Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
97ebd20f-558c-4ebc-ae45-81125bcbb041

Геймер Лоуренс Аравийский 40

187

«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru

Уже несколько дней идет дождь. Сквозь полупрозрачную пелену осадков сложно различимые лица людей сливаются в бесконечное серое месиво на фоне безликих урбанистических орнаментов. Кажется, еще чуть-чуть, и монохромные пейзажи сменит высоко взошедшее солнце, и все вокруг заиграет яркими красками. Однако этого не происходит. Мир Heavy Rain удивительно жесток к игроку. Дэвид Кейдж в своем многогранном проекте попытался показать то, насколько жизнь современного человека сера и безынтересна. И ему это с лихвой удалось.

Полюбоваться солнечными бликами в Heavy Rain позволяется только в прологе. Тогда же мы знакомимся с главным героем игры — Итэном Марсом — мужчиной средних лет, с немного наивным выражением лица и трехдневной щетиной. История начинает свой отсчет с того момента, когда мистер Марс в первый раз в жизни пробуждается от сна не сам, а благодаря манипуляциям с аналоговым грибочком вашего DualShock’а. Неспешно побродив по дому, мы постепенно узнаем всю правду о нашем герое. О такой жизни, как у Итэна Марса, может мечтать каждый мужчина: жена-красавица, пара сынишек-сорванцов, дом в престижном районе и любимая работа, — до настоящего рая на Земле не хватает разве что мешка с деньгами в шкафу, но кто знает, может, я его просто не заметил. В тот самый день, когда мы погружаемся в тихую, размеренную жизнь семейства Марсов, их старший сын Джейсон отмечает свой первый юбилей — парню стукнуло 10 лет. В праздничной суете никто и не смеет думать о том, что совсем скоро семейная идиллия даст роковую трещину: в страшной автокатастрофе погибнет Джейсон, а Итэн угодит в больницу и пролежит в коме 6 месяцев.

«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru
Heavy Rain - «Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru

Повествование Heavy Rain продолжится спустя два года после трагических событий, когда бывший отец благополучного семейства уже превратится в одинокого невротика, измученного странными провалами в памяти, разведенного, и тщетно пытающегося наладить контакт со своим младшим сыном. А в роковой параллели с душевными метаниями Итэна, за окном, стирая улики таинственного Мастера Оригами — серийного маньяка, который с шокирующей точностью метронома убивает одного маленького мальчика за другим, оставляя на месте преступления, завернутый в кулачок жертвы, оригами и бутон орхидеи — продолжает накрапывать, смелея с каждой секундой, непрекращающийся дождь.

«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru
Heavy Rain - «Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru

В истории Heavy Rain, помимо отца-горемыки Итэна, отведена немалая роль еще трем колоритным личностям, о которых, впрочем, следует упомянуть лишь по касательной, чтобы не испортить вам удовольствие от первого прохождения. Итак, трио: Скотт Шелби — бывший полицейский, а ныне частный детектив, — он первый, кто занимается делом Мастера Оригами; Мэдисон Пейдж — случайная спутница Итэна в его приключениях, и, конечно, Норман Джейден — агент ФБР из Вашингтона, «скорая помощь» местной полиции, захлебывающейся в своей некомпетентности, наркоман со стажем и владелец виртуальных очков и перчатки, которыми активно пользуется в своей работе. Все вместе и каждый по отдельности, — они сыграют в истории Heavy Rain важнейшую роль. Разработчики задолго до релиза обещали, что в игре любой герой, в зависимости от расторопности и смекалки игрока, может не дожить до финальных титров, при этом история, словно наплевав на эти условности, продолжит развиваться дальше, как ни в чем не бывало. В действительности все оказалось намного хуже: в Heavy Rain действуют самые суровые законы из ныне известных — законы настоящей жизни. Поэтому каких-либо поблажек ждать не приходится. За те 8—10 часов, что длится история Heavy Rain, ни на секунду не покидает ощущение того, что мы смотрим не в черный телеприемник, а в окно чьей-то спальни — настолько удивительно чувство сопричастности происходящему, настолько реальны герои и их поступки.

