньги, а зачастую и наличие какого-нибудь из специальных «ингредиентов», которые можно иногда подобрать с врагов. Наверное, самые важные исследования касаются как раз имплантов — а именно, разработки, позволяющие увеличить их максимально возможный уровень. Один из этих имплантов, кстати, влияет только на один параметр — доступное количество возрождений. В случае смерти от вражьей пули или когтей вы возродитесь на том же самом месте через несколько секунд, израсходовав одно возрождение.

Есть еще один вид имплантов, который продают в медблоке. Там собраны устройства, позволяющие вам использовать невидимость, улучшенное зрение и прочие маленькие радости.

Но не имплантами едиными. Наш герой может использовать разнообразные пси-способности, вроде создания своих призрачных двойников или мгновенной телепортации во врага, приводящей к его безвременной кончине. Три самые мощные силы можно получить по сюжету. Кстати, о пси-составляющей. Игрок может ненадолго сойти с ума и начать галлюцинировать. Это случается очень редко, так что я даже не могу сказать, что для этого нужно. Лечится «техобслуживанием», для которого тоже есть отдельная клавиша.

Вариантов целых три...

Ну и как же не сказать об оружии? В наличии у нас холодное оружие (парирование им позволяет отбивать выстрелы), пистолеты, пистолеты-пулеметы, автоматы, пулеметы, снайперские винтовки, дробовики, гранаты. Всего по чуть-чуть. Большинство наименований в каждой категории открыто сразу, часть же придется докупать. Но покупаете вы не оружие даже, а доступ к нему. Потому что открыв его единожды, вы можете всегда брать его с собой из арсенала. Боеприпасы также бесплатны. Соответственно, продать все это барахло также некому.

Есть также три типа брони (отличаются соотношением защита/скорость), тоже доступные сразу. Здоровье, кстати, не восстанавливается само. Так что либо используете пси-силу, превращающую валяющиеся на земле боеприпасы в очки здоровья, либо изучаете технологию аптечек и можете взять в арсенале шприц — по идее, заряд не кончается, но между использованиями необходимо дождаться хотя бы частичной перезарядки. Для применения и восстановления ресурса шприца его нужно держать в руках вместо обычного оружия. Зато им можно лечить союзников. А если у вас началось кровотечение или случился перелом — «техобслуживание» поможет.

Смертельное разнообразие

Переходим к самой значимой составляющей игры, за которую ее много хвалили и немало ругали — игровой процесс. Да, вы действительно можете подбираться к цели (что равносильно уничтожению врагов на пути) разными способами. Можно уничтожать врагов оружием издалека, на средних дистанциях, врукопашную, с помощью пси-способностей, посредством охранных летающих роботов или просто взламывая им мозги. Я выбрал себе путь хакера, поэтому расскажу о нем.

Часто я расправлялся с врагами их же товарищами. Я взламывал их электронные мозги с безопасного расстояния и они стреляли в моих врагов, пока сами не умирали. Подчинял себе я и турели, чтобы они обеспечивали прикрытие (хотя здесь также залихватски можно взять их в руки и нести навстречу врагам — если, конечно, вас не укачает от отдачи). Лишь метастреймонические создания не поддавались мне, потому как имплантов у них нет. В общем, одну миссию мне даже удалось пройти вообще без единого выстрела.

Иногда ребят ломает работа. Но обычно это делаю я.

Два слова о взломе: есть три интуитивно понятных параметра — атака, защита и здоровье. Они взаимодействуют, как и везде. Есть выбор из желаемых результатов атаки: можно, например, видеть глазами врага, сделать его союзником или даже уничтожить. Есть вирусы, влияющие на атаку и защиту, как противника, так и вашу, плюс один атакующий. Цель: снизить здоровье противника до нуля, не дав ему сделать то же с вами. Последствия неудавшегося взлома могут оказаться трагическими, будьте осторожны.

Миссии иногда тоже предлагают варианты решения, но редко. Зато у нас бывает по нескольку параллельных целей, да и планировка уровней часто предусматривает несколько маршрутов. Помимо обычных заданий есть и побочные, причем не просто в виде опциональных целей на уровне. Из Храма можно идти не только на следующее сюжетное задание (для чего обычно нужно поговорить с командиром), но и вернуться на пройденные уровни, при этом на них появляется только набор побочных заданий. Такие развлечения помогут заработать денег и опыта.

Это тоже метастреймоническое создание. Данная особь (и две за кадром) нейтральна и даже не прочь поговорить, а вот ее товарки с радостью нас уничтожат. Кстати, в игре даже есть объяснение такого необычного внешнего вида.

Игра достаточно сложная, если не сказать «хардкорная», часто не дает расслабиться. Так что привычный к современным играм пользователь вполне может устать от E.Y.E., причем достаточно быстро.

Между прочим, даже диалоги предлагают варианты, помимо «да, расскажи» и «нет, я все уже знаю». И результаты выбора того или иного ответа не всегда очевидны. Хотя может дело в не самом идеальном переводе с французского?

Для того, чтобы игроку было не так одиноко, разработчики добавили возможность кооперативного прохождения. Теоритически, можно радостно бегать толпой в 32 человека. Серверов практически нет, так что возможность купить сразу четыре копии игры по цене трех явно не лишняя. Кстати, сервера можно создавать и в локальной сети.

Технологии будущего

А сейчас поговорим о технической составляющей игры. Движок Source уже устарел (и не напоминайте мне про Portal 2, я сам прекрасно помню). Но тем не менее, приличную картинку выдавать может. Отсутствие у разработчиков большого бюджета вполне компенсировалось тем, что мрачную атмосферу создать проще. Недостаток деталей, правда, заметен. На максимальной графике игра у меня вылетала по какой-то причине, поэтому пришлось понизить планку. Но это было до патча, сейчас вроде починили. Критических багов, приводящих к вылету, после патча уже вроде тоже нет. Но загрузки по-прежнему долгие.

Звук нормальный, но, как в старые добрые времена, озвучки диалогов не наблюдается. Зато всякие случайные выкрики и отдельные фразы персонажи произносят на специально сделанном для игры языке (судя по фразе, которую каждый раз при возвращении в игру произносит наш персонаж, это все же не французский). Стоят наши собеседники и молча смотрят на нас (а мы на них), пока идет разговор.

Горы трупов, крови море —

Суть в естественном отборе.

ИИ противников вгоняет в тоску. Целятся и стреляют они неплохо, да и глазастые, заразы, но вот о тактике ничего не знают. Иногда те же метастреймонические монстрики-рукопашники бегут по какой-то странной траектории, под углом к игроку, и в какой-то точке наконец-то сворачивают. Берут количеством... иногда бесконечным.

Поступают жалобы и на запутанность интерфейса. Хотя на мой взгляд, обучающие видео по большей части со своей задачей справляются. Другое дело, что их нужно смотреть, самостоятельно разобраться трудно.

И напоследок один совет: хотя часть багов пофиксили и часть еще пофиксят, периодически делайте резервную копию сохранений.

\Steam\steamapps\common\eye\EYE\resource\vgui\save

Итог

И даже оценка вышла мистической — сплошь семерки. :)


Пост подготовлен в оффлайн-редакторе постов.