Что делал геймер, когда отменили «Игромир»… (часть вторая, «Горный Парк Рускеала»)
Эта поездка также была запланирована; билеты куплены заранее, через сеть. Собственно говоря, год назад мы с женой уже побывали там, на этот раз взяли с собой детей: познакомить с интересным местом. У меня была ещё одна причина, о которой я молчал, так как не был уверен, что получится. (Получилось!)
В шесть утра «Ласточка» с Финляндского вокзала, через час мы в Выборге. Ещё три с небольшим часа в другом направлении, и та же «Ласточка» на буксире у тепловоза прибывает в Сортавалу. Где происходит пересадка в "Рускеальский экспресс", ведомый… паровозом! О да!
Одно из немногих мест в России, где можно увидеть действующие паровозы: их здесь целых три.
Всё, как положено: две колонки для заправки водой паровозных тендеров; кран с грейферным ковшом для загрузки тендеров углём; поворотный круг; небольшое депо и даже семафор. (Последний, конечно, «новодел»: настоящий был выше и массивнее.)
Разумеется, экспресс отправляется не сразу: надо же дать любопытным время для фотографирования рядом с паровозом.
Но вот три удара колокола (да-да!), протяжный гудок – поехали! Правда, понять, что поезд ведёт паровоз, можно по дыму, тряске (если вам не повезло оказаться в первом за паровозом вагоне, а паровоз – грузовой) и гудку.
Тот, кто слышал паровозный гудок, вряд ли спутает его с сигналом тепловоза или электровоза. Всё дело в том, что современные локомотивы ревут на одной ноте, а гудок паровоза состоит из нескольких тонов – до пяти. Лично мне пару раз доводилось определять, что приближается паровоз – уникальное событие в современном мире! - именно по гудку. (Где я мог слышать и видеть паровоз в Подмосковье? Люди иногда заказывают поездку на паровозе в музей ВВС или Сергиев Посад, а железная дорога проходит в ста метрах от больницы.)
Однако вернёмся к поездке: час пути в ретровагоне с чаем
или даже в одном из двух ресторанов (тоже… гм… с чаем)
– и вы на месте.
На входе в парк касса, можно оплатить аренду лодки (строго по времени), поездку к водопадам (только в выходные), экскурсию в подземные выработки – что мы и сделали.
Сеанс спелеологии начинался не скоро, было время осмотреть парк.
Первое, что видят приехавшие - печи для обжига мрамора на известь.
Троллей был отложен на потом, мы предпочли спуститься к "провалу".
Затем посетили "Итальянский карьер": место, где велась разработка мрамора в восьмидесятые годы прошлого века, по итальянской технологии. Мрамором из этого карьера отделаны станции метро «Приморская» и «Ладожская» в Санкт-Петербурге.
Так выглядел карьер с воздуха после прекращения разработок, до его "благоустройства".
В настоящее время всю зелень убрали, площадку выровняли - время от времени на ней проводят концерты.
Но в отсутствие сцены площадка не пустует: стоит кому-то из посетителей сложить пирамидку из осколков мрамора, как пример оказывается заразительным, и вот результат:
Гладкие стены карьера выглядят довольно живописно...
А в одном месте они украшены... грибами! Интересное место выбрали себе жёлто-бурые моховики.
Обитающие в парке дикие утки совершенно не боятся людей (однако взять себя в руки всё же не позволяют).
Идём дальше, осматривать главный каньон.
Здесь тоже добывали мрамор.
Сидящим в лодке неуютно: вдруг сорвётся?
Утки атакуют!
Конечно, было бы неплохо взять лодку, но подошло время спускаться в выработки.
Зимой на поверхности подземного озера катаются на коньках и проводят фестивали ледяных скульптур. Кстати, ледяные соборы как раз те, при строительстве которых использовался Рускеальский мрамор: Исаакиевский и Казанский.
Каски - не причуда, а необходимый предмет снаряжения: потолок в отдельных местах нависает очень низко; все каски исцарапаны.
А вот и провал: тот самый, что мы видели сверху. С подсветкой и музыкой: к сожалению, это была не в "Пещере горного короля" Эдварда Грига.
Вот как выглядел этот зал без воды.
Штольни вывели нас к воде в каньоне, где уже ожидал небольшой паром.
Перекусили в кафе: терраса над порожистой речкой - и пошли к поезду. До отправления было ещё довольно много времени, но я спешил воплотить в жизнь свой план. Паровоз не может развернуться в Рускеале, а вести поезд к Сортавале задним ходом - нарушение всех правил. Поэтому, пока мы гуляли по парку, из Сортавалы пришёл второй паровоз и пристыковался к хвостовому, а теперь - первому - вагону.
И мне всё же удалось подняться в паровозную будку (именно "будку", не "кабину"!) и провести туда дочку.
Понаблюдали за процессом, поговорил с машинистом, заглянули в паровозную топку.
Как сообщил машинист, за двухчасовой рейс в топке сгорает более двух тонн угля. Ничего себе работа, верно?
Между прочим, это вовсе не обязанность машиниста: бросать уголь в топку; этим должен заниматься его помощник. А что же кочегар? А кочегар подваливает уголь в лоток между тендером и паровозной будкой. Но в тот момент помощник и кочегар были снаружи: первый заливал смазку из огромной маслёнки; второй тоже что-то делал.
Поскольку паровозная топка не гасится вообще никогда (даже если паровоз стоит в депо, есть дежурный, время от времени подбрасывающий уголь), машинист выполнял обязанность своего помощника. На машиниста паровоза он учился пол года; причём не с нуля: на эти курсы берут только машинистов тепловозов.
Но вот трёхкратно звучит колокол, и мы отправляемся в обратный путь: в первом вагоне. Всё-таки грузовой паровоз далеко не пассажирский: трясло и дёргало так, что стаканы "ездили" по столу, а чай из них выплёскивался. Пришлось "спасаться" в ресторане...
Если соберётесь посетить Рускеалу, постарайтесь заказать билеты так, чтобы ваши места были в середине поезда. А лучше всего: в вагоне-ресторане; по выходным там даже исполняется живая музыка. (Правда, в выходной и народа будет гораздо больше.)
И чего нельзя делать ни в коем случае - брать билеты на прямой поезд "Москва-Рускеала": в парк вас повезёт не паровоз, а обычный тепловоз.
А в завершение - несколько роликов.
Дочка прокатилась, а я - не прошёл по весу. К следующему разу надо будет привести себя в форму!
Продолжение следует...