Третье Поколение Игровых Консолей. Let The Console Wars Begin.
Итак, мы заценили первое поколение того, что в последствии назовут игровыми приставками, со встроенными играми. Прошлись по второму поколению, увидев первые попытки перехода на картриджи. Теперь же нас ждёт, не побоюсь этих слов, самое известное поколение приставок, называемое иногда расцветом эпохи электронных развлечений. Именно в это время приставки начинают разделять по "битности", и третье поколение называется так же восьмибитным.
[CENTER][B][h2]Третье Поколение Игровых Систем[/h2][/B][/CENTER]
Это, наверное самое известное поколение, берёт свой отсчёт с июля 1983го года, когда в Японии выходят [B]Nintendo Famicom[/B] и [B]SEGA Game - 1000[/B] (SG-1000). Во времени же конца этого поколения мнения учёных разошлись. Мне лично импонирует точка зрения, что "конец восьмибитной эры" наступает в 1987м году с выходом [B]PC Engine / TurboGrafx-16[/B] от [B]NEC[/B], хотя отдельные экземпляры приставок второго поколения разрабатываются до 1990го года.
Итак, лето 1983го года. В Америке и Европе полным ходом идёт "[B]второй крах индустрии рынка видеоигр[/B]", что знаменует собой некоторый застой в разработке и выпуске новых приставок и игр. В Японии же в это время всё замечательно, поэтому в июле 1983го выходят аж две приставки, знаменующие собой начало нового поколения - [B]Family Computer[/B], она же [B]Famicom[/B] от [B]Nintendo[/B] и [B]SG-1000[/B] от [B]SEGA[/B]. Интересно, что дата выпуска обеих приставок в большинстве источников совпадает до дня - 15 июля 1983го. Как известно теперь, [B]Nintendo[/B] победила по всем параметрам, ведь практически во всём мире её приставка была в лидерах по количеству проданных экземпляров, количеству выпущенных игр и количеству лицензионных и не очень копий приставки. [B]Sega[/B] удачно укрепилась лишь в Бразилии и Европе, поэтому есть очень много игр для её приставки [B]SG-1000[/B], которые выходили исключительно в этих регионах. Тут ещё стоит упомянуть про оригинальную маркетинговую находку [B]Nintendo[/B] - [B]Sharp Nintendo Television[/B]. Суть очень проста и гениальна одновременно - [B]Sharp[/B] выпускает телевизор, к которому [B]Nintendo[/B] добавляет встроенную [B]Famicom[/B]. Засчёт некоторой специальной подгонки этот тандем имел лучшие показатели картинки и звука, чем любой другой телевизор и эта же самая приставка. Помимо консолей от этих двух гигантов, в 1983м году вышла ещё одна 8битная приставка, [B]PV-1000[/B] от [B]Casio[/B]. Но она, не выдержав конкуренции, практически сразу же "умерла", оставив после себя наследие в виде 15ти игр.
В 1984м году [B]Atari[/B], понесшая большие убытки во время кризиса и проданная [B]Tramel Technology Ltd[/B], решает вернуться в индустрию видеоигр. Возвращается она с приставкой [B]Atari 7800[/B], которая получает достаточную известность в Северной Америке и благодаря обратной совместимости с играми от [B]Atari 2600[/B] хорошо продаётся до прихода на Американский рынок [B]Nintendo[/B] в 1985м году со своей [B]NES[/B] (Nintendo Entertainment System, которая есть [B]Famicom[/B] с изменённым дизайном). Интересно, что именно [B]Atari[/B] годом ранее должна была продвигать [B]NES[/B] на Североамериканском рынке, но в силу некоотрых причин отказалась, решив сама захватить этот рынок.
