Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов
С чего бы начать этот пост... Пожалуй так... [URL]Первое поколение[/URL] консолей показало, что дома можно играть. [URL]Второе поколение[/URL] показало, что играть можно дома, да ещё и с комфортом. [URL]Третье поколение[/URL] позволило прогреметь [B]Nintendo[/B] с её приставкой на весь мир... На очереди у нас очередное, четвёртое по счёту, поколение...
Четвёртое Поколение Игровых Систем
По новой традиции это поколение именуют 16битной эпохой. Начинается оно в 1987м году выпуском первой 16битной приставки [B]PC Engine[/B]\[B]TurboGrafx-16[/B] от [B]NEC[/B], а заканчивается... Если судить по битности, то заканчивается оно в 1993м, с началом продаж консолей пятого (32битного) поколения. Если же судить по производству консолей и аксессуаров, то длительность поколения можно продлить ещё на годик. Именно в этом поколении компании широко используют возможности расширения изначальных мощностей своих приставок, выпуская аддоны к ним. Например [B]TurboGrafx-CD[/B] от [B]NEC[/B], [B]Mega-CD[/B]\[B]Sega CD[/B] от [B]Sega[/B].
Итак... Точка отсчёта - 30е октября 1987го года. Именно в этот день в Японии выходит [B]PC Engine[/B] - первая 16битная консоль. Она является продуктом сотрудничества [B]Hudson Soft[/B], которая вдобавок придумала для неё носители - ХаКарты, и [B]NEC[/B], взявшей на себя всю основную работу по раскрутке системы. Несмотря на то, что [B]NEC[/B] были первыми, приставка получила более-менее обширное распространение только в Японии, причём не в последней степени засчёт игр "для взрослых". А основная борьба в поколении разворачивается между [B]Sega[/B] с её [B]Mega Drive[/B]\[B]Genesis[/B] и [B]Nintendo[/B] с её [B]Super Famicom[/B]\[B]SNES[/B].
1988й год. Практически через год после выпуска [B]PC Engine[/B], появляется первый конкурент - [B]Mega Drive[/B] от [B]Sega[/B]. Сердцем приставки был знаменитый процессор [B]Motorola 68000[/B], который и по сей день используется в производстве. Сейчас может показаться удивительным, но на старте продаж у фирмы не было официального талисмана. Знаменитый синий ёж Соник появился лишь в конце 1991го года в игре [B]Sonic The Hedgehog[/B]. В этом же году выходит первый аддон к приставке от [B]NEC[/B] - [B]TurboGrafx-CD[/B], добавляющий возможность играть в игры на [B]CD[/B]. Следует сказать, что на дисках выходили как абсолютно новые игры, так и расширенные издания игр, ранее выпущенных на картриджах и ХаКартах.
1989й год становится хорошим годом для северной америки) Во-первых, [B]NEC[/B] выходит на североамериканский рынок, переименовав [B]PC Engine[/B] в [B]TurboGrafx-16[/B] и немного изменив форму консоли. А также выпускает [B]SuperGrafx[/B] - улучшенный вариант [B]TurboGrafx-16[/B], выходивший только в Японии и не получивший широкого распространения. Возможно из-за того, что к нему было выпущено всего семь игр. Во-вторых, [B]Sega[/B] тоже выходит на рынок северной америки, переименовав свою приставку в [B]Genesis[/B], чтобы избежать каких-то проблем с авторскими правами.
1990й год. Тут уже радость для Европы - и [B]NEC[/B] и [B]Sega[/B] запускают официальные продажи своих приставок в Европе. Помимо приставок от этих двух фирм, в Японии наконец-то появляется ещё один конкурент - [B]Super Famicom[/B]. И именно между [B]Super Famicom[/B]\[B]SNES[/B] и [B]Mega Drive[/B]\[B]Genesis[/B] разворачивается очередной виток действа, названного впоследствии консольными войнами, но [I]об этом ниже[/I]. [B]Nintendo[/B] идёт проторенной тропой и во второй раз заключает соглашение с компанией [B]Sharp[/B] на выпуск моноблока, состоящего из телевизора [B]Sharp[/B] и приставки [B]Super Famicom[/B]. Обещалось улучшенное качество картинки и звука, по сравнению с другими вариантами.
И именно в этом году компания [B]SNK Playmore[/B] пытается выйти на рынок видеоигр со своей системой [B]NEO GEO[/B]. [B]Neo Geo MVS[/B] выпускается для стационарных игровых автоматов, а [B]Neo Geo AES[/B] создаётся как домашняя игровая система на картриджах.
