Небраска: "Ровная вода" прошедшей жизни одного старика в жанре "роад муви"

Можно написать о великолепных эффектах и глубоком замысле сценаристов и режиссеров этого фильм, или о том, что этот фильм номинируется куда-либо или на что-то. Восторгаться прекрасной работой актеров или вспомнить, кто из них, где играл… и кто режиссер фильма, а это Александр Пэйн, хороший режиссер. Можно похвалить хорошую работу операторов и звукооператоров. С их стороны я не заметил ни одного огреха, обычно можно заметить нависающие над камерой микрофоны, тени от какого-то оборудования, здесь этого вроде нет…

Но лучше напишу о моих личных мыслях и ассоциациях о смысле жизни, о семье, о поколениях, вызванных этим фильмом.

Небраска, в переводе с одного из индейского языка семейства сиу, населявших когда-то, а может и населяющих сейчас этот штат, "ровная вода". Так и наша жизнь течет, как ровная вода, пока какое-то событие не взбурливает, то есть нарушает, это спокойное течение. И мы пускаемся во все тяжкие или круто меняем свою жизнь в попытках изменить или достичь давно желаемого.

Таким событием для героя этого фильма Вуди Гранта стало получение "лотерейного письма счастья" от одной из торговых фирм, рассылающих такие листочки в попытках оболванить очередных лохов. Да-да, и в Америке живут такие простые люди. И существуют торговые агентства для рассылки псевдо-лотерейных выигрышных билетов, в надежде, что какой-нибудь адресат купит ненужную вещь или подписку на "великолепное собрание сочинений наших классиков" или очень нужную поваренно-парикмахерскую книгу.

Надо отметить, что фильм снят в черно-белой палитре, и это, несмотря на протесты дистрибьютора. Такой арт-хаусный прием, конечно, накладывает определенное настроение на просмотр, кажется, что ты смотришь семейный киноархив, хронику из давних лет. Но все же мне его использование показалось немного неправильным.

С одной стороны, в фильме много природы, дорожных сцен, когда можно было, вернее, хотелось бы, насладиться пейзажами одно- или двухэтажной Америки в ярких красках и цветах. С другой стороны, в повествовании много семейных разборок и диалогов в кафе и дома, для которых великолепно подошла бы черно-белая пленка. Кстати, наверно, фильм снимался сразу на цифровые носители, так что говорить о пленке, может быть, некорректно.

А если смешать цветные и черно-белые сцены, то это, конечно, будет уже не то. Возможно, правильней бы придать во всем фильме изображению вид эффект плохого качества, как бы снятого на старую видеокамеру, домашнего видео. Но режиссер принял решение сделать фильм черно-белым. Это не мешает фильму, в нем нет суперэффектов и красивых видов, просто жизненная история одного старика, раскрываемая при его возвращении в родные края.

Ладно, закончим с технической частью. Примемся философствовать.

Сюжет фильма прост, о нем ещё расскажу по мере разглагольствований. Фильм, казалось бы, в жанре "роад-муви" и может в духе… "Человека Дождя" или… "Форрест Гампа", но не совсем, это скорее путешествие в прошлое, чтобы понять, что же наш главный герой оставляет после себя. Помнят ли его и в каком свете.

История нудна в своей неторопливости, но такой темп необходим для рассказа о прошлом запойного пьянчуги Вуди Гранта, чтобы понять, почему же он отправился в это путешествие. Быть может это последний шанс изменить свою жизнь или попрощаться с прошлым.

Этот простой американский старик уже довольно стар и способен только пить, что, в общем, он и делал почти всю свою жизнь. Речь его уже невнятна, мозг и печень подпорчены алкоголем, но он остается по-своему целеустремленным.

Философия сменяющихся поколений

Конечно, дорогие мои читатели, которым в большинстве нет и тридцати, а может и двадцати, вам ещё рано задумываться об этом. И может, вы не поймете мои дальнейшие философствования…

Все мы стоим на лестнице поколений.

Эта лестница тянется из прошлого в будущее, от наших предков к нашим потомкам. Если смотреть сверху вниз, то мы стоим как бы на одной ступеньке выше наших родителей, а они в свою очередь стоят выше наших дедушек и бабушек… и так далее. Если смотреть снизу вверх, то мы, наше поколение, стоит ниже своих детей, а может и внуков.

Или все же смотреть так чтобы наши потомки стояли ниже нас… как на родовом древе?? Тогда наши предки стоят выше нас. Неважно.

И вот когда мы теряем наших бабушек и дедушек,… а может и прадедов, прабабок, кто их застал, мы как бы теряем опору под нашими ногами. Или может, наоборот… (здесь я хотел уйти от темы земли, в которую уходят на покой) если предки стоят выше нас, то они уходят куда-то ввысь, в бесконечность, может к богу.

И та защита от Вечности, что они олицетворяли для нас, пропадает, мы сами становимся ближе к небытию, к уходу из живых в царство мертвых. Ближе к богу, и неважно верим ли мы в него или нет. С уходом наших старших родственников, мы принимаем то бремя, которое они несли, будучи нашей опорой в жизни, мы сами становимся этой опорой для наших детей. Когда у нас рождаются дети, то мы становимся этой защитой для них от холодной вечности. Или наоборот мы и наши дела, наша жизнь, жизненный опыт, трудовые свершения становятся фундаментом, на котором будут жить наши дети…

Что-то я залез не туда. Но мне показалось, что фильм именно об этом. О желании родителей оставить что-то для своих детей, чтобы они даже после их смерти жили спокойно и благоустроенно.

