Обзор приключенческого экшена «Земский собор»
Игра «Земский собор» является продолжением псевдоисторической игры «Смута» от Cyberia Nova. Действие происходит менее чем год спустя, зимой 1613 года, когда казак по имени Кирша (знакомый игравшим в оригинал, как соратник Юрия Милославского) приезжает в Москву с желанием подзаработать, а оказывается втянут в интриги вокруг избрания нового царя Русского царства.
Я назвал игру «Смута» именно псевдо-исторической, поскольку она, хотя и описывает важные для российской истории события Смутного времени, на самом деле является адаптацией литературного произведения Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Впрочем, игровая адаптация отдалилась от историчности ещё сильнее, учитывая подачу сюжета и геймплей, которые не понравились очень многим по целому ряду причин.
Лично я в «Смуту» не играл, поэтому не смогу рассказать, действительно ли всё там настолько плохо. А вот «Земский собор» я прошёл, и проект оставил в целом положительные впечатления, хотя и не без оговорок.
Как казак Земский собор спасал
В плане сюжета, на мой взгляд, лучшей находкой сценаристов стала подача истории как рассказа Кирши другим казакам на привале. Теперь все исторические нестыковки, невероятные события и даже излишнюю крутизну героя можно списать на «ненадёжного рассказчика».
Надо только попривыкнуть к речи персонажей, которая больше похожа на изыски литераторов, чем обычную речь. Хотя у меня, например, подобный стиль вызвал ассоциации с «Чапаевым» — там тоже у персонажи говорят эмоциональными речами, но с другой стороны, это не помешало (а может даже и помогло) многим цитатам из фильма уйти в народные анекдоты. Может и Киршу ждёт подобная судьба.
В остальном центральная сюжетная линия прямолинейна — вначале мы помогаем одним, потом другим, потом даём по щам третьим, в паре моментов сами оказываемся по уши в неприятностях (почти сразу после приезда в Москву Кирша вообще лишается всего оружия), ну а в конце нам предстоит разоблачить самых главных предателей, продавшихся иностранцам. Но кто-нибудь ожидал чего-то другого?
С другой стороны, в игре есть разные побочные задания. Кого-то найти, что-то принести, с кем-то подраться… или поймать сбежавшую курицу, подкравшись к ней, чтобы не спугнуть. Будет даже несколько расследований для ярыжки (так называли служивших в приказах, следящих за порядком и законом), правда Кирша сам всё сообразит, а вам надо будет только тыкнуть во все «точки интереса» и отправиться вязать подозреваемого. Интересно, что некоторые задания можно и провалить. Тогда не получите достижение или одно из улучшений для оружия или снаряжения. Последнее полезно для облегчения боёв.
Бой, стелс и мини-игры
Сражения в «Земском соборе» достаточно динамичны (как в Ведьмаке 2-3, например), и в целом работают по стандартной системе — есть два удара (более быстрый и более сильный), блок, пинок для пробивания блока врага и суперудар, который расходует шкалу боевого духа (её, кстати, также можно увеличить, выполнив некоторые побочки). Также почти в самом начале игры у Кирши появляются метательные ножи и заморский пистолет (или как его называют «аглицкий пистоль»), которыми можно подкосить здоровье врагов до вступления в ближний бой, либо вообще убить, если попасть в голову или когда враг ничего не подозревает.
Жаль, что иногда противники замечают Киршу просто по скрипту, но тем не менее есть немало ситуаций, где действительно можно пройти и завалить всех скрытно. Стелс, правда, достаточно простенький — прячешься за препятствиями, оглушаешь (или убиваешь) врагов со спины. С расстояния лучше убивать ножами, поскольку пистольный выстрел переполошит всех оставшихся супостатов. Можно ещё кидать камни и снежки для отвлечения внимания, а вот трупы, увы, переносить нельзя. Последнее — важно, поскольку патрули замечают оглушённых и убитых.
Помимо боя и стелса в игре есть ещё QTE, когда надо либо быстро жать клавишу (борьба на руках, поднятие тяжестей и другие силовые действия), либо нажать клавишу в нужный момент (например, при кулачном бое). При провале не обязательно будет Game Over, а может начаться бой, где у вас будет меньше здоровья. Ну, и в некоторых побочках надо будет просто делать новую попытку.
Также у Кирши будет несколько возможностей поиграть в «голанцы-камушки», где надо убирать один, два или три камня по очереди. Это развлечение мне не понравилось — выигрышная стратегия, чтобы взять последний камень, очевидна и проигрыш происходит только если с самого начала у вас число камней кратно четырём.
Русский дух
За что Cyberia Nova действительно можно похвалить — так это за стиль и атмосферу. Как я говорил, игра пытается быть не столько историчной, сколько передать дух классической русской литературы, с небольшими поправками на более современный темп повествования. И в целом у неё это получается.
Графика и звуковое сопровождение также хорошо передают «русскость» и в целом район Москвы, являющийся на протяжении игры основным «хабом», по которому Кирша бегает в поисках поручений, выглядит красиво. Актёры озвучки тоже не ударили в грязь лицом.
А вот над производительностью и кодом в целом разработчикам предстоит ещё немало поработать. «Земский собор» даже на минимальных настройках крайне требователен к железу. У обладателей жёстких дисков игра постоянно тормозит, да и у меня на SSD в начале уровня всегда были фризы. Да, с одной стороны разработчики хорошо придумали — игра не ждёт загрузки всех ассетов и подгружает остальные по ходу прохождения. Вот только если точка сохранения находится на старте боя с боссом, враг вполне может снять треть, а то и половину здоровья, пока из-за «заиканий» движка не получается нормально выставить блок.
Немало крови мне попортил и «захват цели», который то сбивался, то наоборот — цеплялся за врагов, не давая нормально отбежать и полечиться. Вообще передышек в боях крайне мало, даже при том что разработчики несколько ослабили напор врагов в первых патчах. Зелья пить, а пистоль перезаряжать, не получая немедленно по башке, можно только в перерывах между «волнами», когда такие есть.
На любителя
Итоговые впечатления от игры у меня остались в целом положительные. В ней есть свой шарм, несколько запоминающихся персонажей (в том числе главный герой), и вполне бодрый игровой процесс, который разнообразят QTE. Учитывая, что прохождение займёт порядка 10 часов (плюс-минус, в зависимости от выполнения дополнительных заданий и количества попыток для сложных мест), недостатки не успеют намозолить глаза, особенно если у вас мощный компьютер, который не будет часто тормозить, напоминая о плохой оптимизации.
Собственно, период становления Русского царства (и впоследствии Российской Империи) — не такой уж распространённый сеттинг в компьютерных играх. Поэтому «Земский собор» — это вполне разумный выбор для желающих взглянуть на эту эпоху в игровом формате для тех, кому она интересна. А там глядишь Cyberia Nova и ещё что-нибудь историческо-литературное сделает, ещё лучше.