В 1991м году [B]Sega[/B], решив не отставать от [B]NEC[/B], выпускает свой приставочный аддон - [B]Sega CD[/B]\[B]Mega CD[/B], который подключается к [B]Mega Drive[/B]\[B]Genesis[/B] и позволяет запускать игры с компакт дисков. Помимо этого он давал возможность смотреть фильмы и использовать диски для караоке. В свою очередь [B]NEC[/B] решает объединить свою приставку с аддоном и выпускает их вместе в виде [B]PC Engine Duo[/B]\[B]TurboDuo[/B].
В 1992м году все ненадолго затихают, только [B]SNES[/B] отправляется покорять Европу. Ну ещё выходит мегараритетная приставка с 286м процессором и предтечей [B]Windows CE[/B] на борту - [B]Memorex\Tandy VIS[/B].
1993-94й года знаменуют собой закат четвёртого поколения... [B]Nintendo[/B] представляет систему [B]Satellaview[/B] - модем, через который загружались игровые новости и некоторые, специально переработанные, игры. Выходит [B]Sega Mega Drive II[/B], отличающаяся от предшественницы в основном косметически. Так же [B]Sega[/B] выводит на рынок [B][B]Sega Multi-Mega[/B]\[B]CDX[/B][/B] - объединённые [B]Mega Drive[/B]\[B]Genesis[/B] и [B]Mega CD[/B]\[B]Sega CD[/B], [B]Sega 32X[/B] - аддон, для которого создавалась своя библиотека 32битных игр, [B]Sega Pico[/B] - приставка, нацеленная на детей младшего школьного возраста с большим уклоном в обучающие игры. [B]SNK[/B] тоже пытается уйти от картриджевых носителей и выпускает [B]Neo-Geo CD[/B]. А ещё, именно в этом году появляется первая рейтинговая система для видеоигр - Videogame Rating Council (VRC).
Несмотря на начало производства консолей пятого поколения и "конец" четвёртого, происходит ещё несколько интересных вещей. Тайваньская фирма [B]Funtech[/B] в 1995м выпускает свою приставку [B]Super A'can[/B] на базе [B]Motorola 68000[/B] с целыми 12ю играми. [B]Sega[/B] в 1998м выпускает [B]Mega Drive III[/B]\[B]Genesis 3[/B] - бюджетный вариант своей приставки. [B]Nintendo[/B] в 1997м запускает [B]SNES 2[/B]\[B]Super Famicom Jr.[/B] - так же облегчённые версии своих приставок, а так же планирует но отменяет свой CD-аддон.
[CENTER][B]Консольные войны[/B][/CENTER]
По сути, это конкурентная борьба между производителями за место под солнцем. В консольном мире первая [B]явная и значимая[/B] война была ещё в 8битную эпоху (третье поколение) между [B]Nintendo[/B] с [B]Famicom[/B]\[B]NES[/B], [B]Sega[/B] с [B]Master System[/B] и [B]Atari[/B] с [B]7800[/B]. [B]Nintendo[/B] победила с результатом в 62 миллиона проданных приставок, оставив обоих конкурентов довольствоваться десятью процентами рынка.
В четвёртом поколении такая борьба развернулась между теми же основными противниками. Со стороны [B]Nintendo[/B] в бой вступает [B]SNES[/B], со стороны [B]Sega[/B] - [B]Sega Genesis[/B]. [B]Sega[/B] начинает, выпустив свою приставку на два года раньше. Поскольку североамериканский рынок в то время был "занят" 8битной [B]NES[/B], то [B]Sega[/B] удаётся довольно быстро обойти конкурента. Так же этому способствовала агрессивная реклама и закупка лицензий на практически все известные виды спорта, по которым выпускаются неплохие симуляторы. Продажи приставок вырастаются ещё выше, когда в обойме появляется талисман Сеги - [B]Соник[/B]. Однако к этому моменту [B]Nintendo[/B] всё-таки решает перейти в 16битный формат, поэтому итог противостояния в Америке - примерно 60% рынка остаётся у [B]Sega[/B], а где-то 35% - у [B]Nintendo[/B]. Оставшиеся 5% - это [B]NEC[/B], которой так и не удалось здесь проявить себя и [B]Neo Geo[/B] со своей очень дорогой приставкой. В Японии же всё складывается наоборот. Популярность [B]PC Engine[/B] не даёт развернуться [B]Mega Drive[/B] в полную силу, поэтому когда появляется [B]Super Famicom[/B], она быстро подавляет [B]PC Engine[/B], став безоговорочным лидером на Японском рынке. Зато в Европе [B]Sega[/B] удаётся так же выйти на первое место по числу продаж, а в Бразилии, где эту компанию любят ещё со времён [B]SMS[/B], [B]Sega[/B] получает аж 75% рынка.