В 1985м, помимо выхода [B]Nintendo[/B] на Североамериканский рынок, происходит ещё одно значимое событие - [B]SEGA[/B], которая к этому моменту уже является аутсайдером в битве с [B]Nintendo[/B], выпускает свою [B]Sega Master System[/B]. Приставка создавалась как конкурент [B]Famicom[/B]\[B]NES[/B], но в итоге ей вместе с [B]Atari 7800[/B] пришлось делить 10% рынка, в то время как оставшиеся 90% принадлежали [B]Nintendo[/B]. Доминирующее положение [B]Sega[/B] заняла лишь в Европе, Бразилии и Океании, в частности за счёт продажи своих приставок там, где [B]Nintendo[/B] не решалась продавать свои. Так же стоит упомянуть выход совершенно отдельно стоящей консоли на [B]LD[/B]-дисках - [B]Halcyon[/B]. Это вторая подобная система (первой была [B][url=http://www.gamer.ru/clubs/retro-igry/msx-palcom-laserdisk-system-pervaya-domashnyaya-sistema]MSX Palcom Laserdisk[/url][/B]), к которой вышло аж целых две игры)
Год 1986й от Р.Х. ничем особенным в плане появления приставок не отметился, разве что вездесущая [B]Nintendo[/B] выпустила для своей приставки [B]Famicom Disk System (FDS)[/B] - специальный девайс, который подключался к приставке и позволял играть в игры, записанные на специальные флоппи диски, называемые [B]Disk Cards[/B].
1987й год, закат 8битной эры, отметился выходом двух приставок, которые не имели широкого распространения. Первая - [B]Atari XEGS[/B] по сути представляла собой обрезанный компьютер [B]Atari 65XE[/B]. К ней можно было докупить перифирию, и таким образом превратить приставку в полноценный компьютер. Вторая появившаяся приставка - [B]Action Max[/B] от [B]Worlds of Wonder[/B], использовавшая [B]VHS[/B] кассеты для игр.
Ну и как уже писалось выше, [B]эпоха 8битных приставок[/B] заканчивается в 1987м году с началом выпуска 16битных консолей. Кстати период 8битных приставок называется ещё первой консольной войной, которая шла между [B]Atari[/B], [B]Nintendo[/B] и [B]Sega[/B]. Правда эту войну войной можно назвать условно, ибо [B]Nintendo[/B] через год после запуска [B]Famicom[/B] захватила себе до 90% рынка с результатом примерно в 62 миллиона официально проданных консолей, в то время как [B]Atari[/B] и [B]Sega[/B] довольствовались оставшимися 10% с соответственно 3,7 и 12ю миллионами проданных консолей.
Одна из вещей, позволившая этому поколению приставок стать самым известным - игры. Именно в это время программисты начинают разрабатывать игры конкретно для приставок, а не портировать их с игровых автоматов как раньше. Конечно же, портирование никто не забрасывает, но таких игр становится много меньше. Из знаменитых впоследствии серий игр, в это поколение появились такие хиты как [B]Castlevania[/B], [B]Dragon Quest[/B], [B]Final Fantasy[/B], [B]The Legend of Zelda[/B], [B]Mega Man\Rockman[/B], [B]Metal Gear[/B], [B]Metroid[/B], [B]Ninja Gaiden\Ryukenden[/B], [B]Phantasy Star[/B], [B]Super Mario Bros.[/B]. Тут, наверное, следует упомянуть политику большой [B]N[/B] в отношении фирм-производителей картриджей со своими играми. Разработка игр для [B]NES[/B] всячески поощрялась, но только по лицензии и на условиях компании. Жёсткий контроль позволял манипулировать рынком и создавать искусственный дефицит картриджей, что в конечном итоге вынудило часть компаний заниматься пиратством.
На фронте портативных приставок затишье перед бурей. Лишь только вездесущая [B]Nintendo[/B] продолжает выпускать разнообразные портативки из серии [B]Game & Watch[/B]. Подробнее о них можно почитать тут.
Как обычно, поглядим на наиболее известные приставки этого поколения и начнём с
[CENTER][B]Famicom\NES[/B]
[IMG]626440[/IMG][/CENTER]
Оригинальная приставка, [B]Famicom[/B], выходит в Японии 15го июля 1983го года. Приставку проектировал Масаюки Уемура (Masayuki Uemura), который позднее приложил свою руку и к другому творению [B]Nintendo[/B] - [B]SNES[/B]. Как это ни странно прозвучит, но приставка, которую [B]IGN[/B] называет величайшей консолью в игровой истории изначально продавалась очень плохо. [B]Nintendo[/B] пришлось отзывать первые партии и перерабатывать железо, и только после этого консоль начала своё восхождение к вершинам игровой индустрии. Кстати, кодовое имя проекта до выпуска было "[B]GameCom[/B]".
