Сол Бьянка - прекрасный корабль, милые девушки и ужасный сюжет

Сол Бьянка: Сокровища погибших планет – это одно из произведений японского изобразительного ширпотреба под названием Аниме, которое мне очень понравилось.

Рекламный ролик минисериала от MC Entertaiment

Почему именно аниме является одним из главных представлений Страны Восходящего Солнца у нас, я не знаю. Насколько известно в самой Японии оно не слишком популярно.

С этим сериалом я познакомился еще на заре знакомства с этим миром широкоглазых красоток, ярких мелькающих пятен и смешного выражения – бака-бака—баа-ака!!

Это произошло в начале 2000-х годов, когда еще не было официальных переводов и изданий, да и интернет в стране был у меньшинства. Это меньшинство скачивало с каких-то торрентов, японских, венгерских или англоязычных сайтов сериалы и продавало их на самописках на книжном рынке. Сначала на CD, потом на DVD. Сначала были очень плохого качества видеофайлы, умельцы порой умудрялись сохранять 13 серий на 700 Мб, да было и такое. Потом видео становилось лучше, появлялись хорошие субтитры и фанатская озвучка.

Так получилось, что я посмотрел сначала 4, 5 и 6 серию этого шестисерийного минисериала (на одном CD), потом через какое короткое время примерно месяц или два посмотрел первые три серии. Потом, когда вышло официальное издание на двух DVD от MC Entertainment, я купил его.

И относительно недавно я посмотрел предысторию этого аниме – более старый сериал - Сол Бьянка. Я давно хотел его посмотреть, как только узнал о его существовании, чтобы узнать больше о героинях. И посмотрел его в виде двух файлов в формате ogm, общей протяженностью почти двух часов.

Sol Bianca: The Legacy (что можно перевести, как Наследие) – это не аниме в обычном представлении, это анимационная история, если бы мне кто-то тогда сказал, что это японский рисованный мультик, я бы рассмеялся тому в лицо, потому что сериал нес дух западной твердой фантастики, ее представлений о далеком будущем человечества 24 века. Героини этого минисериала не были похожи на широкоглазых красоток из Покемонов или Сейлор Мун. Считаю, мне повезло, что я начал знакомство с миром аниме с этого сериала и Ковбоя Бибопа, и, пожалуй, еще Евангелиона, (фильма, представляющего собой альтернативную концовку этого сериала).

Но наверно стоит начать рассказ в хронологическом порядке появления сериалов.

Но не совсем хронологии самой вселенной, так как... об этом попозже.

Sol Bianca Сол Бьянка [1990]

- Начало первого сериала.

Сол Бьянка – это название космического корабля, оставшегося после эры первопроходцев галактики. И речь идет про приключения славной милой женской команды этого корабля.

Жанр этого аниме можно определить как приключения и драма, наверно, меха, или просто крепенькая научная фантастика.

Режиссёр этого аниме - Акияма Кацухито, который был до этого режиссером пары эпизодов “Гиперпространственная крепость Макросс” и “Макросс: Помнишь ли нашу любовь?” Потом он принимал участие в работе над “Армитаж: Двойная матрица” и “Изгнанником” и другими аниме.

Простой, но крепкий сценарий от Сэкидзима Маёри. Ничего о нем не знаю, список его работ мне незнаком.

В этих двух почти часовых OVA вся корабельная команда уже в сборе – четыре девушки; Фэб, Эйприл, Джун, Дженни и девочка Мэйо. Как можно заметить, все имена героинь это названия земных месяцев, такой вот интересный прием.

Члены команды

Само аниме отдает немного феминизмом, так как экипаж машины боевой, галактического корабля «Сол Бьянка» эпохи Первопроходцев состоит полностью из девушек и одной девочки. Руководитель и мозг операций Эйприл, пацанка боец Дженни, красотка и бездельница Феб (правда, прекрасно владеющая снайперской винтовкой), пилот (полукиборг?) Джун и девочка-сирота Мэйо.

Джун Эшел, возможно, киборг, она и ИскИн корабля – Джи, как-то связаны между собой и вместе управляют кораблем. Ее нашли в одной из научных лабораторий или на самой Сол Бьянке, видимо, после каких-то экспериментов по слиянию человеческого разума и машинного интеллекта.