Итог сей войны - [B]Nintendo[/B] - почти 50 миллионов официально проданных приставок и лидирующее положение в Японии, [B]Sega[/B] - почти 40 миллионов официально проданных приставок и лидерство в Северной Америке, Европе и Бразилии, [B]NEC[/B] - чтото около 10 миллионов проданных приставок. Жаль здесь не учитывается Россия, в которой по прикидкам на одну официальную проданную Сегу приходилось несколько десятков клонов.
[CENTER][B]Игры[/B][/CENTER]
Поскольку большая часть игровых серий запускалась ещё в третьем поколении, то здесь разработчикам оставалось лишь развивать и улучшать выпущенное ранее. Плюс возраждается идея о портировании хороших игр с игровых автоматов, что пораждает огромное количество хитов, вышедших как эксклюзивно на отдельные приставки четвёртого поколения, так и многостаночников. В частности хорошее развитие получили такие серии как [B]Donkey Kong[/B], [B]Dragon Quest[/B], [B]Final Fantasy[/B], [B]Mario[/B], [B]Metroid[/B], [B]Mega Man[/B], [B]Street Fighter[/B], [B]Zelda[/B]. Из игр, которые появились в этом поколении можно упомянуть [B]Kirby[/B], [B]Mortal Kombat[/B], [B]Secret of Mana[/B], [B]Star Fox[/B] и впервые появившийся талисман [B]Sega[/B] - [B]Sonic the Hedgehog[/B].
Теперь немногим более подробно по основным приставкам...
[B]NEC PC Engine\TurboGrafx-16[/B]
Приставка, начавшая четвёртое поколение консолей. На самом деле [B]NEC[/B] немного схитрили - в приставке было два 8битных центральных процессора [B]HuC6280[/B], но зато 16битный видео процессор [B]HuC6270[/B], что всё-таки оставляет за ней звание первой 16битной приставки. Появляется на прилавках Японии 30го октября 1987го года под названием [B]PC Engine[/B]. В 1989м году консоль под именем [B]TurboGrafx[/B] дебютирует в северной америке, где неверные маркетинговые ходы компании приводят к тому, что приставка практически провалилась. Несмотря на провал в Америке, приставка очень неплохо продавалась в Японии, продержавшись там аж до 1994го года. Приставка известна своими маленькими размерами (14х14х3.8 см) и специально разработанным форматом носителей информации - ХаКартами. А ещё тем, что имела лишь один порт для джойстика. Чтобы поиграть с кем-нибудь, приходилось покупать специальный адаптер, позволяющий подключать до 5ти джойстиков. Официальный талисман компании - [B]Bonk[/B], лысый первобытный мальчишка, про которого выходило несколько игр на различных платформах.
[IMG]632090[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Bonk's Revenge, Racing Spirits, Vigilante
[B]Sega Mega Drive\Genesis[/B]
Консоль, гордо носящая звание второй выпущенной приставки в поколении. В начинке имеет честный 16битный процессор [B]Motorola 68000[/B]. На прилавках Японии появляется 29го октября 1988го года под именем [B]Mega Drive[/B]. В северной америке - 14го августа 1989го, под именем [B]Genesis[/B], что связано с тем, что Сега не смогла доказать свои права на использование названия [B]Mega Drive[/B] здесь. Благодаря агрессивной рекламе и отсутствию конкурентов от [B]Nintendo[/B], [B]Genesis[/B] добивается хороших успехов в Америке, захватив в итоге около 60% рынка. Официальный талисман - синий ёж [B]Sonic[/B], во многом поспособствовавший продажам консоли. К приставке выходило два аддона - [B]32X[/B] и [B]Sega CD[/B]\[B]Mega CD[/B], расширявших её возможности до полноценного аудио-видеопроигрывателя, а так же несколько модификаций внешнего вида.
[IMG]632093[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Contra Hard Corpse, Earthworm Jim 2, Shining Force
[B]Super Famicom\Super Nintendo Entertainment System[/B]
Последняя из большой тройки приставок этого поколения, появляется на прилавках Японии 21го ноября 1990го года как [B]Super Famicom[/B]. В северной америке доступна с 23го августа 1991го как [B]Super Nintendo Entertainment System[/B]. Приставка имеет на борту так же честный 16битный процессор [B]Ricoh 5A22[/B] и сразу после начала продаж забирает себе 80% рынка Японии. В америке дела похуже - итоговый результат где-то в районе 30-40%. Одним из факторов провала в америке был выпуск [B]Mortal Kombat[/B] в зацензуренном виде, в то время как [B]Sega[/B] выпускает полную кровавую версию. Официальный талисман - водопроводчик [B]Mario[/B]. Единственная из приставок поколения, не имевшая CD-аддона - он планировался, но потом был отменён. Зато для консоли был разработан специальный чип [B]Super FX[/B], позволивший создавать игры с полигональной 3D-графикой.
