Расы в Disciples: нежить
Первым делом, конечно, надо оговориться: нежить не "разумная раса" в полном смысле слова, то есть не биологический вид существ, обладающих второй сигнальной системой и определенной культурой. Нежить в фэнтези - это существа, даже не всегда разумные, которыми представители каких-то разумных рас или местной фауны стали после смерти.
Ходячие трупы из Morrowind и Dragon Age. Bra-a-a-ains! Ой, это уже из Plants vs Zombies.
Для тех, кто хочет получить общее представление о фэнтезийной нежити, есть статья в "Мире Фантастики". Также совсем недавно в нашем блоге появился пост о разных видах нежити.
Вкратце дело обстоит так:
Во многих фэнтези-играх представители нежити играют единственную роль - "мобов", которых герой доблестно рубит на куски. И, что называется, совершенно не жалко: они и так дохлые. Иногда, конечно, встречаются и мирные предствители - особенно всякие духи невинно убиенных, которые могут дать квест.
Такая специфическая нежить как вампиры стоит несколько особняком, есть даже целые игры, вроде Vampire: The Masquerade, в которой главный герой - вампир. Вампиром можно стать и в играх серии TES. Желание поиграть за вампира вполне объяснимо, многие считают, что вампиры - это очень романтично, мрачно, загадочно и трагично.
ТЫ - записался в кровопийцы?
Но мало кто хочет быть призраком или ходячим трупом. "Поиграть за нежить" игроку обычно дается возможность в разнообразных стратегиях, где он только руководит мертвяками. Нежить по своим особенностям прекрасно подходит для того, чтобы быть юнитом, послушным исполнителем чужой воли. Вся линейка "Героев", третий "Вакрафт"... Disciples.
О том, как на Невендааре появилась нежить
Нежить в мирах TES, "Готики", "Героев", "Варкрафта", "Веснота" не имеет какой-то особенно интересной истории появления. Все как в мифах нашего мира: иногда мертвяки встают непонятным образом сами, иногда им в этом помогают черные маги. Оригинальную концепцию существования живых мертвецов озаботились придумать в Dragon Age, но это произошло только в 2009 году (демоны, ища подобия жизни, сдуру вселяются в трупы). А вот создатели Disciples придумали свою концепцию еще в 1999.
На заре времен прекрасная богиня Солониэль помогала Бетрезену творить мир, вместе со своим мужем Галлеаном создавала эльфов и, сольным проектом - морских обитателей. И все было хорошо, пока Галлеана не убил бог гномов Вотан, и не забросил его тело на Солнце. Богиня бросилась спасать тело мужа, и едва не сгорела заживо. Жажда мести, горе и боль сильно изменили ее, и она восстала уже как безжалостная Мортис.
Любовь зла.
Уничтожив целое человеческое королевство, Алкмаар, она подняла трупы, создав таким образом первую нежить Невендаара. Сделала она это из желания отомстить Вотану за любимого; бедные алкмаарцы пострадали совершенно безвинно. Потом она начала экспериментировать с трупами эльфов (на что имела хоть какое-то подобие морального права) и драконов... и даже разумных деревьев, энтов... потом некоторые смертные маги подхватили идею...
В итоге нежить, подконтрольная Мортис, образовала некое подобие народа. Выдающиеся ее представители были разумны и обладали даже свободой воли. Большая часть оставалась примитивной неразумной боевой силой. Наибольшее их отличие от прочих жителей Невендаара было в том, что они по воле Мортис то восставали, то снова рассыпались в прах. То есть, появлялись Орды Нежити на мировой арене редко, но метко.
Кто есть кто в Ордах Нежити
Практически все бойцы Орд - нежить. Исключением являются начинающие маги смерти и воры - люди; не совсем понятно, являются ли нежитью оборотни и призванные существа "кошмар" и "танатос".
Нежить человеческого происхождения
Костяк армии Мортис состоит из бывших людей. Это, во-первых, ее пехота: всем известные скелеты и ходячие трупы всевозможных видов - вся линейка бойцов ближнего боя и вызванное существо низшего ранга. Каких-то принципиальных отличий от своих тезок из других фэнтези-сеттингов они не имеют. Храмовник и лорд тьмы стоят несколько наособицу: сохранившие телесную цельность, они приобретают еще и защиту от магии стихий. В какой-то мере это "анти-инквизиторы", темный аналог воинов-церковников Империи людей.