Феб Фалл – возможно, бывшая куртизанка, с непонятным прошлым, возможно, пытающая заглушить вином какие-то воспоминания. Но она прекрасно владеет снайперской винтовкой и умеет водить шаттл (или истребитель), даже будучи пьяной.

Эйприл Бикирк – командир и мозг команды. Это она нашла Сол Бьянку в поясе астероидов или среди обломков на кладбище кораблей.

Дженни Мэнн – воин-наемник, похожая на парня. Но раньше она была вполне женственной девушкой. Поэтому не любит когда ее принимают за парня.

Ну и девочка Мэйо Джессика, заявляющая, что ее родители с самой Земли, и попавшая на корабль на одной из планет. Как она оказалась на этой планете, когда и после чего, непонятно.

В этом минисериале раскрывается происхождение одного из членов команды – Джун.

Как тесно связанного с искином корабля киборга (или вернее, наверно, сказать, кибрида – человеческого тела с машинным разумом). Возможно, это очеловеченная аватара корабля. Но в приквеле ее происхождение объяснено по-другому.

Также можно узнать, что самыми первыми членами команды являются Эйприл и Фэб, но как им достался такой чудесный корабль можно узнать уже из идейного продолжения этого сериала, уже 1999 года.

Качество картинки по нынешним временам, не шибко хорошее, дизайн героинь, их анимация тела и лиц стандартна для сериалов того времени, нет сногсшибательных эффектов, но он очень интересен. Потому что лучше раскрывает происхождение героинь, их характеры.

Стандартный сериал того времени, созданный под влиянием западной фантастики. Внимание можно обратить на полностью женский экипаж и на дизайн самого корабля.

Сюжет

Этот сериал из двух OVA не так грандиозен и философичен как его продолжение, это просто рассказ о команде пиратов из четырех девушек и одной девочки, об их приключениях, с простым сюжетом о паре пиратских операций. Действие истории происходит в 24 веке, когда человечество уже расселилось по всей галактике.

Сол Бьянка нападает на корабль контрабандистов и захватывает несколько грузовых контейнеров. В одном из них прячется парнишка, пробравшийся зайцем на корабль.

Подросток Рим Делапес мечтает отомстить военному диктатору одной планеты Трес его родной системы, который захватил его родную планету Уно. Отец мальчишки стал руководителем повстанцев, борющихся за свободу,

а мать парнишки была погружена в стазис, и в виде статуи установлена в сокровищницу тирана.

Соврав или почти солгав о большой сокровищнице тирана, он упрашивает девушек помочь ему в освобождении матери.

И вот пройдя через кучу приключений и порой, находясь на грани гибели под топором палача, они помогают освободить мать мальчика из ее странного состояния, потревожить войска и сокровищницу генерала Батроса.

Они также помогают делу освобождения планеты Уно, когда обезумевший тиран пытается наказать “недобитых планетных крыс и этих выскочек с этого чертового корабля”, который ему так и не удалось захватить.

Следующее приключение девушек и их корабля происходит, когда команда пытается перехватить у галактических головорезов некий груз редкого материала с необычными свойствами, захваченный ими с одного галактического лайнера,

Головорезы запускают на их корабль неких киберчервей, которые наносят большой вред системам корабля, и тем самым заставляют Джун погрузиться в кому, а корабль остановиться и начать дрейфовать в космосе.

Галактическая полиция арестовывает беспомощную Сол Бьянку, и отводит ее на свою базу.

Здесь появляется некий таинственный незнакомец Юрий Шураба, который немного приоткрывает тайну происхождения Сол Бьянки.

Оказывается, что корабль Сол Бьянка это остаток некоторого флота и является одной из сестер-кораблей (корабль ship – по-английски имеет женский род).

Но эта сюжетная линия не получает продолжение в приквеле.

В сериале есть некоторые намеки на тайны материнской планеты, например одно из взятых у тирана сокровищ – Гнозис, который представляет собой по слухам, кладезь информации, собранной со всей галактики. На самом деле оказывается, что это носитель информации с ракеты, запущенной с Земли, дар прошлых поколений будущим. Нечто вроде золотого диска с Вояджера.