[CENTER][IMG]626441[/IMG][/CENTER]
Ещё в 1983 [B]Nintendo[/B] попыталась выйти на Североамериканский рынок, однако из-за скандала с [B]Atari[/B], которая должна была заняться распространением приставки, приставка в США так и не появилась. Суть конфликта в том, что [B]Atari[/B] увидела игру [B]Donkey Kong[/B], которую конкуренты, [B]Coleco[/B], выпустили для своего компьютера. Это было нарушением со стороны [B]Nintendo[/B], поскольку [B]Atari[/B] должна была быть единственной компанией выпускающей их игры в Северной Америке. Как оказалось позднее, [B]Coleco[/B] игру не лицензировали, а портировали её нелегально. В 1985м году [B]Nintendo[/B] пытается уже сама пробиться на этот рынок с переделанной приставкой, которую назвали [B]NES[/B] (Nintendo Entertainment System) и 18ю играми, предназначенными для запуска и раскрутки консоли. В 1986м году приставка появляется в Европе и в Австралии. Не удивляйтесь, если вдруг самая известная приставка в мире вам не знакома - ведь помимо официальных, выходила куча нелегальных клонов приставки, самый известный из которых на просторах России - [B]Денди[/B].
[IMG]626451[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Contra, Darkwing Duck, Megaman
[CENTER][B]Sega Game 1000 (SG-1000)[/B]
[IMG]626442[/IMG][/CENTER]
Прямой конкурент [B]Nintendo[/B], по крайней мере по дате выхода приставки, появился на прилавках магазинов день в день с [B]Famicom[/B] - 15го июля 1983го года. В тени такого конкурента, приставка от [B]Sega[/B] очень плохо продавалась в Японии. Тогда компания делает ход конём и начинает продавать свою приставку там, где пока [B]Nintendo[/B] ещё ничего не продаёт - Астралия, Бразилия, Тайвань, Новая Зеландия - и за счёт этого приставка продолжает держаться на плаву. В 1984м выпускается [B]SG-1000 II[/B], к которой можно подключать клавиатуру. Хотя приставка и не имела большого успеха, её основная роль в истории - предпосылка для создания [B]Sega Mark III[/B], превратившейся в
[CENTER][B]Sega Master System[/B]
[IMG]626443[/IMG][/CENTER]
Оригинальная [B]Sega Mark III[/B] выпускается в Японии в 1985м году. Она могла "читать" игры как на картриджах, так и на специальных "[B]Sega Card[/B]". В 1986м редизайненная версия приставки, названная [B]Sega Master System[/B] выпускается в Северной Америке. Как уже писалось выше, [B]Sega[/B] не смогла соперничать с [B]Nintendo[/B] в этом регионе. Однако бешеная популярность пришла к этой приставке в PAL-регионах (Европа и Океания) и в Бразилии, где консоль несколько раз перевыпускалась с изменённым дизайном, где для приставки вышло много всяких периферийных девайсов, навроде шестикнопочного джойстика или беспроводных джойстиков, и где так же вышло довольно много экслюзивных игр для неё. Официально приставка поддерживалась в Европе до 1996го года, и на тот момент имела в своём активе более двух сотен игр.
[IMG]626452[/IMG]
Примеры игр SG-1000 (слева-направо) - The Black Onyx, Ninja Princess, Pitfall II
[IMG]626450[/IMG]
Примеры игр SMS (слева-направо) - Aladdin, Fantastic Dizzy, Sonic Blast
[CENTER][B]Casio PV-1000[/B]
[IMG]626445[/IMG][/CENTER]
Приставка от [B]Casio[/B], выходившая только в Японии, выпущенная в 1983м году. Несмотря на то, что приставка появилась на заре третьего поколения и имела довольно неплохие технические характеристики, она не смогла занять какой-нибудь достойной позиции и исчезла с прилавков магазинов в течении пары месяцев. Игр было выпущено всего 15 и большая часть из них была портами с [B]MSX[/B]. На основе приставки был сделан компьютер [B]PV-2000[/B], не совместимый с ней.
[IMG]626453[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Dig Dug, Pooyan, Super Cobra
[CENTER][B]Atari 7800[/B]
[IMG]626446[/IMG][/CENTER]
Одна из последних попыток некогда великой [B]Atari[/B] вернуться на рынок видеоигр. Приставка вышла в январе 1986го года в США, хотя анонсирована приставка была ещё в 1984м, незадолго до продажи компании. [B]7800[/B] стала первой приставкой, разработанной вне [B]Atari[/B], фирмой General Computer Corporation. Приставка имела обратную совместимость с большинством игр от [B]Atari 2600[/B] и могла быть дополнена до настоящего компьютера путём подключения специальной клавиатуры. Так же имелся порт расширения, через который планировалось подключение проигрывателя лазерных дисков. Сейчас приставка известна ещё и большим количеством не выпущенных (но объявленных) аксессуаров и игр.
