Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Perfect_kiss_chunli_cammy

Плюсатор Malkavian 41

153

Древнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзор

Для непосвященных: отечественная литература XVI века – просто кладезь народной скуки. По большей части она состояла из душеспасительных историй про долгий путь ко Христу. Герои переживали локальные апокалипсисы, но шли по выбранной дороге до конца. В конце их ждала либо мучительная смерть с дальнейшей постройкой монастыря на этом месте, либо уход в монастырь, построенный на месте чей-то мучительной смерти. Утрирую, конечно, но это сути дела не меняет. Самым пробивным человеком от мира литературы стал протопоп Аввакум. На волне борьбы «двуперстных» и «трехперстных», произошедшей по вине реформаторской деятельности патриарха Никона, многие старообрядцы были преданы анафеме и сосланы на. Нетрудно догадаться, что среди опальных было прописано имя Аввакума. Но не в том состоит его главное деяние.

Древнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзор
Мир книг - Древнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзорДревнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзор

В возрасте 50 лет старый клирик оформил «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Как несложно догадаться из названия, священнослужитель выбрал жанр автобиографии, до которого знаменитые писатели и знатные бумагомарататели тогда еще не додумались. Надо думать, что «Житие» было основано на реальных событиях – Аввакум в красках (256 оттенков серого, на самом деле) описал злоключения своей семьи. И главное достижение самообрядца – коктейль из бытового и проповеднического стиля. Автор не стесняется давать наставления в лучших церковных традициях, но уже через несколько строчек живым языком описывает очередное несчастье простонародным языком.

Таким образом Аввакум вырвался из эпоса, которым славились иные авторы бытия, и добавил драматических по характеру сцен, которые и по сей день способны взволновать читателей. С протопопом и его спутниками вы увидите немало довольно жестоких мизансцен. Посмотрите лишь на один абзац – сколько экспрессии скрывается в словах старца:

"Таже ин начальник, во ино время, на мя рассвирепел, - прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами. И егда наполнилась гортань ево крови, тогда руку мою испустил из зубов своих и, покиня меня, пошел в дом свой. Аз же, поблагодаря бога, завертев руку платом, пошел к вечерне. И егда шел путем, наскочил на меня он же паки со двемя малыми пищальми и, близ меня быв, запалил из пистоли, и божиею волею иа полке порох пыхнул, а пищаль не стрелила. Он же бросил ея на землю и из другия паки запалил так же, - и та пищаль не стрелила. Аз же прилежно, идучи, молюсь богу, единою рукою осенил ево и поклонился ему. Он меня лает, а ему рекл: "благодать во устнех твоих, Иван Родионович, да будет!" Посем двор у меня отнял, а меня выбил, всего ограбя, и на дорогу хлеба не дал."

Древнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзор
Мир книг - Древнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзорДревнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзор

Драки, расчлененка, отчаянные перестрелки – вы этого ожидали от «о-боже-это-же-booooooriiiing» литературы XVI века? Аввакум показывает, что и наши старцы не лыком шиты. В иные моменты вы можете в подробностях рассмотреть быт простых людей, попадающихся клирику по дороге. Автор повествует о своей жене, Анастасии Марковне, которая покорно приняла все невзгоды и отправилась в ссылку вместе с мужем. Ей пришлось пережить немало испытаний, но главной печалью для четы осталось добровольное принятие «никонианства» двумя сыновьями. Строки «Жития» преисполнены скорбью. Те, кто сегодня говорит про тлен, безногость и полнится черно-белыми фотографиями – беззубые щенки. Аввакум рассказывает про настоящую боль, боль физическую и душевную.

"Пять недель по льду голому ехали на нартах 58. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, - кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: "матушка-государыня, прости!" А протопопица кричит: "что ты, батько, меня задавил?" Я пришел, - на меня, бедная, пеняет, говоря: "долго ли муки сея, протопоп, будет?" И я говорю: "Марковна, до самыя смерти!" Она же, вздохня, отвещала: "добро, Петровичь, ино еще побредем"."

Не оставляет Аввакум и главной тематики, из-за которой ему пришлось отправиться в дальние края. Ни на минуту не забывает он о своей вере. Постоянно припоминает еретиков из команды Никона и ведет с ними борьбу. Каждая строчка отражает накал борьбы, в которой герой не признает себя побежденным. Он руководится лишь своей истиной и ведет себя непреклонно по отношению к врагам старообрядцев. «Житие» стопроцентно попадает в разряд «надо читать». По крайней мере, интересующимся отечественной историей и готовым узнать, чем приходилось жертвовать ради собственной веры.

И пожелаю всем напоследок:

Древнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзор
Мир книг - Древнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзорДревнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзор

153
Интересное на Gamer.ru

22 комментария к «Древнерусская боль: "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" - обзор»

    Загружается
Чат