Музыкальное оформление первого сериала не несет ничего интересного, кроме разве спецэффектов трансформации и погони в космосе, но мотивы некоторых композиций из первого сериала потом будут использоваться в продолжении.

Не все что намечалось в этом минисериале из двух OVA, было развито в приквеле. Его продолжение пошло по другому пути, не по мистическому, и про древний конфликт кораблей, а по философскому направлению, про разлуку и поиски родного дома, когда-то потерянного. Но приквел, как и этот сериал, также про знаменитых непобедимых пиратов (пираток?), которые бесшабашно преодолевают все преграды на своем пути, разносят все ради своей свободы и независимости.

Sol Bianca: The Legacy Сол Бьянка: Сокровища погибших планет [1999]

- Опенинг Сокровищ погибших планет

Теперь о продолжении мини-сериале 1999 года. Есть информация, что продолжение на самом деле было десятисерийное, но у нас оно было сокращено до 6 серий. Очень похоже на это, потому что действие в минисериале немного дерганное и местами непонятное, недорассказанное.

Сюжеты и настроение серий

Первая серия (The Emblem) Эмблема.

Мини сериал начинается рассказом о детстве Эйприл. Родители Эйприл погибают в бушевавшей в космосе битве. Эйприл воспитывает тетя Хильда на некоторой планете с остатками рухнувшего звездолета, возможно, на Земле. После смерти тети Хильды Эйприл получает от нее старинный пистолет.

Тогда же она слышит историю о корабле-Солнце. Она находит его заброшенным возле планеты, так и начинаются приключения Сол Бьянки.

Через какое-то время Сол Бьянка прибывает на некую планету. И когда команда покидает корабль по своим делам, на борт пробирается вор и крадет один из артефактов – пистолет из коллекции Эйприл, может, тот самый, что отдала ей тетя.

Команде приходится искать и вырывать его из рук планетной верхушки, которая проводит аукцион по его продаже.

Одновременно на него начинает претендовать полковник Гюнтер из организации Терра Форс. Он узнает об аукционе и хочет забрать его, потом выясняется, что он ему очень дорог.

Происходит битва между Сол Бьянкой, крейсером организации Терра Форс, а также базой терраформирования, поднявшейся из моря, которая заканчивается победой Сол Бьянки. Терра Форс начинает преследование корабля.

Во время пребывания на планете и этой битвы на борту Сол Бьянки случайно оказывается сирота Мэйо. А может не случайно, так как защитная система корабля пропускает ее.

Девушки расспрашивают ее, и та сообщает, что ее родители ждут ее на планете Земля, чем очень удивляет команду Сол Бьянки. И корабль отправляется в путешествие к Земле.

Настроение серии: Начало пути, чтобы вернуть потерянное: Всегда стоит пытаться вернуть что-то, напоминающее прошлое. Будь это пистолет или родители.

Вторая серия (Memories) Воспоминания.

Команда пытается заполучить кажущиеся сокровища, спрятанные на одной из планет,

а на самом деле, сталкиваются с остатками провалившегося эксперимента терраформирования и личной трагедией главы терраформирователей.

Терра Форс даже здесь продолжается преследование Сол Бьянки.

Печально, но надо расписаться... да.

Уточняется происхождения Джун, оно оказывается не таким как в первом сериале – оказывается, что она результат некоего эксперимента. Возможно, что Эйприл нашла ее именно на борту Сол Бьянки, подключенной к системам жизнеобеспечения.

Настроение серии: Печаль воспоминаний: О сложном выборе пожертвования собой ради общей цели и любимого. И о потерянных шансах на спасение.

Третья серия (The Cleaner) Чистильщик.

Корабль Сол Бьянка захватывает преступник-телепат, который захотел, используя его, убить премьер-министра планеты, женщину.

Корабль освобождает Дженни, вооруженная новой системой вооружения, вместе с детективом, братом преступника, (хм, видимо, нетрадиционной сексуальной ориентации) который пожертвовал собой ради исправления ошибок воспитания своего брата.

Главную роль в освобождении сыграла Мэйо, мысли которой не смог прочитать преступник и антикварный пистолет.

Настроение серии: Битва ярости вооруженного необычным талантом или своей правдой, и грусть возвращения прошлого. Возможно, грусть от того, что всегда приходит время исправления ошибок прошлого.