"Твое слово, храмовник! "(с)
Конница в Ордах тоже есть. Но, видимо, обеспечивать конем-скелетом рядовых мертвяков слишком накладно; на них разъезжают герой-воин рыцарь смерти и герой-разведчик носферату. В разных сеттингах рыцари смерти могут быть как видом нежити, так и чем-то вроде "неколдующих некромантов" - живыми людьми-воинами, командующими армией трупов (таков, например, Артес из "Варкрафта"). Здесь рыцари смерти - скорее нежить, хотя специально этот пункт нигде не уточняется.
Носферату - это такой могучий вампир. В армии Орд есть еще два вампира: обычный и высший, один из вариантов развития линейки магов. Особого трепета перед этой нежитью создатели Disciples явно не испытывали, какой-то особенной историей или сверхвозможностями вампиры не обладают. Нигде не сказано, что вампиризм передается укусом, никаких страхов перед солнцем и чесноком, никакой романтики; вампиры - всего лишь мертвые маги, способные высасывать жизненную силу из врагов и подпитывать ею себя или своих соратников. Судя по сюжету, вампиры обладают разумом и определенной свободой воли. Вампир Виримос, бедняга, был использован как разменная монета в интриге Мортис против гномов, а некоему носферату Крат'Ду удалось, растлив одну беременную даму, превратить ее нерожденную дочь тем самым в полу-нежить (эта печальная история изложена в дополнительном сценарии "Дрега Зул").
Высший вампир не только опасный маг, но и в какой-то мере лекарь - если он сам здоров, он делится высосанной из врагов жизненной силой с соратниками.
Есть для магов смерти еще один путь посмертия: стать духом, и, далее, "смертью" или "тварью". Это довольно своеобразные бойцы: они неуязвимы для обычного оружия, сосредотачивают свой удар на одном противнике, но смертельно опасны. Вот твари! :) Они еще и умны. Любезный и мудрый дух Прушин (для врагов - воплощенное коварство) - советник главнокомандующего Мортис, то есть игрока.
Вообще, нежить - самая лояльная к игроку "раса". Большинство героев почтительны к нему, их реплики полны трепета "Я здесь ради вас", "Повелитель, ваши приказы гениальны". Конечно, встречаются свои "внутренние предатели", вроде Костяного лорда, но остальные, такое впечатление, искренне любят Мортис и всей своей черной душой пытаются помочь ей в возрождении супруга.
В большинстве сеттингов мертвые маги восстают в виде личей, а не вампиров или духов, что ж, личи есть и в Орде. Личи и архиличи. В отличие от личей большинства сеттингов, никакой дополнительной нежити они не поднимают (как, впрочем, и их еще живые прототипы - некроманты), здесь личи - просто мертвые маги смерти.
Невендаарский архилич.
Хоть как-то командуют другой нежитью только королевы личей - герои-маги. Они, в отличие от коллег-мужчин, практикуют магию огня, а не смерти, почему - непонятно. Мертвым женщинам в Орде можно еще податься в баньши: эти призрачные девы, носительницы жезлов, постоянно разговаривают сами с собой на два голоса. Но они - представители уже бестелесной нежити.
Целая ветка бестелесных тварей, как и баньши, занимаются единственным доступным им делом - парализуют ужасом. Действительно, бестелесному существу сложно нанести физический урон. Любопытно, что привидения - явно девушки, а вот призрак и изящная тень, кажется, все-таки мужского пола. Как они умудряются перерождаться друг в друга? Неизвестно.
Один из возможных портретов полководца, то есть игрока, весьма напоминает лицо привидения. Выходит, эти хилые рассеянные мертвячки тоже обладают развитым интеллектом и свободой воли?
Страж столицы Ашган тоже был когда-то человеком, он - из перворожденной нежити, бывший верховный жрец Алкмаара.