[IMG]632096[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Battletech, Breath Of Fire 2, Star Fox
[B]SNK Neo Geo AES[/B]
Очень дорогая домашняя приставка, имевшая аркадный аналог и подававшаяся как 24битная. На самом деле имела на борту 16битный процессор [B]Motorola 68000[/B] с параллельно подключённым 8битным [B]Zilog Z80[/B] сопроцессором. Приставка появляется в Японии 31 января 1990го года по цене примерно в 650 долларов за приставку и до 200 долларов за картридж с игрой. В америке выходит в 1991м примерно с такими же ценами, но появляется более дешевый вариант (400 баксов) с одним джойстиком и без игры в комплекте. К приставке выходили карты памяти, позволявшие делать до 27ми сохранений. Причём эти карты работали как на домашней версии приставки, так и на аркадной - можно было поиграть в игровом зале, записаться, и доигрывать, прийдя домой.
[IMG]632098[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Fatal Fury 2, Pulstar, Super Spy
[B]Commodore Dynamic Total Vision (CDTV)[/B]
Отдельного упоминания заслуживают комбайны, созданные на базе CD-плееров. Одним из таких устройств был [B]CDTV[/B], представляющий собой компьютер [B]Amiga 500[/B] с односкоростным CD-приводом, заключённый в стильный корпус. Этот девайс появился в 1991м году, имел на борту процессор [B]Motorola 68000[/B] и опционально мог доукомплектовываться всей компьютерной периферией, типа мышки, клавиатуры, FDD и HDD. Через два года производство [B]CDTV[/B] сворачивают, сосредоточившись на более успешных проектах.
[IMG]632100[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Battle Chess, Lemmings, Sim City
[B]Philips Compact Disc Interactive (Philips CD-i)[/B]
Ещё один комбайн, ставший результатом совместной работы [B]Philips[/B] и [B]Sony[/B] по разработке новых стандартов компакт-дисков. Приставка могла читать форматы [B]Audio CD[/B] (музыка), [B]CD+G[/B] (графика), [B]VCD[/B] (видео), [B]Karaoke CD[/B] и [B]CD-i[/B] (тот самый специальный формат, являющийся комбинацией из картинок, музыки, видео и интерактивных программ). На данную приставку выходило очень много интерактивных энциклопедий.
[IMG]632102[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - 7th Guest, Chaos Control, Voyer
[B]Tandy\Memorex Visual Information System (VIS)[/B]
Ещё один CD-плеер с интерактивными возможностями. Для сего девайса была разработана специальная версия [B]Windows[/B] - [B]Modular Windows[/B], частично послужившая основой для [B]Windows CE[/B]. Основным контентом для приставки были [B]Audio CD[/B] и обучающие позновательные программы. Из-за высокой цены, покупатели предпочли купить обыкновенный домашний компьютер.
[IMG]632104[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - America's National Parks, Manhole, Mutanoid World Challenge
[B]Pioneer Laser Active[/B]
А это уже нечто феноменальное. Мультикомбайн, способный проигрывать[B]LD[/B], [B]CD[/B], [B]LD-G karaoke[/B] диски. Отдельно продавались модули, дающие возможность поиграть в игры с [B]Sega Mega Drive[/B]\[B]Genesis[/B] и [B]NEC PC Engine[/B]\[B]TurboGrafx 16[/B], причём как на картриджах так и на CD. Вышло это счастье в 1993м году и стоило от 1000 до 2000 долларов в зависимости от комплектации.
[IMG]632106[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Goku, Hyperion, Virtual Cameraman
По поводу эмуляции... Все картриджевые приставки сейчас замечательно эмулируются как по отдельности, так и в мультиэмуляторах типа [B]MESS[/B]. Комбайны тоже эмулируются, правда не полностью.
[B]Портативные Консоли[/B]
Четвёртое поколение было весьма продуктивно на выпуск портативных приставок. Видимо прорвало, после долго времени бездействия. Итак...
Появившийся первым, нецветной Game Boy от [B]Nintendo[/B]. Благодаря хорошему сочетанию цена\качество\игры становится лидером по продажам.