Четвертая серия (Lovers) Любовники.

Сол Бьянка останавливается для пополнения припасов и отдыха команды на одной планете. Мэйо начинает ходить в виртуальную школу, где у нее появляется друг. А девушки встречаются с другими пиратами, а Эйприл со своим парнем Перси.

В результате ссоры между Эйприл и Фэб, последняя уходит с Сол Бьянки и оказывается на крейсере Терра Форс.

Команда совместно с другими пиратами бросается в погоню, чтобы вернуть ее. Но Фэб не спешит вернуться, что вводит Эйприл в депрессию.

Каждая из команды понимает, что у всех у них есть тайны своего прошлого. И лишь может случайность, воля судьбы, нечто общее, потерянное когда-то каждой из них удерживает их вместе.

Сейчас они знаменитые пираты, но что будет потом, когда уже у них не будет ловкости, таланта и удачи… кем они все станут; старыми каргами, которые в каком-нибудь планетном баре за кружку пива будут рассказывать зевакам о своих подвигах… или все же лучше умереть молодым. И потом когда твои женские биологические часы тихо отбивают свое, а у тебя нет близкого человека. (Такое пессимистичные нотки проскальзывали и в Ковбое Бибопе, когда взрослый человек задумывается о своем месте среди других, и своем прошлом и будущем.)

Лишь Мэйо спокойно спит, чувствуя себя в безопасности, и быть, может, ей снятся ее родители, которые ждут ее на Земле.

Настроение серии: Меланхолия: Кто ты и в чем смысл твоей жизни? И когда надо прекратить погоню за своей мечтой?

Пятая серия (The Earth) Земля.

Корабль прибывает к планете Земля, прикрытой огромным щитом в виде сферы. На щите расположен город Лотос, который является штаб квартирой Терра Форс.

Эта организация начинает претворять в жизнь план захвата Сол Бьянки.

Вся команда отправляется на поиски родителей Мэйо и Фэб в Лотос.

В отсутствие команды происходит кибервзлом искина корабля и увод Сол Бьянки к флоту Терра Форс. Эйприл, Дженни и Перси проникают в дом Гюнтера, где находится Фэб. Команде раскрывается иллюзия прекрасной планеты Земля.

Но Фэб, несмотря на то, что за ней пришли, так и не готова вернуться и прощается с Эйприл.

Джун оставляет Мэйо в доме ее родственников – тетушки и дяди. И уходит, оставив той коммуникатор.

Но на улице она впадает в кому (это совпадает с взломом искина корабля). Мэйо находит Джун без сознания и связывается по коммуникатору с остальной командой

и, таким образом, возвращается обратно к своим друзьям.

А корабль, подчиняясь чужой воле, улетает от своей команды.

Но все же преследуемые Терра Форс Эйприл, Дженни и пират Перси возвращаются, подобрав Джун и Мэйо, на корабль. Но Джун находится в странном состоянии, похожем на горячку, и корабль не отвечает на призывы своей команды. Корабль опускается под щит, прикрывающий Землю.

Настроение серии: Сложный выбор, что же тебе нужно для счастья? Погоня за мечтой, возможно несбыточной, или спокойная жизнь?

Шестая серия продолжение пятой. (The ship of the Sun) Корабль Солнца.

Огромный флот Терра Форс готовится к покорению беспомощной Сол Бьянки и начинает обстреливать ее. Сол Бьянка начинает разрушаться и погружаться в атмосферу Земли.

Фэб собирается вернуться на погибающую Сол Бьянку.

Терра Форс объявляет команде корабля ультиматум, чтобы они сдались. Но Джун и Джи своевременно побеждают чужую программу, и начинается восстановление систем корабля.

Гюнтер запускает со своего крейсера ракету с ядерным зарядом, которая должна уничтожить Сол Бьянку, но тем самым сбивает настройки суперкорабля Терра Форс, и тот теряет управление.

Но этот ядерный взрыв не смог повредить Сол Бьянке, и корабль с помощью Джун начинает запуск своих экстренных систем. Флот в панике и начинает снова яростную атаку корабля, но Сол Бьянка полностью приведя в действие свои защитные поля, избегает повреждений и даже восстанавливается.