Немного о сюжете

Наш герой, старый хрен Вуди, живущий в городке Биллингс штата Монтана, и которому бы сидеть на старости лет в качалке на веранде своего дома и смотреть на проезжающие машины, сосать пиво или что там ещё найдется в холодильнике, попердывать и терпеть визгливые нравоучения своей старушки, с приходом уведомления о предполагаемом выигрыше миллиона долларов в лотерее, срывается с места. Почему? Мы поймем это в конце финала, правда как-то это будет сообщено неестественно.

Эта "лотерея" или розыгрыш среди лохов произошла совершенно в другом штате – Небраска, откуда, оказывается, наш старикашка родом, и куда он вознамерился добраться и получить свой приз. Конечно, его семья пытается его образумить и отговорить от поездки или похода, но…

Пару раз он отправляется ковылять пешком по обочине хайвэя, но его сначала перехватывает полиция, потом младший сын. После чего, наш божий одуванчик уговаривает своего младшего сына отвезти его в Небраску, город – Линкольн, где расположен офис, рассылающий эти письма.

Попрощавшись с матерью, которая пропесочила его, как такого же оболтуса, что и его сошедший с ума старый отец, и, пообещав своему старшему брату следить за отцом, младший – Дэвид везет своего отца по шикарным дорогам Америки.

В дороге с ними происходят курьезы вроде поиска выпавшего зубного моста на ж/д переезде и походов в придорожные забегаловки для жратвы и пары бутылок пива, и опять же на придорожные поля для облегчения, отдания тэкс, сказать дани природе, они прибывают в родные края старика. В родном городке они производят фурор среди родни и старых знакомых. Тем более когда они узнают о предполагаемом выигрыше в лотерее. Знакомые и родственники, узнав о предполагаемом выигрыше, налетают, как коршуны, и просят у Вуди немного денег, но которых нет, да и не может быть. Также туда, потом приезжают на встречу с родственниками мать и второй – старший сын.

По приезду матери Дэвида и жены Вуди, они втроем навещают кладбище, а когда приезжает старший сын – Росс, и старую, уже заброшенную ферму, на которой вырос Вуди.

Но старый Вуди Грант, сам еле передвигающийся из-за старости и последствий долгого пьянства и поэтому два раза попадающий по дороге в больницу, не намерен задерживаться в родных краях и целеустремленно требует отвезти его в нужное место.

В какой-то момент на Вуди и Дэвида нападают и отбирают у них лотерейное письмо. После некоторого времени они, зайдя в забегаловку, обнаруживают, что там зачитывают отобранное у них грабителями, и выкинутое ими сразу как только они поняли что это туфта, и подобранное потом на улице доброжелателями уведомление о предполагаемом выигрыше, и все в этой таверне смеются над стариком и его сыном. Но они оба, молча, забирают его и продолжают свой путь.

В этом путешествии Дэвид узнает кое-что новое о своем отце и матери. То, что отец вместе со своими двумя братьями побывал на корейской войне, и вернулся с неё молчуном, и что его, Дэвида, могло и не быть, если бы жизнь его отца повернулась в другую сторону.

Старый Вуди, смущаясь, признается почти в финале путешествия, что отправился так далеко в надежде получить миллион не для себя, а для того, чтобы оставить после себя, запойного алкаша, что-то, что могло бы помочь его сыновьям встать крепко на ноги. И купить себе новенький пикап, о котором мечтал всю жизнь.

Прибыв в Линкольн, зайдя в офис организации, они, конечно же, вместо миллиона получают лишь кепку " Призовой победитель". Заключительная сцена прибытия в офис торгового агентства, в конце фильма, немного не логична, такое чувство, будто она как бы для засечки – ура, мы достигли этого места, ну что же, теперь поедем обратно.

Но все же сын исполняет давнюю мечту отца, он меняет с доплатой в Линкольне свою машину на почти новый пикап. На этой машине наш сумасшедший старик, красуясь среди своих старых знакомых по старым временам, проезжает по главной улице своего родного городка.

Те, конечно, разинув рот, наблюдают за этим парадом ЧСВ их доброго пьянчуги Вуди Гранта.

Выехав из городка, Дэвид снова садится за руль, и они отбывают в дорожную кукурузную даль, то есть домой, в Монтану.

Совершив поездку, сын лучше узнал своего отца, а Вуди понял, что, несмотря на его порой тяжелое пьянство, все же семья заботится о нем.

Простые лица васпов, безвременье провинции внутренних штатов Америки. Эта история могла произойти двадцать лет назад, да и может произойти через два десятка лет в будущем. Ничего не меняется. Человеческие судьбы будут одинаковы всегда.

Актер Брюс Дерн, играющий старика Вуди Гранта, немного не доигрывает, хотя, конечно, что-то понять на старческом лице бывает трудно. А вот актер Уилл Форте, играющий младшего сына Дэвида Гранта, великолепен. И некоторые актеры тоже, среди них я заметил одного знакомого актера, сыгравшего старого приятеля Вуди — Эда Пиграма, я всё забываю его имя. Да, Стэйси Кич, точно. Это не он играл в Коконе? Нет, наверно, не он, но он точно играл в паре хороших фильмов.

Герои фильма, в основном, старики, как и сам герой. А старикам свойственно вспоминать свои ошибки и пытаться исправить их. Но… ничего уже не исправить.

Небраска

P.S. Часть картинок - скринов ужасного качества, такая уж копия попадалась мне в руки.