[B]Atari Lynx[/B]. Первая цветная портативная консоль. Подробнее [URL][B]тут[/B][/URL].
[B]Sega Game Gear[/B]. Вышедшая третьей в поколении, становится второй цветной и в итоге - второй по продажам. Подробнее [URL][B]тут[/B][/URL].
[B]NEC TurboExpress\PC Engine GT[/B]. Последняя из известных приставок этого поколения. Подробнее [URL][B]тут[/B][/URL].
Помимо этих портативок были ещё и локальные продукты, известные в узком кругу, такие как [B]Watara SuperVision[/B] (более подробно [URL][B]здесь[/B][/URL]), немецкая [B]Hartung Game Master[/B] а так же [B]Gamate[/B] и [B]Mega Duck[/B]\[B]Cougar Boy[/B].
И разумеется здесь тоже шла своя [B]портативная консольная война[/B] за умы души и кошельки нас с вами, обычных покупателей. Виденье этого процесса я постарался расписать с точки зрения каждой из компаний в описании каждой из портативок, но если в общем... До 1989го года из портативок существовали лишь [B]Microvision[/B], игры из серии [B]Game & Watch[/B], да мало кому известный [B]Epoch Game Pocket Computer[/B]. Но в 1989м [B]Nintendo[/B] выпускает свой [B]Game Boy[/B]. Эта коробочка размерами 148х90х32 мм имела 2,6дюймовый экран с возможностью отображать 4 оттенка серого. Приставка имела отличное время работы от батареек (4хАА - 15-30 часов игры), приемлимую цену (90-100 долларов) и хорошую библиотеку игр, включая обеспечивший бешеный успех приставке и шедший в комплекте с ней [B]Tetris[/B]. Через 5 месяцев появляется [B]Atari Lynx[/B], имевшая цветной экран. За ней - [B]Sega Game Gear[/B], (тоже цветная) и [B]NEC TurboExpress[/B] (опять же, цветная). Тут следует сказать, что [B]Lynx[/B] официально не выходила в Японии, а [B]Turbo Express[/B] не загладывала в Европу - возможно это один из моментов, благодаря которому эти приставки занимают 3е ([B]Lynx[/B] - 5 миллионов проданных консолей) и 4е ([B]TurboExpress[/B] - 1,5 миллиона проданных приставок) место по продажам в своём поколении. Второе место достаётся [B]Sega Game Gear[/B], причём в немалой степени это заслуга появившегося в это время талисмана Сеги - ежа Соника. Ну а на первом месте с большим отрывом находится [B]Game Boy[/B], суммарный объём продаж которого (вместе с вышедшим позднее [B]Game Boy Color[/B]) составил около 119ти миллионов экземпляров. Причины такого отставания цветных приставок общие и я уже писал о них - высокая цена (иногда в 2-3 раза), относительно новая технология ЖК-экранов, порождавшая множество технических проблем, и небольшое время работы от батареек. К тому же у [B]Nintendo[/B] были преимущества в виде раннего начала с агрессивной рекламой своей портативки и огромная база игр.
P.S. Вот и ещё одно поколение консольной истории позади... Я даже, несмотря на периодическое отсутствие интернета, успел уложиться в ДАП.Напоследок, по доброй традиции, галерея картинок с девайсами, не вошедшими в основной обзор.
[CENTER][IMG]632120[/IMG]
NEC SuperGrafx
[CENTER][IMG]632121[/IMG][/CENTER]
PC Engine CD2 System
[CENTER][IMG]632122[/IMG][/CENTER]
SuperGrafx CD-ROM2
[CENTER][IMG]632123[/IMG][/CENTER]
NEC TurboDuo
[CENTER][IMG]632124[/IMG][/CENTER]
Sega Genesis CDX
[CENTER][IMG]632142[/IMG][/CENTER]
Nintendo Satellaview
[CENTER][IMG]632125[/IMG][/CENTER]
Sega Pico
[CENTER][IMG]632127[/IMG][/CENTER]
SNK Neo Geo CD
[CENTER][IMG]632128[/IMG][/CENTER]
Super A'Can
[CENTER][IMG]632130[/IMG][/CENTER]
Sega Genesis + 32X + Sega CD
[CENTER][IMG]632134[/IMG][/CENTER]
NEC PC Engine Duo
[CENTER][IMG]632135[/IMG][/CENTER]
Sega 32X
[CENTER][IMG]632131[/IMG][/CENTER]
Hartung Game Master
[CENTER][IMG]632132[/IMG][/CENTER]
Gamate
[CENTER][IMG]632133[/IMG][/CENTER]
Mega Duck\Cougar Boy
[/center]