Сол Бьянка вместе с ее аватарой наносит ответный удар армаде Терра Форс.

Оставшийся флот просит о сдаче. Фэб с помощью Мэйо возвращается на Сол Бьянку.

Сол Бьянка после битвы садится на безжизненную Землю, как и шаттл Гюнтера. Происходит разговор между Гюнтером и Эйприл.

После чего Сол Бьянка покидает и Землю, и щит, направившись в галактику, навстречу новым приключениям.

Настроение серии: Возвращение и продолжение: Отбросить свое прошлое ради будущего.

Разбор того, что я увидел, и некоторое впечатление от сериала.

Сквозь весь сюжет продолжения 1999 года дымком сквозит дух ностальгии и упадка. Вроде все в порядке, человек – царь галактики, но уже позабыт дух покорения новых систем, поиска нового пространства. Этакая нуарность, безысходность и позабытые тайны прошлого. Давным-давно уже прошла эпоха Первопроходцев, люди расселились по всей галактике, забыли свою родину – Землю. Но герои-первопроходцы оставили реликты, великолепные машины, назначение которых сложно понять и не всегда удается использовать.

Одним из таких великолепных осколков славного прошлого является великолепный космический корабль с превосходящими технологиями Сол Бьянка. Он способен в одиночку справиться с большим флотом преследователей и устремиться дальше к недостижимой цели, умея прыгать в подпространство, даже в атмосфере планеты.

Неожиданно возникший на пути героинь антигерой - полковник Гюнтер пытается отобрать корабль у них (так кажется на первый взгляд), но получается, что как будто корабль сам не хочет уходить в чужие руки.

Даже когда на корабль пробирается преступник-телепат, который собирается использовать его в своих целях, или ИскИн корабля будет взломан чужеродной программой, девушкам удается перехватить управление.

Иллюзия..

Настоящий вид Земли

Как ни странно девушкам удается найти Землю, кто им сообщил о ее координатах, когда… непонятно. Когда после битвы с превосходящей армадой, команда приземляется на Землю, девушки находят малозаселенные пустыни с руинами каких-то зданий. Почему люди покинули планету и когда, непонятно.

Есть артефакт – старинный пистолет, подаренный Эйприл ее тетей – который мог послужить ключом к тайнам прошлого или к какому-то воспоминанию. Таких пистолета в сериале два. Но ничего связного, эта тема в сериале подана вскользь. Печаль.

Режиссер этого минисериала Хироюки Оти – создатель Armitage и его, кажется, третьей части, и поэтому этот сериал похож на его предыдущую работу, но красота картинки не может прикрыть некоторых огрехов сюжета и логики. Потом он срежиссирует один из эпизодов Изгнанника.

Хотя если не придираться к этому, а просто смотреть и наслаждаться происходящим на экране, то можно получить наслаждение.

Есть ли некий философский подтекст в сюжете? Наверно есть, дети Земли, разлетевшиеся по галактике, позабыли свою мать и забыли славную эпоху раздвижения границ познаваемого космоса, погрязли в довольстве удобных домов с регенерируемой атмосферой и удобным обслуживанием машинами и роботами.

В их жизни нет уже того радикального духа героев. Все расписано, разложено по полочкам… нет свободы.

И поэтому в таком космическом обществе возникают такие группы радикалов, может, немного побитых жизнью и прошлыми обидами. Они находят друг друга, прилепляются друг к другу и в какой-то момент не могут простить того, что одна из них пытается уйти от них, они пускаются в погоню, находят ее и пытаются “спасти”.

Что в первом, так и во втором сериале идет охота за кораблем Сол Бьянкой – редким наследием прошлого, чтобы получить технологическое превосходство над врагами. Такое впечатление как будто галактическая наука остановилась в своем развитии или даже ее уровень упал по сравнению со временами освоения человечеством галактики.

Достоинства минисериала.

Атмосфера далекого будущего в сериале выдержана прекрасно.

Великолепная картинка служит для показа великолепного дизайна корабля и сверхъестественных эффектов превращения корабля или его силовых полей в подобие нордической богини-лучницы.