Собственно, "человеческая" нежить Невендаара имеет прототипы как в народных легендах (вампиры, баньши, призраки), так и в современной D&D фэнтези (личи, рыцари смерти). Такая же ситуация наблюдается в большинстве игр. Впрочем, рано сетовать на неоригинальность, нас ждут...
Бывшие драконы... и бывшие деревья?
Целая линейка симпатичных дохлых драконов. Начинается все с двухлапой виверны. Пожалуй, только в Disciples эта разновидность причислена к нежити, в большинстве сеттингов виверны все же являются родом живых драконов.
Виверну ждет посмертное развитие, появление двух дополнительных лап, и в итоге она может стать либо толстым пурпурным змеем ужаса, отравляющим врагов, либо грациозным драколичем.
Концепт-арт драколича. А в игре он еще и очень приятного золотисто-пурпурного цвета и дышит нежно-сиреневым огнем.
Почему Мортис служат драконы, пусть даже мертвые? Быть может, потому же, почему ей служат хуорны (призванные существа). В данном случае хуорны - это нежить, получившаяся из энтов (вот такая своеобразная отсылка к Толкину), а энты имеют тесные связи с эльфами. Драконы тоже. А к эльфам у Мортис совсем-совсем особое отношение...
Темные эльфы. Хороший эльф - мертвый эльф.
Вот мы и добрались до самого интересного. Каких только темных эльфов не знает игровое фэнтези. Беловолосые чернокожие дроу, все насквозь жестокие и порочные, с их паучьими культами; красноглазые пепельнокожие данмеры, гордый народ Морровинда; подземные жители Асхана, изящные и смертоносные. Практически всегда темные эльфы являются расой или народностью эльфов, родней - пусть и дальней - светлых эльфов, живыми разумными существами.
И только в "Последователях" темные эльфы являются родом нежити. Мортис настолько трепетно относится к мертвым эльфам, что не заставляет их служить у себя "на регулярной основе". Все темные эльфы в Disciples - нейтралы. Они по-своему изысканны, очень опасны, а некоторые из них играют ключевую роль в сюжете.
Темные эльфы: "мясник" и жрица. Мясник - сильный воин ближнего боя, а жрица - необычный для нежити маг, использующий магию воздуха.
Некоторые темные эльфы обладают властью над пауками и могут призывать к себе на помощь разнообразную нежить. Таким был Лиф, таким же стал и самый известный эльф Невендаара - Лакла'ан (или Лакхаан, а в оригинале он вообще Lachla'an).
При жизни Лакла'ан был мессией и пророком, его называли сыном и воплощением Галлеана. Судя по всему, он действительно был достойной личностью и всегда искал мирных путей, но был убит демонами и потом воскрешен Мортис. И в своей мучительной после-жизни преисполнился ненавистью ко всему сущему и более всего - к Галлеану. Теперь он называл своей матерью Мортис, хотя, возможно, что ее он тоже ненавидел. Его же упреки Галлеану, возможно, не были совсем справедливы, но достаточно искренни, чтобы тот, ослепленный виной и яростью, создал чудовищного Зверя Галлеана. Эта трагическая история - ось сюжета аддона "Возвращение Галлеана". Подробнее можно почитать на Википедии.
До и после смерти. Каким ты был, таким и остался... на портрете не видно, что у Темного Мессии отросли еще паучьи лапки на спине.
В общем, за такой образ темных эльфов создателям Disciples отдельное спасибо. Весьма самобытная нежить.
И это все?
Почти. Из дикой нежити осталось упомянуть только упырей, уродцев фиолетового цвета, парализующих жертву ударом лапы.
С точки зрения игрока же нежить, Орды Нежити - очень сильная и защищенная раса. При определенной линии развития в ней даже есть аналоги целителей, а добрая половина бойцов имунна к магии смерти и яду. Мертвые же драконы, обладая огромным запасом жизни и бьющие по площади - козырная карта Мортис, как и парализующая по площади Тень. Если же брать сюжет, то судьба Мортис - одна из самых трагических в игре, и как не помочь ей, безумной, но преданно любящей?
И именно в кампании за нежить (в локализации "Руссобита") звучит невозможно прекрасная фраза: "Ночью взошло солнце".