[IMG]626454[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Donkey Kong, Midnight Mutants, Rampage
[CENTER][B]Action Max[/B]
[IMG]626447[/IMG][/CENTER]
Довольно оригинальная консоль, выпущенная в 1987м году фирмой [B]Worlds of Wonder[/B]. Оригинальность приставки заключается в том, что для игр использовались VHS-кассеты, но видеоплеер в комплект приставки не входил) Единственный жанр игр - виртуальный тир, поскольку всё что позволяла делать эта приставка - стрелять по экрану, причём очень важна была точность стрельбы. Поскольку игр было немного, и к тому же реиграбельность у них была никакая (каждый раз прохождение было 100% идентичным), приставка не снискала большой популярности.
[IMG]626456[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Blue Thunder, Hydrosub 2021, Sonic Fury
[CENTER][B]Atari XE Games System[/B]
[IMG]626444[/IMG][/CENTER]
Человек и пароход в одном лице. Приставка, являющаяся облегчённой версией компьютера [B]Atari 65XE[/B], которая при добавлении неких девайсов может превратиться обратно в компьютер. Обладает полной совместимостью с играми для компьютера, поэтому отдельно игры почти не разрабатывались. Большого успеха консоль не имела, зато послужила ещё одним гвоздём в крушку гроба [B]Atari[/B].
[IMG]626457[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Airball, Desert Falcon, Into The Eagles Nest
[CENTER][B]Amstrad GX4000[/B]
[IMG]626449[/IMG][/CENTER]
[B]Amstrad GX4000[/B] - неудачная попытка компании [B]Amstrad[/B] выйти на рынок консольных видеоигр. Неудачная как минимум потому, что на дворе стоял 1990й год - время когда властвовали 16битные монстры [B]Sega MD[/B] и [B]SNES[/B]. Было продано всего 15 тысяч экземпляров консоли, после чего она мирно отправилась в забытие. Считается одним из крупнейших провалов в индустрии видеоигр.
[IMG]626458[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - Chase HQ 2, Pro Tennis Tour, Tintin On The Moon
[CENTER][B]Halcyon (console)[/B]
[IMG]626448[/IMG][/CENTER]
Ещё одна довольно необычная приставка, выпущенная фирмой [B]RDI Video Systems[/B] в 1985м году. Является второй в мире игровой приставкой на [B]LD-дисках[/B]. Изначальная цена приставки была 2500 вечнозелёных и за эти деньги вы получали проигрыватель тех самых лазерных дисков и домашний компьютер. За всю недолгую жизнь приставки было выпущено две игры, хотя как минимум ещё четыре находились в разработке и для них существовали рекламные ролики. Примечательно, что приставка имела голосовое управление.
[IMG]626455[/IMG]
Примеры игр (слева-направо) - NFL Football, Orpheus (unreleased), Thayer's Quest
По поводу эмуляции... Большая часть приставок этого покления спокойно эмулируется как под Windows\Linux, так и например на Android, iOS и даже на других приставках. Помимо десятков отдельных эмуляторов, существует ещё [B]MESS[/B] (Multiple Emulator Super System), куда частично входят представленные здесь консоли.
P.S. И как всегда, напоследок, ещё больше фотографий девайсов из этого временного периода. Часть из них - отдельные малоизвестные приставки, часть - клоны довольно известных.
[IMG]626459[/IMG]
Dendy Junior
[IMG]626460[/IMG]
Commodore 64 Games System
[IMG]626461[/IMG]
Sharp Nintendo Television
[IMG]626462[/IMG]
Zemmix
[IMG]626463[/IMG]
Family Computer Disk System
[IMG]626464[/IMG]
BBC Bridge Companion
[IMG]626466[/IMG]
Philips Videopac+ G7400
[IMG]626467[/IMG]
View-Master Interactive Vision
[IMG]626468[/IMG]
VTech Socrates
[IMG]626469[/IMG]
Hyundai Comboy
[IMG]626470[/IMG]
Sharp Twin Famicom
[IMG]626471[/IMG]
Sega Mark III
[IMG]626472[/IMG]
SMS Compact
[IMG]626473[/IMG]
SMS Girl