Сногсшибательные (для того времени) компьютерные эффекты, чем-то похожие на эффекты самого Евангелиона и Ковбоя Бибопа,

Компьютерные эффекты трансформации корабля неправдоподобны, но зато красочны и понятны. Если принять появляющуюся аватару корабля, как красочное силовое поле, на что намекается в конце сериала, то все вполне оправдано и логично.

Создатель дизайнов Корабля Сол Бьянки и других кораблей и техники – Ацуси Такеюти проработал их на славу, они очень великолепны.

Интересное произведение, в стиле представлений твердой фантастики о космических путешествиях, показывающее галактическую машинерию далекого будущего. Яркая картинка, великолепный продуманный дизайн космических кораблей, пейзажей планет.

Интересные, хорошо описанные характеры некоторых персонажей, но не их прошлое.

Сериал сделан с претензией на философию. Каждая из шести серий “Сокровищ Погибших планет” предваряется цитатой из Библии, Данте и других классических произведений.

Можно ли отнести к достоинствам подобранную команду корабля? Наверно да. Правда она относительно стандартна для приключенческих сериалов и описана сравнительно скупо. Но у каждой героини есть свое место в сюжете.

Впечатляющая музыка в сериале от Сэйко Нагаока, это один из главных плюсов минисериала.

Музыка в сериале великолепна, вообще, можно убедиться, что многое человек воспринимает ушами. Я не любитель приджазованных вещей, но здесь был покорен прекрасными композициями, которые задают атмосферу в минисериале:

Таинственная космическая композиция Puroroogu для момента нахождения корабля, висящего в поле обломков астероидов.

[audio]350[/audio]

Космос показан под более живую Hanarete Yuku Kokoro, кажется.

Для опенинга – очень задорная “To be free” в исполнении Стеллы Ферст. Кто такая, увы, не знаю.

[audio]349[/audio]Taiyo No Fune Soru Bianka – в сцене космической погони и абордажа вражеского корабля.

Unmei – грустная нуарная для сцены в баре.

[audio]351[/audio]

Transfomation – во время боевой трансформации корабля.

[audio]352[/audio]

Kagero Taiyo – во время полета или… не помню. И другие...

Композиции похожи, за исключением некоторых, но это обусловлено единым настроением минисериала – космического пиратского авантюризма и нуарности отдыха пиратов в припортовых барах, или легкости времяпровождения свободного времени на роскошных пляжах и апартаментах.

Недостатки минисериала

Непонятный сюжет минисериала от Мицуи Хидэки, который потом напишет для “Рагнарека” и “Фантастические дети”, не несет особого смысла, он простоват. Все же сценарист и режиссер не смогли придумать что-то определенное. Не раскрыты персонажи, их прошлое, а также самого корабля.

Даны лишь намеки на разгадку тайны Сол Бьянки. И их можно понять по-разному.

Этот минисериал это некая зарисовка из жизни пиратов с некоторыми, пытающими все объяснить, камбеками и попыткой пофилософствовать.

В сериале ничего не объяснено, нет ни предыстории, ни продолжения сюжета. История как бы оборвана на полуслове. Первый сериал и его продолжение несильно связаны и немного не стыкуются. Как наверно многие первые и вторые части.

Поэтому есть множество пренебрежительных отзывов и сериал решили дальше не продолжать.

Некоторые зрители ругают сериал за пустоту, оборванные нити сюжета, сравнивают его с фантиком, но в нем есть интересные моменты, и если не требовать серьезности Евангелиона, а просто наслаждаться действием, то можно получить удовольствие.

Но эта вселенная имеет своих поклонников.

- AMV по сериалу, дающее представление о картинке и происходящем в сериале.

Второе AMV немного похуже... но интересное.

Общий вывод: Все же положительные впечатления от сериала и его вселенной у меня превалируют над отрицательными, их было больше тогда, их больше и сейчас.

А тогда для меня это было откровение после Покемонов, Сейлор Мунов, советских или французских мультфильмов, которые начали проникать на экраны постперестроечной России. Кстати в то же самое время был, кажется, анимационный фильм - Финальная фантазия: Внутренние духи. Он тоже поразил мое воображение.

Раньше, может, глаза были острее, впечатления богаче, все было в новинку.

Статья на википедии

Такое вот мое анимационное наследие. Нет не так... и жили они долго и счастливо.