«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru
Heavy Rain - «Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru

Heavy Rain, в первую очередь, — история о простых людях, которые совершают те же ошибки, что и мы с вами. Они могут солгать любимому человеку, предать друга или всерьез угрожать расправой всем, кто посмеет перейти им дорогу в жизни. Причем у героев Heavy Rain, так же, как у нас с вами нет права на ошибку. Конечно, детищу Quantic Dream далеко в хардкорности до Ninja Gaiden II или Demon’s Souls, по простому, геймерскому счету, — здесь уровень сложности вычитается по совсем иной формуле. Heavy Rain закрывает глаза на ошибки игрока до поры до времени, разрешая давать осечки только при выполнении второстепенных действий: мы сколько угодно сможем топтать грязь на месте преступления, собирая важные улики, или часами наносить на милое личико Мэдисон развратный макияж в туалете одного из ночных клубов — на сюжет это никак не повлияет. В этом случае нужные для продолжения сюжета NPC послушно дожидаются внимания игрока. Однако стоит герою оказаться в непростой ситуации, когда делать выбор приходится за считанные секунды, и Heavy Rain становится безжалостным и холодным аттракционом жизни и смерти. В кульминационные моменты истории мы не сможем изменить принятого решения, даже если оно лишит жизни невиновного человека. В Heavy Rain нельзя загрузиться с «нужного» места и заново пройти испорченный эпизод. Детище Quantic Dream, подобно реальной жизни или сорвавшемуся с цепи бешеному псу, дает игроку всего один шанс и каждый из нас этим шансом должен дорожить, ведь стоит ослабить хоть на мгновение хватку, и Heavy Rain, не моргнув глазом, с беспощадностью хищника разорвет геймера на маленькие кусочки. От выбранного вами решения зависит не только ваше моральное удовлетворение, но и путь, по которому будет развиваться история. В этом смысле Heavy Rain, муштрует игрока похлеще всякого рода военных симуляторов.

«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru
Heavy Rain - «Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru

Выдав пару сюжетных «осечек», приготовьтесь к тому, что до конца повествования могут дожить не все. При первом прохождении Heavy Rain у меня погибли двое из главных героев, и потерю каждого я переживал так, словно она случилась в моей собственной жизни. Все от того, что разработчики из Quantic Dream умело интегрировали чисто игровые действия в историю Heavy Rain, которую не хочется прерывать на «необязательные» действия ни под каким предлогом, как хорошее голливудское кино. И не прав будет тот, кто скажет, что так называемых «игровых» штучек в Heavy Rain слишком мало, а сама игра то и дело норовит превратиться в настоящее интерактивное кино, практически без нашего в нем участия. Просто моменты, напоминающие нам об «обычных» играх — QTE-сценки, увлекательный режим сбора и исследования улик и даже вольное перемещение по игровым декорациям — ни капельки не отвлекают от происходящего, а наоборот, как будто заставляют игрока разыгрывать перед своими глазами очень правдоподобный телеспектакль, в котором неявка в уборную перед приемом пищи приравнивается к надписи «Game Over» в других играх.

«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru
Heavy Rain - «Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru

Однако при том, что в Heavy Rain четко соблюдается не только ритм, но и интонация во время подачи материала, назвать сюжет игры настоящим откровением язык все же не поворачивается. Проект от Quantic Dream, в первую очередь, — абсолютное и бесповоротное постмодернистское произведение, поэтому все мысли, идеи и даже исполнение в нем вторичны, но это на самом деле не главное. Дэвид Кейдж — один из самых талантливых гейм-дизайнеров современности, он четко улавливает настроение игрока, в повествовании его внимание приковано не к действиям героев, а к тому, что происходит в перерывах между ними. Кейдж подмечает и выделяет курсивом моменты, вроде бы неприметные на первый взгляд, но оказывающие на игрока необратимый эффект. Наглядным примером может послужить одна из начальных сцен игры: Итэн пытается наладить со своим сыном общий язык, но тот, видимо все еще переживая смерть брата, никак не хочет идти на контакт, бездумно уткнувшись в телевизор. Чуть позже, во время ужина, когда мальчишка, чуть ослабив внешний барьер, станет уплетать кусок разогретой в микроволновке пиццы, вам позволят сесть рядом с ним. Поддавшись на уговоры игры и наблюдая за неспешными движениями Итэна, не отводящего от своего сына взгляд, мы садимся напротив ребенка, и внезапно, за кадром, боязливо перебирая правильные ноты, вступает заглавная мелодия Heavy Rain. Именно в этот момент, без слов, начинаешь чувствовать близость с виртуальным мальчиком — почва уходит из под ног, а на глазах наворачиваются слезы. Таких сцен в Heavy Rain немало и каждая из них способна выжать из игрока все до последней капли, превращая того в блаженный овощ.

«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru
Heavy Rain - «Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru

Вплетая свое неокрепшее и юное сознание в сюжетную паутину Heavy Rain, не грех пропустить и чисто игровые достоинства проекта, тем более, что разработчики учли и исправили все ошибки, за которые так сильно ругали обаятельный Fahrenheit. Нам очень повезло: сюжет Heavy Rain не заваливается во второй половине игры, в нем отсутствует любой намек на конспирологические теории, индейские племена, светящихся роботов-убийц и прочую дэнбрауновщину. Кроме того, значимые изменения коснулись и QTE-элементов, которые больше не выглядят обузой или нудным постукиваниям по клавишам, отвлекающим наше внимание от сюжета. Разработчики серьезно переработали техническую часть QTE-сценок: они стали разнообразнее, а в некоторых случаях и гораздо сложней. В Heavy Rain, например, чтобы заставить героя почистить зубы, придется изрядно попотеть, передвигая аналоговый стик не просто из стороны в сторону, но и соблюдая правильный ритм. Ну, а некоторые сцены — вышеупомянутый мастер-класс макияжа, сцена с убаюкиванием ребенка или ультразвуковая погоня — смело можно считать произведением искусства. Именно они превращают, из кажущихся топорно склеенными, простенькие головоломки в стройный напряженный рассказ, больше всего напоминающий лучшие эпизоды сериала «24».

«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru
Heavy Rain - «Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru«Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru

Впрочем, чтобы «саспенс» нарастал к концу повествования по экспоненте, вступает кавалерия — саундтрек и визуальное оформление Heavy Rain. Первое – прекрасно абсолютно. Второе – прекрасно, но с оговорками. Впрочем, придирки к недостаточной проработке вилок и кружек на фоне событий, описываемых в Heavy Rain, выглядят по меньшей мере глупо, поэтому оставим оценку графики эстетам.

Отдав Heavy Rain несколько бессонных ночей, отправляя главных героев на верную погибель, спасая их честь, и раз за разом решая головоломки Мастера Оригами, вдруг поймал себя на мысли, что абсолютно не понимаю, каким должны быть DLC-эпизоды (первый из них — The Taxidermist — скоро появится в Playstation Network), чтобы не испортить то, что уже есть в Heavy Rain. Сейчас этот витиеватый, разделенный на четыре равные части, рассказ о простых людях удивительно целен и любой неверный шаг, при желании, может эту конструкцию разрушить. И, несмотря на то, что Heavy Rain практически прямым текстом декламирует, что жизнь — говно, возвращаться в её мир, — порочный, серый и безжизненный, — забывая про все на свете, хочется снова и снова. Всем назло. [10]

187
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

40 комментариев к ««Я люблю дождь. Он прячет мои слезы» — re: GAMER.ru»

    Загружается
Чат